Гидравлическое устройство для управления фрикционными муфтами коробки передач транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО для .УПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОННЫМИ МУФТАМИ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее многопрэиционное золотниковое устройство .ручного управления, сообщающиеся с ним исполнительные силовые гидроцилиндры и гидроаккумулятор, сообцающийся с последними через двух17Озиционные золотниковые клапаны, отличающее с я тем, что, с целью повьндения долговечности транстссии путем обеспечения плавности переключения с высшей передачи на низшую, оно снабжено золотниковым клапаном блокировки гидроаккумулятора, при этом золотник указанного клапана блокировки расположен с возможностью продольного перемещения относительно золотника упомянутого многопозиционноро устройства, причем указанные aojfoTники связаны между собой посредством механизма фиксации, число позиций фиксирования которого соответствует числу передач трансмиссии , а продольное перемещение золотника клапана блокировки ограничено упорами, расстояние между которыми равно, , Е h длина золотника клапана где блокировки, длина хода золотника многопозицйонного золотникового устройства при переключении с одной передачи на другую. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что механизм фиксации включает в себя шариковый фиксатор и закрепленный на золотнике многопозиционного устройства шток для взаимодействия с золотником клапана блокировки, причем в штоке Ьп выполне1|ы выточки для взаимодействия с шариковым фиксатором. СО 00

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ .РЕСПУБЛИН

СЭ ПП

ЗШ В 60 К 41 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЙ

К ABTOPCHOlVIY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

00 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTMA (21) 3467982/27-11 (22) 09..07.82 (46) 30.11.83. Бюл. М 44 (72) В.Н. Ксендзов (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН Белорусской ССР (53) 629.113-585.5(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

9 225713, кл. i3 60 К 41/00, 1970 (прототип). (54)(57) 1. ГИЦРАВЛИЧЕСКОК УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛКНИЯ ФРИКЦИОННЫМИ

МУФТАМИ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕЦСТВА, содержащее многопозиционное золотниковое устройство ,ручного управления, сообщающиеся с ним исполнительные силовые гидроцилиндры и гидроаккумулятор, сообщающийся с последними через двухпозиционные золотниковые клапаны, о т л и ч. а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения долговечности трансмиссии путем обеспечения плавности переключения с высшей передачи на низшую, оно снабжено золотниковым клапаном блокировки гидроаккумулятора, при этом золотник указанного клапана блокировки расположен с возможностью продольного перемещения относительно золотника упомянутого многопоэиционного устройства, причем указанные зоЛотники связаны между собой посредством механизма фиксации, число позиций фиксирования которого соответствует числу передач трансмиссии, а продольное перемещение золотника клапана блокировки ограничено упорами, расстояние между которыми равно

). f h, где — длина золотника клапана блокировки, - длина хода золотника многопозиционного золотникового устройства при переключении с одной передачи на другую.

2 ° Устройство по п. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что механизм фиксации включает в себя шариковый фиксатор и закрепленный на золотнике многопозиционного устройства шток для взаимодействия с золотником клапана блокировки, причем в штоке выполнены выточки для взаимодействия с шариковым фиксатором.

1057338 изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно к гидравлическим устройствам для управления фрикционными муфтами коробки передач транспортного средства.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является гидравлическое устройство, содержащее многопозиционное эолотниковое устройство ручного управления, сообщающиеся с ним исполнительные силовые гидроцилиндры и гидроаккуяу" лятор, сообщающийся с последними через двухпозиционные золотниковые клапаны j1) . 15

Ы известном устройстве исполнительные гидроцилиндры связаны с фрикционными муфтами коробки передач.

Недостатком известного устройст- 20 ва является перекрытие при переключении с высшей передачи на низшую моментов трения Фрикционов коробки

>.ередач. Это вызывает отрицательные динамические моменты в трансмиссии и ухудшает плавность указанного переключения, что в целом снижает долговечность трансмиссии.

Цель изобретения — повышение долговечности трансмиссии путем обес-. печения плавности переключения с высшей передачи на низшую.

