Способ смазки опор ротора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. СПОСОБ СМАЗКИ ОПОР ГОТОРА с введением смазывающего вещест ,ва в опору и наложением на вращахиф Йся ротор колебаний, отличаю;mi и и с я тем, что, с целью уменьте-v ния трения путем повышения устойчивости смазочного слоя, колебания накладывают в плоскости вращения в риде зарезонансных изгибных колебаний в полуактивной полосе частот.. 2, Способ ПОП.1, отличающийся тем, что, частоту изгибных колебаний выбирают в пределах 1,1-1,25 частоты свободных изгибных колебаний. r /too / г.)

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛ ИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

„,Я0.„1055914 A

31бР F 16 С 39/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИП : :::;:::: -!

Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ / вР (21) 3307601/25-27 (22) 23.06.82

;(46) 23.11.83. Бюл. 11 43 (72) Б.И.Никулкин, В.А.Кудинов, С.А.Сидоренко и С.Е.Бондарь (71) Северо-Западный заочный политехнический институт

1(53) 621 822.6(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

 238312, кл. F 16 С 39/02,:1969 (прототип).. (54.) (57) 1. СПОСОБ СИАЗКИ ОПОР ГОТО РА с введением смазывака его вещест,ва в опору и наложением на вращающий. ся ротор колебаний, о т л и ч а ю;шийся тем, что, с целью уменьше- ния трения путем повышения устойчивости смазочного слоя, колебания накладывают в плоскости вращения в риде зарезонансных изгибных колебаний в полуактивной полосе частот.

2. Способ по и.1, о т л и ч а юшийся тем, что, частоту изгибных колебаний выбирают в пределах

1,1-1,25 частоты свободных изгибных колебаний.

10559

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в эксплуатации шпиндельных узлов шлифовальных станков.

Известен способ уменьшения трения и опорах качения включающий подачу смаэынающего вещества в опору и наложение на вращакицийся ротор ультразвуковых колебаний в направлении, перпендикулярном к плоскости вращений 10 цапф, т.е. в направлении, перпендикулярном к плоскости вращения цапф, т.е. в направлении оси ротора El).

Недостатком известного способа является малая эффективность умень- 15 кения трения, снижение устойчивости смазочного слоя и, как следствие малая долговечность работы подшипников.

Цель изобретения — уменьшение тре-- 20 .ния за счет повышения устойчивости смазочного слоя.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу смазки опор ротора с введением смазывающего вещества в опору и наложением на вращающнйся ротор колебаний, колебания накладывают в плоскости вращения в виде зарезонансных изгибиых колебаний в полуактивной полосе частот, преимузО щественно в пределах 1, 1-1,25 частоты свободных изгибных колебаний.

На фиг. l показана схема осуществления способа; иа фиг. 2 — сравнительные графики. зависимости изменения момента трения н толщины смазочного слоя от частоты колебаний по извеСтному и предложенному способам

O и 8 - кривые зависимости момента трения от частоты колебаний по известному и предлагаемому способам; о и г - кривые зависимости толщины смазочного слоя от частоты колебаний по известному и предлагаемому способам.

В опору 1 вращаемого с частотой .45

1(иротора 2 вводят смазывающее вещест14 2 во, при этом ротору сообщают резонансные изгибные колебания в полуактивной полосе частот. При сообщении нэгибных колебаний ротору с частотой, меньшей резонансной частоты свободных колебаний ротора, трение в опоре уменьшается (кривая В на фиг.2), но при этом уменьшается толщина и устойчивость смазочного слоя в опоре (кривая на фиг.2l.

При сообцении изгибных колебаний ротору в зарезонансной зоне частот преимущественно в пределах 1,1-1,25 частоты свободных нзгибных колебаний ротора, трение в опоре уменьшается более чем в 3-4 раза и создается наибольшая толцина и устойчивость смазочного слоя в опоре.

При сообщении изгибных колебаний ротору с частотой, превышающей в

l 25 раза частоту свободных изгибных колебаний ротора, трение в опо-. ре вновь увеличивается, а толцина и устойчивость смазочного слоя в опоре уменьшаются.

Преимущество предлагаемого спосаба подтверждаетея графиками зависимости изменения момента трения и толщины смазочного слоя от частоты колебаний при осуществлении известного способа и предложенного.

Ф

Предлагаемый способ смазки опор ротора с введением емазывающего вещества в опору и наложением на вращающийся ротор колебаний в плоскости вращения в виде зарезонансных изгибных колебаний в полуактивной полосе частот, преимущественно в пределах 1,1-1,25 частоты свободных изгибных колебаний, позволяет снизить трение в опоре более чем в 3-4 раза, получить наибольшую толщину и устойчивость смазочного слоя в опоре и увеличить долговечность опоры качения в 1,5-1,7 раз.

1055914

Составитель В. Пузанов

Редактор O. Ррковецкая Техред И. Надь .. Корректор О. Вилак

Заказ 9269/29 Тира к 776 Подписное

ВНШ1ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )Ч-35, Раушская наб., д; 4/5 филиал ППП "Патент", г. Уагород, ул. Проектная, 4