Электрическая машина

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА, содержащая ротор с жидкостным охлаждением и статор, состоящий из корпуса с торцовыми щитами, на которых с внутренней стороны закреплены кольцевые сливные камеры , шихтованного сердечника и стержневой обмотки, лобовые части которой закреплены наружными и внутренними кольцами, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности путем предотвращения попадания жидкости во внутреннюю полост электрической машины, в пространстве между внутренними кольцами и торцовыми стенками сливной камеры установлены раздели .тельные оболочки из изоляционного материала , герметически присоединенные к внутренним кольцам и торцовым стенкам сливной камеры, причем одно из соединений оболо4ки выполнено подвижным. (Л ел О5 со

„„SU„„1056377 A

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

g g Н 02 К 9/19; Н 02 К 3/50

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

Ю ЪВЪ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ о

/ (21) 3452177/24-07 (22) 16.06.82 (46) 23.11.83..Бюл. № 43 (72) Ю. А. Бобков, Л. А. Суханов, В. Ф. Федоров и И. А. Кади-оглы (71) Всесоюзный научно- исследовательский институт электромашиностроения (53) 62! 313.713 (088.8) (56) 1. Вандышев А. К. и др. Турбогеиератор типа ТВМ-500. — «Электротехника», 1981, № 6.

2. Глебов И. А. и др. Турбогенератор мощностью 800 Мвт, 3000 об/мин с полным водяным охлаждением. — «Электричество», 1980, № 2. (54) (57) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА, содержащая ротор с жидкостным охлаждеиием и статор, состоящий из корпуса с торцовыми щитами, на которых с внутренней стороны закреплены кольцевые сливные камеры, шихтованного сердечника и стержневой обмотки, лобовые части которой закреплены наружными и внутренними кольцами, отличающаяся тем, что, с целью повышения. надежности путем предотвращения попадания жидкости во внутреннюю полость электрической машины, в пространстве между внутренними кольцами и торцовыми стенками сливной камеры установлены раздели.тельные оболочки из изоляционного материала, герметически присоединенные к внутренним кольцам и торцовым стенкам сливной камеры, причем одно из соединений оболочки выполнено подвижным.

1056377

Изобретение относится к электромашииос1 ро ttHto, в частности к турбогенератор;t » с непосредственным жидкостным (водяным) охлаждением обмоток ротора.

Известна электрическая машина, содержащая ротор с водяным охлаждением, статор с торцовыми щитами, сердечник и стержневую обмотку. В воздушном зазоре электрической машины размещен закрепленный на торцовых щитах кольцевой цилиндр из изоляционного материала, отделяющий статор от ротора !1j., Применение разделяющего кольцевого цилиндра между статором и ротором предотвращает попадание влаги в статор электрической машины, однако это удорожает конструкцию и затрудняет монтажные операции ири ремонте электрической машины.

Наиболее близкой к изобретению явля ется электрическая машина, содержащая ротор с жидкостным охлаж:цнием и статор, состоящий из корпуса с торцовыми щитами, на которых с внутренней,сторон я закреплены кольцевые сливные камеры, пнхтовгнного сердечника и стержневой обмотки, лобовые части которой закреплены наружными и внутренними кольцами. Жидкость, ох10

1$

20 лаждающая обмотки ротора, свободно сли25 вается в сливные камеры в торцах ротора.

Полость электрической машины заполняется инертным газом (азотом) для предотвращения развития процессов ионизации и окислительных процессов н высоковольтной изо30 унции обмотки. Чтобы пары воды ие попадали в полость статорг, в концевой части маи ины на сливном иилинд(е ротора установлены уплотнения кольцевого типа !2).

Недостатком извес t.ttoA конструкции является сложность обеспечения надлежащей

35 герметизации промежутка между учлотнением и вращающимся с высокой частотой вращения ротором, в результате чего появляется возможность попадания влаги в полость статора. В связи с этим требуется осушка азота дополнительными устройствами, 4р поскольку повышенная влажность может неблагоприятно воздействовать на активные элементы статора, в частности высоковольтную изоляцию обмотки.

Целью изобретения является повышение

45 надежности путем предотвращения попадания жидкости во внутреннюю полость электрической машины.

Указанная цель достигается тем, что в электрической машине, содержащей ротор с жидкостным охлаждением и статор, состоящий из корпуса с торцовыми шитами, на которых с внутренней стороны закреплены кольцевые сливные камеры, шихтованного сердечника и стержневой обмотки, лобовые части которой закреплены наружными и внутренними кольцами, в пространстве между 55 внутренними кольцами и торцовыми стенками сливной камеры установлены разделительные оболочки из изоляционного материала герметически присоединенные к внутренним кольцам и торцовым стенкам сливной камеры, причем одно из соединений оболочки выполнено подвижным.

На чертеже изображена электрическая машина, продольный разрез.

Электрическая машина состоит иэ статора 1, в сердечнике которого. установлены плоские силуминовые охладители 2. Г!акеты и охладители плотно опрессованы нажимными плитами 3. Лобовые части стержней обмотки 4 статора фиксируются в заданном положении с помощью внешнего 5 и внутреннего б стеклопластиковых колец с коническими поверхностями. На роторе 7 закреплено сливное кольцо 8, а сливная камера 9 закреплена на торцовом щите 10, Для предотвращения попадания разбрызгиваемой воды из сливной камеры на активные элементы статора (в частности изоляцию ее обмотки) установлены уплотнения 1 кольцевого типа.

С целью герметического отделения сзаторного пространства от проникновения паров воды и увлажненного газа из сливной камеры дополнительно установлена система кольцевых оболочек. В пространстве. между сердечником и внутренним нажимным кольцом 6 установлены кольцо 12 и промежу точное кольцо 3, которые выполнены из электронзоляционного материала (сгеклопластяка). Между внутренним нажимным кольцом 6 системы крепления лобовых частей обмотки 4 и стенкой сливной камеры 9 установлена разделительная оболочка 14 в виде кольца из стеклопластика. Она плотно крепится к внутреннему нажимному кольцу б (к его торцовой либо внутренней цилиндрической поверхности). Возможно также выполнение оболочки 14 за одно целое с кольцом б. С противоположного конца оболочка 14 свободно посажена на опорное кольцо !5, прикрепленное к стенке сливной камеры. Для герметизации полости статора предусмотрены уплотняющие прокладки 16, Для обеспечения смещения в осевом направлении машины узла обмотки конусных нажимных колец и разделяющей оболочкиот нагрева и охлаждения обмотки, между оболочкой 14 и опорным кольцом 15 предусмотрена относительная подвижность в аксиальном направлении.

Устройство работает следующим образом.

Жидкость из системы охлаждения, пройдя по обмоткам ротора, охлаждает их, попадает на внутреннюю поверхность сливного кольца 8 и выбрасывается под действием центробежной силы в сливную камеру 9, Кольца 12 и 13 и оболочка 14 обеспе- . чивают сохранение постоянства заданных параметров среды в полости статора, так как исключают возможность попадания влаги со стороны ротора и сливной камеры. устраняется необходимость изготовления сложных разделительных цилиндров в воздушном зазоре электрической машины.

1056377

Предлагаемое устройство повышает на-. дежность эксплуатации электрической машины и упрощает ее конструкцию, так KGK

Редактор А. Шишкна

Заказ 9331 52

Составитель А. Воинов

Техред И. Верес Корректор 0, Билни

Тираж 687 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам йзобретений и открытий

I 13035, . Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП вДатеитэ.х. Ужгащщхл. Проектная, 4 пип .пв вю за . Ù0 CQ