Указанная цель достигается тем, что гидравлическое устройство для управления фрикционными муфтами коробки передач трансПортного средства, содержащее многопозиционное эолотниковое устройство ручного управления, сообщающиеся с нйм исполнительные силовые гидроцилиндры и гидроаккумулятор, сообщающийся 40 с последними через двухпозиционные золотниковые клапаны, снабжено золотниковым клапаном блокировки гидроаккумулятора, при этом золотник указанного клапана блокировки расположен с возможностью продольного .перемещения относительно золотника упомянутого мнагопоэиционного устройства, причем укаэанные золотники . связаны между собой посредством механизма фиксации, число позиций фиксирования которого соответствует числу передач трансмиссии, а продольное перемещение золотника клапана, блокировки ограничено упорами, расстояние между которыми равно

L = где 6 - длина золотника клапана, блокировки, — длина хода золотника многоиозиционного золотнико- 60 вого устройства при переключении с одной передачи на другую.

Кроме того, механизм фиксации устройства включает в себя шариковый 65 фиксатор и закрепленный на эолотни ке многопоэиционного устройства шток для взаимодействия с золотником клапана блокировки, причем в штоке выполнены выточки для взаимо- действия с шариковым фиксатором.

На чертеже изображена принципиальная схема гидравлического устройства.

Устройство содержит многопозиционное золотниковое устройство 1 ручного управления, сообщающиеся с ним через каналы 2-5 соответственно исполнительные силовые гидроци" линдры 6-9, связанные с фрикционными муфтами, гидроаккумулятор 10, сообщающимися с силовыми гидроцилиндрами 6-9 через двухпозиционные кла!

3 паны 11-13, связанные между собой каналами 14 и 15, и эолотниковый клапан, 16 блокировки гидроаккумулятора 16, причем последний связан с золотниковым клапаном 16 посред ством канала 17, а золотниковый клапан 16 связан посредством канала 18 с двухпозиционным клапаном 13 и посредством канала 19 — с насосом.

Золотник клапана 16 блокировки расположен с возможностью продольного перемещения относительно золотника многопоэиционного устройства 1, причем указанные золотники связаны между собой посредством механизма фиксации, включающим в себя упоры

20 и 21, шариковый фиксатор 22 и закрепленный на золотнике многопозиционного устройства 1 шток 23 для взаимодействия с золотником клапана 16 блокировки, при этом в штоке 23 выполнены выточки 24 для взаимодействия с шариковым фиксатором 22.

Кроме того, многопозиционное устройство 1 связано каналом 25 с насосом и каналом 26 со сливом.

Устройство работает следующим образом.

При включенной нейтрали каналы

2-5 соединены со сливом (канал 26) фрикционные муфты выключены, 3олотник клапана 16 блокировки гидроаккумулятора 10 находится в нижнем положении и соединяет между собой каналы 17 и 19. сли при включенной нейтрали двигатель работает, т .е. насос создает давление, то пружина гидроаккумулятора 10 сжата - гидро- аккумулятор находится в рабочем положении.

При включении первой передачи золотник многопоэиционного устройства 1 перемещают вверх на один шаг. При этом перемещается и золотник клапана 16 блокировки. Канал 25 многопозиционного устройства соединится с каналом 2 и рабочая жидкость поступает в силовой гидроцилиндр 6 фрикционной муфты первой

1057338 передачи, т.е. происходит включение первой передачи. При этом одновременно рабочая жидкость из канала 2 поступает B золотник двухпозиционного клапана 11 и перемещает его золотник вверх, соединяя тем самым канал 2 с каналом 14, в результате чего рабочая жидкость воздействует на верхний торец золотника двухпозиционного клапана 13 и перемещает его вниз. Это позволяет соединить канал 14 с каналом 18 и через уже находящийся в верхнем положении золотник клапана 16 блокировки - с канадом 17 гидроаккумулятора 10. Н результате этого гидроаккумулятор

10 сообщается с нагнетательньы каналом 2 фрикциона первой. передачи.

При включении второй передачи золотник многопозиционного устройства 1 перемещается вручную еще на один шаг вверх. Золотник клапана 16 блокировки остается вверху, так как ,он верхним своим торцом упирается в верхний упор 20. Канал 25 соединяется с каналом 3, рабочая жидкость поступает при этом в силовой гидро" цилиндр 7 фрикциона второй переда чи, т.е. начинается включение второй передачи.

