Устройство для транспортировки рыб
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ РЫБ, вкпючаюшее садок дпя рыб, вьшопвенный из водонепроницаемого гибкого материала, установленные по его торцам конусообразные полые затворы , распопоженную между садком и одним вз затвором ,сетку, средства дпя обеспечения ппанучести и буксировочные . скобы, отличающееся тем, что, с цепью снижения стрессового влияния на рыб в процессе транспортировки, уменьшения травмирования рыб и обеспе: ченвя их нормальной жизнедеятельности в изменяющихся режимах транспортировки, оно снабжено дополнительной сеткой, установленной между садком и другим затвором, в вершинах затворов смонтированы патрубки для пропуска воды, а в полости каждого затвора рвзь4ещено приспособление для стабилизации сквозного потока воды через - сапок. (Л
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21 ) 3484443/28-1 3 (22) 12.08.82 (46) 30.11.83. Бюп. N 44 (72) Ф.И. Фурдуй и О.И.Крепис (71) Институт зоологии и физиологии
АН МССР (53) 639.33.332 (088.8) (56) 1. Авторское свидетепьство СССР
l4 660637, кн. А 01 К 63/02, 1977.
2. Авторское свидетепьство СССР
Ж 254281, кп. А 01 К 79/00, 1968.
3. Авторское свидетепьство СССР
Ж 303031, кп. А 01 К 79/00, 1969. (54)(57) 1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ РЫБ, включающее садок . дпя рыб, выполненный из водонепроницаемого гибкого материала, установпенные
„„SU„;; 1056975
3(59 01 К 63/02 В 659 85/50 по его торцам конусообразные попые затворы, распопоженную между садком и одним из затвором, сетку, средства дпя обеспечения ппаиучести g буксировочные, скобы, о т и и ч а ю щ е е с я тем, что, с цепью снижения стрессового впияния на рыб в процессе транспорт,ировки, уменьшения травмирования рыб и обеспе: чения их нормальной жизнедеятепьности в изменяющихся режимах транспортировки, оно снабжено допопнитепьной сеткой, установпенной между садком и другим затвором, в вершинах затворов смонтированы патрубки дня пропуска .. воды, а в попости каждого затвора размещено приспособление дня стабилизации схвозно- Я е го потока воды через - садок.
2. Устройство по п, Г, о т п и ч а ю m е е с я тем, что приспособпение дпя стабипизиции сквозного потока воды через осадок содержит перегородку с проточным отверстием в центрапьной части и кпапан двухстороннего действия, один конец которого снабжен наконечни i ком конической формы, размещенным в отверстии перегородки, а другой - тарепью и распопожен по оси патрубка дпя пропуска воды, при этом между тарепью и наконечником установлены пружины.
Э. Устройство по и.. 1, о т п и ч а ю ш е е с я тем, что садок имеет в rN перечном сечении форму эппипса.
4. Устройство по п. 1, о т п и ч а ю ш е е с я тем, что затворы укреппенЬ шарнирно с возможностью поворота отно ситепьно садка.
5. Устройство по п. 1, о т п и ч а ю ш е в с я тем, что средства дпя придания устройству плавучести распопо жены в верхней части затворов.
2 как в нем отсутствуют какие-пибо сред: ства дпя осветпения воды ипи насыщения ее киспородом.
Наибопее бнизким к .предпагаемому по технической сущности явпяется устрой» ство йля транспортировки рыб, вкпючаю шее садок дпя рыб, выпопненный из водо непроницаемого гибкого материапа, установпенные по его торцам конусообразное
10 попые затворы, расположенную между садком и одним иэ затворов сетку, cpeR» ства дня обеспечения ппавучести устройства и буксировочные скобы 3
В этом устройстве загрузка и выгрузи
15 рыбы осуществляется с помощью насоса, а в процессе транспортировки воды в cagке не подвергается какой-цибо обработке (циркупяции, аэрации дпя обеспечения норма пьной жизнедеятельности рыб, что
20 приводит к возникновению стрессовой ситуации и травмированию рыбы, Кроме того, при снижении скорости транспортировки и увепичения времени на хождения рыбы в садке не искпючена ее
25 гибепь. цепь изобретения - снижение стрессо» вого впияния на рыб в процессе транспортировки, уменьшение травмирования рыб и обеспечение их нормапьной жизне30 деятепьности в изменяющихся режимах транспортировки.
Изобретение относится к рыбному хозяйству, а именно к устройствам дпя транспортировки рыб, и может быть иопопьэовано дпя транспортировки производитепей рыб от мест их отпова в водоемах до нерестовых прудов и инкубационных цехов рыбоводных хозяйств по воде, по воздуху ипи в чанах живорыбных Машин.
