Мостовой элемент задержки

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН

Н ABTOPGHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСЬДА СТВЕННЫЙ HOMHTET СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЦТИЙ (21) 3251378/18-21 (22) 13.02.81 (46) 23.11.83, Бел. Г 43 (72) Л.В.Петров и Ш.А.Шаряпов (71) Всесоюзный заочный политехнический институт (53) 621.318.5(088.8) (56) 1. Ильин В.A. и Коншин Б.Н. Импульсные устройства с мостовыми вреиязадающими цепями. М,, "Энергия", 1972, с.19, рис.1-.11, 2. Ильий В,А. Импульсные устройства с мостовыми элементами. М;, "Энер". гия", 1965, с,18, рис.16 (прототип). (54)(57) мОстОВОЙ элемент зАДеРжки, содержащий резисторы в трех плечах моста, цепь из соединенных последовательно времязадающего конденсатора и управляющего перехода выходного

„„ЯО„„1ОЖИ58 А зс в H 03 к 17/28; í 03 к 3/28 транзистора, параллельно которому подключены диод и резистор,-в чег" вертом плече моста, диод - во внутренней диагонали моста, причем к внешней диагонали подключены потенциальная и общая шины, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения быстродействия и расширения Функциональных возможностей, в него вве, дены дополнительные транзистор и резистор,при этом база дополнительного, транзистора через дополнительный ре" зистор соединена с коллектором выходного транзистора и выходом элемента, а коллекторно-эмиттерный участок дополнительного транзистора включен в плечо моста, состоящее из времязадающего конденсатора и управляющего перехода выходного транзистора.

1 10564

Изобретение относится к импульсной технике, может применяться в импульсйых устройствах телемеханики, автоматики, измерительной техники и предназначено для формирования стабильных ло длительности, задержанных во времени прямоугольных импульсов.

Известны мостовые элементы задержки, содержащие мостовую схему, а также выходной транзистор.. Плечи 1О моста выполнены из резисторов и конденсаторов. 8 одну из диагоналей моста включен компаратор, например диод.

В одно из плеч моста последовательно

Включен управляющий переход выходного транзистора Я .

Указанные известные элементы за" ержки имеют недостаточное быстродейтвие и .непосредст венную связь с предыдущим каскадом, который является запуекающим что ограничивает функциональные возможности.

Наиболее близким к предлагаемому является мостовой элемент задержки, содержащий резисторы в трех плечах -25 моста, цепь из соединенных последова- тельно времязадающего конденсатора и управляющего перехода выходного транзистора, параллельно которому подключены диод и резистор, - e ЗО четвертом плече моста, диод - во . внутренней диагонали моста, причем к Внешней диагонали подключены потен" циальная и общая шины )2) .

Недостатками мостового элемента являются большая длительность заднего фронта выходного импульса, что снижа-,. ет быстродействие элемента; зависимость режима мостового элемента от состояния предшествующего управля 40 щего каскада, что ограничивает функциональные возможности мостового элемента..

Цель изобретения - повышение быстродействия и расширение функциональ-45 ных возможностей.

Для достижения указанной цели в мостовой элемент задержки, содержащий резисторы в трех плечах моста, цепь из соединенных последовательно времязадающего конденсатора и управляющего перехода выходного транзистора, параллельно которому подключены диод и резистор, - в четвертом плече моста, диод - во внутренней диагонали моста, 55 причем к внешней диагонали подключены потенциальная и общая шины, введены дополнительные транзистор и резистор,, 58 з при этом база дополнительного транзистора через дополнительный резистОр соединена с коллектором выходного транзистора и выходом элемента, а коллекторно-эмиттерный участок дополнительного транзистора включен е плечо моста, состоящее из времязадающего конденсатора и управляющего перехода выходного транзистора.

На чертеже приведена принципиальная электрическая схема устройства.

Мостовой элемент задержки содержит мост, плечи которого образуют резисторы 1-3, времязадающий конден= сатор 4, управляющий переход выходного транзистора 5, во внутреннюю диагональ моста включен диод 6. Параллельно управляющему переходу выходного транзистора включены резистор 7 и диод 8. Коллектор выходного транзистора 5 подключен к потенциальной шине через резистор 9 и к выходу 10 элемента. В плечо моста, параллельно цепи из времязадающего конденсатора и управляющего перехода выходного транзистора 5 включен дополнительный транзистор 11, база которого,соединена с коллектором выходного транзистора 5 через дополнительный резистор 12. Между базой выходного транзистора 5 и входом 13 элемента включен времязадающий конденсатор 14..

Мостовой элемент задержки работает следующим образом.

8 исхОдном сОстОянии ВыхОДнОЙ транзистор 5 и диоды ц и 8 закрыты, транзистор 11 открыт до насыщения, Поэтому времязадающий конденсатор 4 в исходном состоянии практически полностью разряжен, а мостовой элемент готов к работе. Резистор 7 задает исходный нулевой потенциал на базу выходного транзистора 5.

Для запуока элемента задержки на управляющий вход (вход 13 элемента) подается положительный скачок напряжения или короткий положительный импульс. Через конденсатор 14 положительный импульс поступает на базу выходного транзистора 5 и открывает .его.

Возникающий базовый ток через ре- зистор 1 и переход база-эмиттер транзистора 5 заряжает конденсатор 4. На коллекторе транзистора 5 напряжение скачком уменьшается до нуля, формируя передний фронт выходного импульса.

Составитель И.Радько

Редатор Т.Киселева Техред A.áà6èíåö Корректор С.Шекмар

Заказ 9340/56 Тираж 936 .Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Рауаская наб., д. 4/5

° Ь ° ЬЮЮ

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

3 1056

Транзистор 11 закрывается, напряжение на et 5 коллекторе возврастает,по мере заряда конденсатора 4.

Когда напряжение на времязадающем конденсаторе 4 достигнет опорного . напряжения, задаваемого делителем на резисторах 2 и 3, зарядный ток прекращается и транзистор 5 закрывается, формируя задний фронт выход- 10 ного импульса. Транзистор 11 открывается и обеспечивает быстрый разряд времязадакщего конденсатора 4, рассасывание жеосновных носителей базы и сокращение заднего фронта выходного импульса.

458. 4

По сравнению с известным в предлагаемом мостовом элементе задержки применены дополнительный транзистор., включенный параллельно времяэадаю щему конденсатору и управляемый от выходного транзистора, и дополни-! тельный конденсатор связи управляю" щего входа элемента и базы выходного транзистора. Это обеспечивает сокращение заднего фронта выходного им» пульса и повышение быстродействия, а также независимость режима работы мостового элемента от предыдущего каскада, аа счет чего расширяются функциональные возможности.мостового элемента задержки.