Электропривод постоянного тока

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА, содержащий последовательно соединенные электродвигатель, включенный по реверсивной схеме, первый дроссель , тиристорный мост, в диагональ которого включен конденсатор, второй дроссель, соединенный с положительным выводом источника питания, отрицательный вывод которого соединен с анодом обратного диода, индуктор , один вывод которого соединен с первым неподвижным контактом первого переключателя, сглаживающий конденсатор, один вывод которого соединен с электродвигателем, а другой - с подвижным контактом второго переключателя, один неподвижный контакт которого соединен с катодом тирйсторного моста, отличающийся тем, что, с целью уменьшения массогабаритных показателей , второй вывод индуктора соединен с вторым неподвижным контактом второго переключателя и с анодом тирйсторного моста, катод которогосое (Л динен с катодом обратного диода, анод которого соединен с неподвижным контактом первого переключателя , подвижный контакт которого соединен с электродвигателем.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„.,SUÄÄ 1056412 А

> и,. в й;

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ. г "- -е

Н ABTOPGHOVlV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ, (21) 3310401/24-07 (22 ) 28.05.81 (46 ) 23, 11 ° 83. Бюл. It 43 (72 ) Ю.Ф. Адамович, В. Н. Бойчевский,М.Л. Каракулин и С.Г. Карманов (71) Карагандинский ордена Трудового

Красного Знамени политехнический институт (53 8) (56) 1. Маслий A.Ê. Электрооборудование шахтной электроводной откатки.

М., "Недра", 1977, с. 125.

2. Авторское свидетельство СССР по эаявке 9 2749425/24-07, кл. Н 02 Р 3/12, 1977. (54 ) (57) ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО

ТОКА, содержащий последовательно соединенные электродвигатель, включенный по. реверсивной схеме, первый дроссель, тиристорный мост, в диагональ которого включен конденсатор, вто рой дроссель, соединенный с положительным выводом источника питания, отрицательный вывод которого соединен с анодом обратного диода, индуктор, один вывод которого соединен с первым неподвижным контактом первого переключателя, сглаживающий конденсатор, один вывод которого соединен с электродвигателем, а другой — с подви. ным контактом второго переключателя, один неподвижный контакт которого соединен с катодом тиристорного моста, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью уменьшения массогабаритных покаэателей, второй вывод индуктора соединен с вторым неподвижным контактом второго переключателя и с анодом ти- @ ристорного моста, катод которого сое. динен с катодом обратного диода, анод которого соединен с вторым неполвивннп «онтактон первого переклп- С чателя, подвижный контакт которого соединен с электродвигателем.

1056412

Изобретение относится к электротехнике, а именно к автоматизированному электроприводу постоянного, тока, и может быть использовано на электроподвижном транспорте, Известен электропривод постоянного тока с широтно-импульсным регули-, рованием электродвигателя (1 ).

Недостатком электропривода является относительная сложность схемного решения и в связи с этим большие массогабаритные показатели.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является электропривод постоянного тока, содержащий последовательно соединенные электродвигатель, включенный по реверсивной схеме, первый дроссель, тиристорный мост, в диагональ которого включен конденсатор, второй дроссель, соединенный с положительным выводом источника питания, отрицательный вывод которого соединен с анодом обратнсго диода„ индуктор,; один вывод которого соединен с первым неподвижным контактом перного переключателя, сглаживающий конденсатор, один вывод которого соединен с электродвигателем, а другой — с подвижнь1м контактом второго переключателя, один неподвижный контакт которого соединен с катодом тиристорного моста Г2 ).

Недостатком электропривода являются относиТельно большие массогабаритные показатели эа счет наличия двух отдельных сглаживающих конденсаторов для режимов хода и торможения.

Пелью изобретения является умень- шение массогабаритных показателей.

Поставленная цель достигается тем, что в электраприводе постоянного тока, содержащем последовательно соединенные электродвигатель, включенный по реверсивной схеме,первый дроссель, тиристорный мост, в диагональ которого включен конденсатор, второй дроссель, соединенный с положительным выводом источника питания, отрицательный вь|вод которого соединен с анодом обратного диода, индуктор, один вывод которого соединен с первым неподвижным контактом первого переключателя, сглаживающий конденсатор один вывод которого соединен с электродвигателем, а. другой — с подвижным контактом второго переключателя, один неподвижный контакт которого соединен с катодом тиристорного моста, второй вывод индуктора соединен с вторым неподвижным контактом второго переключателя и с анодом тиристорного моста, катод которого соединен с катодом обратного диода, айод которого соединен с вторым неподвижным контактом первог переключателя, подвижный контакт которого соединен с электродвигателем.