Известно устройство nns транспортировки рыб, вкпючающве решетчать|й садок дпя рыб с торцовым затвором, смонтированный между корпусами катамарана с возможностью пере. мешения в вертикальной ппоскости в направпяющих с помощью подъемного механизма, при этом садок оснащен решетчатым потком дпя стыковки с рыбонако» питепьным садком 1 1 ).
При транспортировке;рыбы в этом устройстве набпюдается травмирование рыбы об вго решетчатые стенки вспедствие испуга. Длительная транспортировка в устройстве вредно отражается на состоянии организма рыб, вызывая у них стресс.
При перевозке по суше приходится иэвпвкать рыб и перегружать в живорыбную машину вручную, что способствует их травмирова нию.
Известно устройство дпя транспортировки раб, включающее садок, изготовпенный из гибкого водонепронйцаемого материапа, оснащенный загрузочной гориовиной, сетку, усъановпенную в поспвдней, средства дпя обеспечения ппавучести и скобы для буксировки устройся gQ ).
В этом устройстве, живую рыбу непьзя транспортировать дн время, так
Дпя достижения цоставденной цепи уса» ройство дпя транспортировки рыб, вкпючающее садок дпя рыб, выпопивиный 83
35 водонепроницаемого гибкого материапя, установпенныв по .вго торцам конусообразные попые затворы, распопоженную. между садком и одним иэ затворов сетку, 10569 средства для обеспечения плавучести и буксировочные скобы, снабжено дополни-.-. тельной сеткой, установленной между садком и другим затвором, в вершины затворов смонтированы патрули для пропуска воды, а в полости каждого затвора размещено приспособление для стабилизации сквозного потока воды через садок..
Кроме того, приспособление для стабилизации сквозного потока воаы через са- t0 док целесообразно образовать из перфорированной перегородки с проточным отверс. тием в центральной части и клапана двухстороннего действия, один конец которого снабдить юконечником конической формы и разместить в отверстии перегородки, а аругой - тарелью и расположить ло оси . патрубка цля пропуска воды, при этом между наконечником и тарелью установить пружины. 20
Целесообразно также садок вьпюлнить в поперечном сечении в форме эллипса, затворы укрепить шарнирно с воэможностью поворота относительно садка, а средства для придания плавучести расположить в 25 верхней части затворов.
На фиг. 1 изображено устройство, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез
А-А на, фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 - разрез B-В на З0 фиг. 1; на фиг. 5 - вид по стре лке Г на фиг. 1; на фиг. 6 — схема перемещения устройства по воде в направлении стрелки
Д; на фиг. 7 - схема перемещения устройства по воздуху в положении герметизации полости садка тарелями, застопо. ренными регулировочными гайками; на фиг. 8 —. узел .Т на фиг. 7(взаимное расположение клапана относительно патруб-ка цля пропуска воды ) на фиг 9 Вид 40 по стрелке Е на фиг. 7 (взаимное распо-. ложение регулировочной гайкой относитель но торцовой прорези патрубка для пропуска воаы); на фиг. 10 - схема транспортировки устройства в чанах живорыбных машин; на фиг. 11 - положение садка и затвора в момент выпуска производителей рыб в нерестовом пруду; на фиг. 12положение катера садка и затвора в момент заполнзния садка производителями.
Ф
Устройство для транспортировки рыб состоит из садка 1, выполненного иэ высокопрочного гибкого водонепроницаемого материала (брезент, прорезиненюя ткань), по торцам которого укреплены кольца 2 55 в форме эллипса, обклеенные пластинами
3 иэ губчатого материала, двух конусообразных попых затворов 4, укрепленных
lb
На кольцах 2 посрецством шарниров Б, установленных в основании затворов сеток
6, поплавков 7 фигурной формы, размещенных в верхней части затворов 4, и фиксаторов 8 положения затворов 4 о носительно садка 1, расположенных в от верстиях приливов 9 колец 2 и снабженных пружинами 10, предохраняющими их
От Выпааания.
В вершинах затворов 4 смонтированы патрубки 11 для пропуска воды, а в полостях затворов 4 расположены при способления цля стабилизации сквозного потока.,воды через осадок 1, состоящие из перфорированной церегороцки 12 с проточным отверстием 1 3 в центральной части и клапана 14 двухстороннего действия, один конец которого установлен в ступице 15 траверсы 16 и снабжен накс нечником 17 конической формы; расположенным в отверстии 13, а другой конец. оснащен тарелью 18, регулировочной гайкой 19 и размещен в патрубке 11, при этом между тарелью 18 и наконечником
17 установлены пружины 20 и 21. Патрубки 11 имеют с торца прорези 22 апя захода захватов регулировочной raNки 19.
Устройство снабжено также буксировочными скобами 23 и рымами 24.
Транспортировку рыбы предлагаемътм устройством осуществляют следующим образом.
