Якорь электрической машины постоянного тока

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ЯКОРЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА, содержащий размешенную в пазах обмотку из двух частей, выполненных одна петлевой, а другая - волновой, соединенных с коллектором с образованием ступенчатой лягушачьей обмотки, о т л и ч а юш и и с я тем, что с целью упрощения технологии изготовления и снижения потерь мошностй, части обмотки размещены в двух смежных по глубине частях паза. § Т (Л

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

I (19) (11) 1 11 Н 02 К 1/26

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

AO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPbITMA с (Ф Ф . ;.,;- !

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН Я., „ ;, :: -"

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

:В (21) 3414812/24-07;" (22) 29. 03. 82 (46) 23.11. 83. Бюл. И 43 (72) С. П. Калиниченко, 10. Г. Дудин, Н. А. Бекетов и Ю. С. Калиниченко (7Ц Научноисследовательский,: проектно-конструкторский и технологический институт тяжелого электромашиностроения Харьковского завода "Электротяжмаш им. В. И. Ленина (53) 621.313.322 (088.8) (56) 1. Гурин Я. С., Курочикн М. Н. .Проектирование машины постоянного тока, М.-.Л., 1961, с. 81.

2. То же, с. 83. (54) (57) ЯКОРЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ

МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА, содержащий размещенную в пазах обмотку из двух частей, выполненных одна петлевой, а другая - волновой, соединенных с кол« лектором с образованием ступенчатой лягушачьей обмотки, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью упрощения технологии изготовления и снижения потерь мощности, части обмотки размещены в двух смежных по глубине частях паза.

1 1056365 2

Изобретение относится к электрическим машинам, а более конкретно к многопопюсным электрическим машинам постоянного тока.

Известны якори машин постоянного тока, обмотка которых состоит из петлевой и волновой обмоток, соединенных с образованием "лягушачьей" обмотки так, что петлевая обмотка является одновременно уравнительной обмоткой для щ сложной волновой обмотки, а элемент

"лягушачьей" обмотки, состоящий из одной секции петлевой обмотки и одной секции волновой обмотки является уравнительным соединением петлевой обмотки.

При укладке в пазьг зубчатого якоря принимается определенное расположение. петлевой обмотки относительно проводни ков волновой обмотки. Так, проводники . волновой обмотки располагаются к верх- gg нем н нижнем слоях паза, проводники петлевой обмотки заключены между проводниками волновой обмотки. Обычно размеры проводников петлевой и волновой обмоток равны. При выполнении конструк д5 тивных разновидностей "лягушачьей обмотки проводники петлевой и волновой обмоток могут быть объединены в пазной части обмотки в один проводник, имеющий площадь поперечного сечения в два раза больше, чем плошадь поперечного сечения проводника петлевой или волновой обмотки.

Схема электрических соединений ля-. гушачьей«обмотки выполнена таким об-: разом, что результирующий шаг элемен- З5 та "лягушачьей" .обмотки, состоящего из одной секции волновой обмоток, был бы равен двойному полюсному делению, т. е. равен шагу уравнительныхсоединений петлевой обмотки (1)

Недостатками такой обмотки являются малые возможности по улучшению коммутации.

Наиболее близкими к предлагаемому по технической сущности являются якори электрических машин постоянного тока, содержащие обмотку из двух частей, выполненных в виде петлевой и волновой обмоток, соединенных с коллектором с образованием ступенчатой "лягушачьей обмотки и размещенных в пазах якорей (2 .

Недостатком якорей с лягушачьей" . обмоткой является сложность выполнения Ы варианта ступенчатой обмотки. Известное конструктивное решение требует увеличения почти в два раза вылета лобовых частей со стороны, противоположной коллектору, что. повышает расход активной меди, дополнительные потери мощности в указанной лобовой части обмотки:, увеличивает осевые размеры якоря и приво-. дит к возрастанию в этой связи момента инерции якоря.

Выполнение ступенчатой лягушечьей обмотки без удлинения лобовой части со стороны, противоположной коллектору, не имеет технологического решения по элект» рическому соединению попусекций петлевой и волновой обмоток, ввиду сложности выпоинения пайки или сварки выводов секций петлевой обмотки в лобовой части обмотки со стороны, противоположной коллектору.

Бель изобретения - упрощение технологии изготовления и снижение добавочных потерь, вызываемых вихревыми токамие

Указанная цель достигается тем, что якорь электрической машины постоянного тока, содержащий обмотку из двух частей, выполненных одна петлевой, а другая воиновой, соединенных с коллектором с образованием ступенчатой "лягушачьей обмотки и размещенных в пазах якоря, части обмотки размещены в двух смежных по глубине частях паза.

На фиг. 1 представлен паз якоря и обмотки, поперечный разрез; на фиг. 2конструкция лобовой части обмотки якоря со стороны, противоположной коллектору.

Якорь содержит пазы 1, в которых размещена волновая обмотка 2 и петлевая обмотка.3, расположенные в смежных по глубине частях паза 1. Площади сечения обмоток 2 и 3 могут быть различными в

Выводы 4 петлевой обмотки 3 спаяны между собой и расположены над выводами 5 волновой обмотки 2 и смещены в осевом направлении.

В результате выполнения ступенчатой обмотки исключается необходимость применения петлевых обмоток с уравнительными соединениями или исключается необходимость удлинения лобовой части ступечатой «лягушачьей» обмотки со стороны, противоположной коллектору. Улуч »« шение коммутации достигается без допопнительных материальных и трудовых затрат, имеется возможность снижения момента инерции якоря. При меньших размерах проводников той обмотки, которая расположена ближе ко дну паза, чем у

3 1056365 4 обмотки, расположенной в верхней части потери мощности имеют место в проводпаэа, снижаются добавочные потери мош- никах обмотки, которые расположены 6nsности, поскольку наибольшие добавочные же ко дну паза.

Составитель В. Трегубов

Редактор C. Патрушева Техред А.Бабинец Корректор В. Бутя а Заказ 9329/51 Тираж 687 Подписное ! ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., д. 4/5

<Рилиал ППП «Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4