Электрическая машина с водородным охлаждением

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

I. ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ВОДСвэОДНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ, соаержашая ротср, статор, торцовые швты с масляными уппотйениями вала, поаШвпнякв с разъемным корпусом и лабвфинтнымн уплотнениями, установленными на торцах его корпуса и резервуары с пожаротушашим средством, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности пожаротушения электрической машины, в нижней части корпуса подшипника расположены осевые и радиальные каналы« соединяющие с помощью трубсафоводов резервуары с пожаротушащим средством с поверхностью разъема корпуса подшипника . 2. Машина по п. 1, о т л в ч а ю щ а я с я тем, что выходы осевых каналов, расположенные ва т фцовых поверхностях корпуса подшипников, пере (Л крыты заглушками, выполненными из легк яшавкого материала.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН ав ии

3(50 Н 02 К 5/16

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР р„, „, ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTMA (" " 0У)гв...,, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ:К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3489240/24-07 (22) 13.09.82 (46) 23.11.83.Ben. % 43 (72) В. ИХ Аврух, А. И. Кудинов и Л. И. Макаев (7 1) Ментральное конструкторское бюро Главэнергоремонта (53) 621.313.7 13(088.8) (56) 11. Титов ИЯ. и др. Турббгене: раторы. Расчет и конструкция.Л., Энер гия, 1967, с. 110, рис. 2-6.

2. Титов В. В.. и др. Турбогенераторы.

Расчет и конструкция. Л., Энергия, 1967, с З7, рис. 1-19. (54)(57) 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ВОДОРСДНЫМ ОХЛАЯЯЕНИЕМ, содержащая ротор, статор, торцовые щиты с масляными уплотнениями вала, под нинин«и с разьемным корпусом и лабиринтными уплотнениями, установленными на торцах его корпуса и резервуары с пожаротушащим средством, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности пожаротушения электрической машины, в нижней части корпуса подшипника расположены . осевые и радиальные каналы, соединяющие с помощью трубопроводов резервуары с пожаротушащим средством с поверхностью разьема корпуса подшипниKIL, 2. Машина цо и. 1, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что выходы осевых каналов, распопоженные на торцовых поверхностях корпуса подшипников, перекрыты заглушками, выполненными из легкоплавкого материала.

6З7 Э

1 105

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к электрическим машинам, например турбогенераторам с водородным охлаждением.

Известны турбогенераторы, в которых для предотвращения пожара используются устройства пожаротушения, содержашне кольцевые коллекторы, расположенные внутри машины у торцовых щитов. И коллекторе выполнены отверстия, через 1р которые при возникновении пожара внутрь машины подается пожаротушащее средство Я .

Однако известные устройства применяются только на турбогенераторах с t5 воздушным охлаждением.

Известна также электрическая машина с водородным охлаждением, содержащая ротор, статор, торцовые шиты с масля- 20 ными уплотнениями вала, подшипники с разъемным корпусом и лабиринтными уплоч» пениями, установленными на торцах его

° 3; корпуса и резервуарами с пожаротушащим средством, не имеющим непосредственного, 25 подвода указанног. средства внутрь ма» шины, так как водород не поддерживает горение. (2) .

В случае возникновения вибрации ротора, во много .раз превыпающей до- gp пустимую, происходит механическое разру. шение масляных уплотнений вала генератора, лабиринтных уплотнений подшипни- ков. Возможны также случаи механи-. ческого нарушения крепления подшипни35 ковой крышки к основанию его корпуса.

Это приведет к значительным утечкам водорода через разрушенное масляное уплотнение, взрыв его при смешении с воздухом, возгорание водорода и мас- 4р .ла, циркулирующего в подшипниках.

Однако существующие на электрических станциях устройства (ручного применения) для тушения пожара на турбогенераторах с водородным охлах(дением не являютея достаточно эффективными, так как вводятся в действие с большим запозданием к моменту начала пожара. В результате несвоевременного начала тушения пожара водорода, связанного 50 с большим риском для человека, наносится большой материальный ущерб как вследствии порчи оборудования, так и, большой недовыдачи электроэнергии потребителю. 55

Белью изобретения является повышеwe надежностк пожаротушения электри ческой машины путем сокращения времени ввода .в действие средств пожаротушения непосредственно. в очаг пожара.

Указанная цель достигается тем, что в электрической машине с водородным охлаждением, содержащей ротор, статор, торцовые щиты с масляными уплотнениями вала, подшипники с разъемным, корпусом и лабиринтными уплотнениями, установленными на торцах его корпуса и резервуары с пожаротушащим средством, в нижней части корпуса подшипника расположены осевые и радиальные каналы, соединяющие с помощью трубопроводов резервуары с пожаротушащкм средством с поверхностью разъема корпуса подшипника, и выходы осевых каналов, расположенные на торцовых поверхностях корпуса подшипников, перекрыты заглушками, выполненными из легкоплавкого материала.

На фиг„ 1 изображена электрическая машина с водородным охлаждением; на фиг. 2 - разъем крепления крышки подшипника к. основанию его корпуса.

Электрическая машина с водородным охлаждением содержит ротор 1, статор 2, торцовые щиты 3 с масляными уплотнениями вала 4, нижнюю часть корпуса подшипника 5, крышку 6 подшипника, лабиринтные уплотнения 7, устаноьленные на торцах корпуса подшипника, трубопровод 8 от резервуаров с пожаротушащим средством.

В нижней части корпуса подшипника расположены осевые 9 и радиальные 10 каналы, подводящие пожаротушащее средство от соответствующих резервуаров к поверхности разъема основания корпуса подшипника и его крышки.

Осевые каналы при выходе их на торцовые поверхности корпуса перекрыты заглушками 11, выполнены из легкоплавкого материала.

При нормальной работе генератора пожаротушащее средство, находящееся под постоянным избыточным давлением в каналах 10 к 9, удерживается соо ветственно крышкой 6 подшипника и заглушками 11. В случае механического нарушения крепления крышки подшипни« ка к нижней части его aopnyca и, тем самым, масляного уплотнения оцновре= менно с возгоранием водорода и масла пожаротушащее средство подается непосредственно в очаг. пожара к маслу, находящемуся в подшипнике. Кроме того, при возгорании водорода и масла в подшипкике повышается температура к

Э 1056373 4 расплавлению заглушек l l и пожароту- Эффективное тушение пожара s мошашее средство из осевых каналов мент его возникновения сбережет от также попадает в очаг пожара - к.мас- разрушения дорогостояшее оборудование, ляночу уплотнению и контактным кольцам. сократит время вынужденного его про° Таким обраэом,данное устройство обес- g стоя, что обеспечит выдачу дополнитель-. нечиваетнемедленную подачу пожаротушаще- go болыаого количества электроэнергии госрецстванепосреаственновочагпожарв. народному хозяйству.

Л-А

Составитель Г. Чебыкин

Редактор С. Патрушева Техред T. Мат очка Корректор В.Бутяга

Заказ 9329/81 . Тираж. 687 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

ll3035, Москва, Ж«38, Раушская наб., д. 4/S филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4