На фиг. 1 приведена принципиальная электрическая схема электропривода постоянного тока; на фиг, 2 блок-схема подсистемы управления тиристорным мостом, на фиг. 3 — схема блока демпфирования перенапряжений.

Электропривод постоянного тока содержит последовательно соединенные !

О якорь 1, обмотку 2 возбуждения электродвигателя, включенную ho реверсивной схеме с ключами 3-6, дроссель

7, тиристорный мост, содержащий тиристоры 8-11, в диагональ которого включен конденсатор 12, дроссель 13, соединенный с положительным выводом источника питания, отрицательный вывод которого соединен с анодом Обратного диода 14. устройство также содержит индуктор 15, один вывод которого соединен с первым неподвижным контактом переключателя 16, сглаживающий конденсатор 17, один вывод которого соединен с якорем 1 электро 5 двигателя, а другой — с подвижным контактом переключателя 18, один неподвижный контакт которого соединен с катодом тиристорного моста. Второй вывод индуктора 15 соединен с вторым неподвижным контактом переключателя 18 и с анодом тиристорного моста, катод которого соединен с катодом обратного диода 14, анод которого соединен с вторым неподвижным контактом переключателя 16,подвижный контакт которого соединен с якорем 1 электродвигателя.

Параллельно источнику питания включены блок 19 демпфирования перенапряжений, подсистема 20 управле40 ния, тиристоры 8-11.

Подсистема 20 управления. (фиг.2) содержит запускающий генератор 21, генераторы 22 и 23 единичных импульсов, элементы 24-26 задержки, фор45 мирователи 27-30 импульсов (в кружках указаны точки и элементы схемы, с которыми связан блок ).

Блок 19 демпфирования перенапряжений (фиг.3) содержит демпфирующие конденсатор 31 и резистор 32, силовой тиристор 33, в цепь управления которого включены стабилитрон 34, диод 35, резисторы 36 и 37 и блокирующий тиристор 38. Блок содержит три идентичных элемента времени, каждый из них выполнен на RS-цепи, тиристоре, стабилитроне, диоде и выходном трансформаторе (тиристоры

39-41, резисторы 42-47, конденса60 торы 8-50, сòàáèëèòðîíû 51-53, диоды 54-56 и трансформаторы 57-59 соответственно). Выходные клеммы указанных РС-цепей: k, I, f,g, с, l,m, и. о, р подключены к одноименным точкам схемы блока демпфирования.

1056412

Первый и второй элеменfhI нремени подключены к резистору 12, причем второй элемент времени снабжен тирис. тором 60 сброса с катушкой 61, а третий включен через зарядный тиристор 6,2. Силовой, блокирующий и зарядный тиристоры снабжены схемами гашения, выполненными на тиристорах

63-65 гашения, конденсаторах 66-68, катушках 69-71 и диодах 72-74 соответственно.

Электропривод работает следующим образом.

В режиме хода подсистема управления ГО позволяет осуществлять частотно-импульсное регулирование среднего напряжения на электродвигателе. При этом поочередно открываются пары тиристоров 8 10 или 9, 11 тиристорного моста, и происходит перезаряд конденсатора 12, открытие, например, тиристоров 8 и 10 обуславливает закрытие тиристоров 9 и 11 и наоборот.

На последующих положениях рукоятки подсистемы 20 управления осуществляется широтно-импульсное регулирование среднего напряжения на электродвигателе. При этом последовательно открываются пары тиристаран 8-10, 8-9, 9-11, 11 — 30, 8-10 и т,д, В режиме динампческпгo торможения

5 тиристорный мост выполняет те же функции, что и и режиме хода, но при этом контакторы 18 и 16 находятся н положении торможения. Токи высокой частоты наводят вихревые токи в

10 сплошном сердечнике инлуктора 15,и энергия торможения сбрасыва тся н виде тепловой энергии через сердечик индуктора 15, который изготавливается из материала с-. хорошей

15 теплопроводностью. В режим< торможения широтно-импульсное регулирование используется при малцх скоростях электродвигателя, когда напряжение его снижается.

20 Переключатели 16 и 18 обеспечивают подключение одного сглаживающего конденсатора 17 для работы н режимах хода и торможения, что позволило уменьшить массогабаритные показатели.

1056412

Заказ 9334/53

Тираж 687 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, У<-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная,4

Составитель Ю. Воробьев

Редактор A. Шишкина, Техред Т.Фанта Корректор Г. Реиетник