Отопитель для кабины транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОТОПИТЕЛЬ ДЛЯ КАБИНЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПО авт. св. 975463, отличающийся тем, что, с целью пов.ышения эффективности охлаждения воздуха в летнее время, он выполнен с дополнительной полостью для прохода потока выхлопных газов от двигателя внутреннего сгорания, связанной с сисTeMoja выхлопа трубопроводом-с установленным на нем краном, а в указанной полости размещены лопастные турбины, установленные соосно с упомянутыми тепловы14и трубами и жестко связанные с ними, причем упомянутые тепловые трубы установлены в. указанной горизонтальной перегородке посредством подшипников. 8 (Л с
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
09) 01), 3(5В В 60 Н 1/02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН Я
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬПИЙ (61) 975463 (21) 3477531/27-11 (22) 30 ° 07.82 (46) 30.11.83. Бюл. М 44
{72) Л.A.Соколова, Е.В. Кулик, В.Б. Хвостанцев и Е.Г. Пушкин (71) Оцесский инженерно-строительный институт (53) 629. 113.06 ф 628. 8 (088. 8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
В 975463, кл. В 60 H 1/02, 1981 .(прототип).. (54)(57) ОТОПИТЕЛЬ ДЛЯ КАБИНЫ
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА по авт. св.
В 975463, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения воздуха в летнее время, он выполнен с дополнительной полостью для прохода потока выхлопных газов от двигателя внутреннего сгорания, связанной с системой выхлопа трубопроводом-с установленным на нем краном, а в указанной полости размещены лопастные турбины, установленные соосно с упомянутыми тепловыми трубами и жестко связанные с ними, причем упомянутые тепловые трубы установлены в указанной горизонтальной пере-.
:городке посредством подшипников.
1057334
Изобретение относится к системам для обработки воздуха в кабинах транспортных средств, оборудованных двигателем внутреннего сгорания.
По основному авт. св. v 975463 известен отопитель для кабины транспортного средства, содержащий корпус, разделенный горизонтальной перегородкой на две имеющие вход- ные и выходные части полости — соответственно верхнюю для подачи воздуха в кабину и нижнюю для прохода потока выхлопных газов от двигателя внутреннего сгорания, установленные. вертикально в перегородке тепловые трубы, нижние концы которых расположены в упомянутой нижней полости, а верхние концы - в верхней полости, при этом в нижней части нижней по.лости установлен поддон для воды, наружная поверхность нижних концов тепловых труб покрыта контактирующим с водой ка-пористым материалом, а внутри этих труб расположены транспортирующие фитили, причем в указанной горизонтальной перегородке выполнено окно со смонтированной в нем регулируемой заслон- кой, сообщающее выходную часть верхней полости с входной частью нижней полости, перед которой установлен кран, управляющий потоком выхлопных,газов j1) .
Недостатком известного устройства является невысокая эффективность охлаждения воздуха в летнее время.
Цель изобретения — повышение эффективности охлаждения в летнее время.
Указанная цель достигается тем, что отопитель для кабины транспорт. ного средства, содержащий корпус, разделенный горизонтальной перего- родкой на две имеющие входные и выходные части полости - соответственно верхнюю для йодачи воздуха в кабину и нижнюю для прохода потока выхлопных газов от двигателя внутреннего сгорания, установленные вертикально в перегородке тепловые трубы, нижние концы которых расположены в упомянутой нижней полости, а верхние концы - в верхней полости, при этом в нижней части нижней полости установлен подцон .для воды, наружная поверхность ниж; них концов тепловых труб покрыта контактирующим с водой капиллярнопористым материалом, а внутри этих труб расположены транспортирующие фитили, причем в указанной горизонтальной перегородке выполнено окно со смонтированной в нем регулируемой заслонкой, соовщающее выходную часть верхней полости с входной частью нижней полости, перед которой установлен кран, управляющий потоком выхлопньы газов, выполнен
10 с дополнительной полостью для про- хода потока выхлопных газов от двигателя внутреннего сгорания, связанной с системой выхлопа трубопроводом с установленным на нем краном, а в укаэанной полости размещены лопастные турбины, установленные соосно с упомянутыми тепловыми трубами и жестко связанные с ними, причем упомянутые тепловые трубы установлены в указанной горизонтальной перегородке посредством подшипников.