При транспортировке устройства по воае (фиг. 6 и 12) к месту отцова про-" изводителей его доставляют на катере
25 в слбженном состоянии, Переа загрузкой устройство извйекают иэ катера 25 и и крепят к его борту при сдвинутом положении один из затворов 4 относитель но садка 1 путем извлечения фиксатора
8 из отверстия приливов 9.
Норма загрузки садка 1 зависит от размера производителей, объема садка с учатом стрессореактивности рыб.
После загрузки садка 1 необходимым количеством производителей. осуществляют разворот затвора 4 до совмещения отверстий приливов 9 и стопорят его фиксатором 8. Затем устройство крепят .к катеру 25 посредством троса 26, подсоединенного к скобе 23.
Возможна буксировка устройств за катером 25 при .последовательном соединении их в цепочку посредством торцовых буксировочных рымов 27 и соединительных звеньев 28 (фиг.6) 975
1056
При заданной скорости буксировки устройств степень их погружения регупируют дпиной троса 26.Оптимапьные усповия создаются при перемещении устройства под самой по верхностью воды.
В период движения устройства за катером 25 вода поступает через патрубок
11, копьцевые зазоры, образованные, тарепью 18, корпусом затвора 4 пако- 10 нечннком 17 и отверстием 13 в пере городке 12, в полость затвора 4, а оттуда через сетку 6 в садок: 1, омывая находящихся в нем рыб и яммитируя нормапьное течение речного потока. При 15 изменении скорости перемещения катера 25 автоматически изменяется сечение . копьцевого зазора между наконечником
l7 и кромками отверстия 13, бпагодаря чему поток воды в садке 1 поддержива 20 ется неизменным. При переноске устройства по воздуху!(фиг. 7-9) с помощью
J соединитепьных канапов 29, подкпючаемых к рымам 24, его закреппяют к про ушннам 30 перекпацины 31. Перец иэвпечением устройства из воды захваты регупировочных гаек 19 совмещают с прорезями 22 патрубком 11 дпя пропуска воды, в резупьтате чего тарепи 18 герметиэируют попость садка 1 (фиг. 8 30 и 9).
Переноска устройства рассчитаы на небопьшие расстояния и время переноски устройства зависит от соотношения объеМа воцы и массы рыбы, при этом содержание киспорода цопжно превышать нормы.
При перевозке устройства в чанах .
32 живорыбных машин (фиг. 10) садки
1 подкпючают с помощью шпанга 33 к коппектору 34 системы циркупяции воды, состоящей иэ насоса 35, вентилей 36 и 37 соединитепьных трубопроводных магистрапей 38, 39 и 40.
Выгрузку производитепей рыб иэ уст ройства (фиг. 11) осуществпяют непо .
1 средственно в водоеме дпя . предотвра-! щения ручной перегрузки. Дпя этого поспе переноса устройства в водоем извпекают фиксатор 8 и затвор 4 поворачивают, открывая рыбе свободный выход из попости садка 1; Такая конструкция садка и приспособпение дпя стабипиэации потока воды предохраняет рыб от стресса в процессе перегрузки и транспортировки снижает интенсивность стресс-реакции рыб, на содержание а замкнутом объеме, поэвопяет осушествпять буксировку устройства на повышенных скоростях беэ на- рушения оптимапьных усповий содержания рыб, при этом скорость транспортировки может быть увепичена в 3 раза по cpasнению с известными устройствами.
Выпопнение садка в сечении в форме эппипса и затворов в форме конусов уцуч» шает гидродинамические характеристики устройства, обпегчает вес конструкции, что в свою очередь ускоряет воэможность переноски его с производитепями из одного водоема у другой ипи в чан живорыбной машины, все это в конечном итоге прецотврашает стресс производитепей.
Размещение поппавков в верхней части затворов позвопяет сместить вниз центр тяжести относитепьно центра симметрии и обеспечивает неизменность ориентации устройства.
Сокращение времени перевозки от мест пова до рыбоводных баз, создание бпагоприятных гидродинамнческих параметров транспортировки, предотвращение механического травмирования рыб, искпючение ручной перегрузки в совокупности способствует снижению вреднего впияния стресса, поэвопяет искпючить гибепь производитепей, сократить в 1,6-. 2 период их адаптации перед разведением и добиться практически 90% пригодности проиэводитепей рыб дпя воспроизводства.
Экономический эффект от испопьзования предпагаемого устройства составит бопее 12,0 тыс. ру6. на каждую тысячу перевезенных пронзводитеней, 1056975
10Ь697В
1056975
Составитель С. филиппова .
Редактор П. Макаревич Техред ВЯалекорей Корректор В. Гирняк
Заказ 9404/3 Тираж 721 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-:35, Раужсжая наб., a. 4/5
Филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4