Канал 2 фрикциона первой передачи соединяется со сливом, первая передача выключается. Темп падения давления в силовом гидроцилиндре б замедляется вследствие того, что через каналы 17, 18 и 14 гидроакку-. мулятор 10 производит подпитку силового гидроцилиндра 6, выключение первой передачи те л самым замедляется. Гидроаккумулятор 10 соединен с гидроцилиндром б до тех пор, пока давление в нагнетательном канале 3 фрикциона включаемой второй передачи 7 не станет больше, чем давление в канале 2 выключаеиого фрикциона первой передачи 6. Это обеспечивается следующим образом, Рабочая жидкость из канала 3 подводится к верхнему торцу золотника двухпозиционного клапана 11 и, когда сила давления на верхний торец станет больше силы давления на его нижний торец, золотник переместится вниз, отсоединяя тем самым гидроаккумулятор 10 от гидроцилиндра

:6 фрикциона первой передачи. Канал

;3 соединяется с каналом 14 и через

;.двухпозиционный клапан 13, канал 18, клапан 16 и канал 17 - с гидроаккумулятором 10. ы результате включается вторая передача и гидроаккумулятор 10 соединяется с гидроцилиндром 7 фрикциона второй передачи.

Подпитка гидроцилиндра фрикциона первой передачи гидроаккумулятором ,.10 обеспечивает плавное выключение

:фрикциона и перекрытие передач при переходе с первой передачи на вторую.

Аналогичным образом происходят переключения с второй передачи ра третью и с третьей на четвертую.

5 Таким образом, при каждом. переключении снизу вверх гидроаккумулятор

10 производит подпитку гидроцилиндра фрикциона низшей передачи и обеспечивает необходимое перекрытие пере30 дач.

При переключении с высшей пере-. дачи на низшую золотник многопозиционного устройства 1 вручную перемещают на один шаг вниз. Если перед этим переключением производилось переключение с низшей передачи на высшую, то золотник клапана

16 блокировки находится в верхнем положении.

При этом при перемещении золотника многопозиционного устройства 1 на один шаг вниз перемещается .вниз и золотник клапана 16 блокировки.

Если перед переключением с высшей передачи на низшую производилось тоже переключение с высшей на низшую, то золотник клапана 16 блокировки занимает нижнее положение.

Тогда очередное ручное перемещение золотника мйогопозиционнного устройства 1 еще на один шаг вниз не вызывает перемещения золотника клапана 16 блокировки, так как он своика нижним торцом упирается в ниж35 ний упором 21.

Таким образом, при любом переключении сверху вниз золотник клапана 16 блокировки будет находиться внизу, отсоединяя тем самым гид40 роаккумулятор 10 от напорной магистрали включаемого фрикциона, т.е. фрикциона высшей передачи, и соединяя его с напорной магистралью 19.

Отсоединение гидроаккумулятора 10

45 от напорной маги тра и фрикциона высшей передачи при переключении с высшей передачи на низшую означает, что давление в гидроцилиндре выключаемого фрикциона падает быстро и переключение происходит без перекрытия. Соединение гидроаккумулятора 10 с напорной магистралью 19 во время переключения сверху вниз необходимо для того, чтобы гидроаккумулятор 10 постоянно был готов к работе, так как эа этим переключением может последовать переключение снизу вверх,.которое требует перекрытия моментов трения фрикционов.

Предлагаемое устройство обеспечивает переключение с низшей передачи на высшую с перекрытием моментов трения фрикционов, а с высшей

65 на низшую без перекрытия, последнее.

1057338

СоставитеЛь A. Любин

Редактор С. Юско Техред С, Легеза : Корректор H. Эрдейи

Заказ 9490/21 Тираж 675 . Подписное

dHHHOH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент", r, Ужгород, ул. Проектная, 4 обеспечивает плавность переключения с. высшей передачи на низшую, что снижает действующие при этом динагшческие моменты в трансмиссии, и, следовательно, повышает долговечность трансмиссии.