На чертеже схематически изображен отопнтель, продольный разрез.
Отопитель содержит корпус 1, разделенный горизонтальной перегородкой 2 на две полости. Верхняя полость 3 служит для подачи, воздуха в кабину, а нижняя полость 4 предназначена для прохода потока выхлопных газов от двигателя внутреннего сгорания (не показан).
Устройство содержит также дополнительную полость 5, которая служит для прохода потока выхлопных газов от двигателя внутреннего сгорания.
8 перегородке 2 вертикально установлены посредством подшипников 6 тепловые трубы 7, нижние концы а которых расположены в полости 4, а верхние концы б — в полости 3.
Тепловые трубы 7 жестко связаны с лопастными турбинами 8, установленными соосно с ними и размещенными в дополнительной полости 5.
35 В нижней части полости 4 расположен поддон 9 для воды. Наружная поверхность нижних концов а тепловых труб покрыта контактирующим с водой капиллярно-пористым мате4Q риалом 1Î, а внутри этих труб расположены транспортирующие фитили 11>
В горизонтальной перегородке 2 выполнено окно 12, в котором смонтирована регулируемая заслонка 13.
45 Окно 12 сообщает выходную часть полости 3 с входной частью полости 4.
Перед входной частью полости 4 установлены краны 14 и 15, управляющие потоком выхлопных газов.
50 Устройство Работает следующим образом.
В холодный период года кран 14 открыт, окно 12 закрыто заслонкой
13 и кран 15 закрыт. Вода в поддоне отсутствует. Выхлопные газы поступают от двигателя внутреннего сгорания в полость 4, где контактирует с нижними концами О тепловых труб 7. Тепловые трубы передают тепло от нижних концов ц к верх60 ним концам б . 3a счет контакта с верхними концами Б воздух . в полости 3 нагревается и отапливает кабину..
В теплый периса.года окно 12 открыто, кран 14 закрыт, а кран 15 5 открыт. Поддон 9 заполняется водой.
1057334
Составитель Y.. Сердюк
Редактор С. Квятковская Техред И. Гайду . Корректор А. Ференц
Заказ 9490/21 тираж 675 . Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, ж-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент",: г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Наружный воздух проходит по по-, лости 3 и на выходе иэ нее разде-. ляется на два потока t u g . Поток направляется в кабину, а поток через окно 12 направляется в полость 4. Омывая влажный капиллярнопористый материал 10, воздух вызывает испарение влаги, в результате чего нижние концы и тепловых труб охлаждаются и рабочее вещество, заключенное внутри тепловых труб,. конденсируется. Сконденсировавшееся холодное рабочее вещество по транспортирующим фитилям 11 эа счет их капиллярных свойств поступает от. нижних концов и к верхним концам б тепловых труб. Здесь за счет контакта с теплым наружным воздухом рабочее вещество выкипает, отбирая тепло у воздуха. Охлажденный воздух поступает в кабину и в полость 4, а пары рабочего вещества возвращаются в нижние концы 0
f тепловых труб, где конденсируются, а цикл затем повторяется.
И то же время выхлопные газы от двигателя внутреннего сгорания через открытый кран 15 поступают в дополнительную полость 5, проходя по которой, вращают лопастные турбины 8. Лопастные турбины 8 передают вращение жестко связанным с ними и соосно установленным тепловым трубам 7, вращающимся в подшипниках б. Благодаря вращению тепловых труб интенсифицируется процесс теплообмена между ними и поступающим наружным воздухом вследствие увеличения при вращении коэффициента теплопередачи.
Использование изобретения позволит повысить эффективность охлаж- . дения воздуха в теплое время за счет интенсификации процесса теплообмена.