Забивная свая /ее варианты/
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. Заблвкая свая включающая по лый ствол, расположённые ярусами по высоте его шарнирнотрисоединенные к нему поворотные лсяасти и инвентарное приспособление со смонтированным на нем механизмом поворота лопастей, отличающая с я тем, что, с целью повьпнения надежносШ в работе и обеснечения возможности многократного Использования мехализма поворота лопастей, механизм поворота л я1астей выполнен в виде расположенных в казкпом ярусе нижней жесткой крестовины и размещенной на ней упругой ве 1хней крестовишл с выпуклой сферической верхней поверхностью , причем кромки нижеей крестовины выступают за кромки верхней и имеют по периметру обращенный вверх буртик, а по г высоте ствола образованы окна, и каждая лопасть снабжена со стороны, обращенной к стволу, заведенным в cooV ветствующее окно упором имеющим паз под буртик соответствующей нижней кре сфованы . 2. Забивная свая, включающая полый ствол, расположенные ярусами по высоте ei4 шарнирно-присоединенные к нему пово}х тные лопасти и инвентарное приспо собпениё со смсжтированным на нем механизм (Му1 поворота лопастей, отличающаяся тем, что, с целью по выщения надежности в работе и обеспечения возможности многократного использования механи иа поворота лсхшстей, механизм поворота лсяшстей выполнен в виде расположенного в каждом ярусе криволинейного стержня с петлями по концам Г10Д соответствукяцую пару лопастей в эклм ярусе, причем стержень выполнен из нитинояа и снабЬкен термоэлементом , а по высоте ствола образованы окна и каждая аааас гь со стороны, обращенной к стволу, с((абжена заведенным в (Л соответствующее окно упором с пазом в форме несимметричн(жх ласточкин хвоста под соответствующую петлю стержня. 3. Забивная свая, включакхцая полый I ствол, расположенные ярусами по высоте его ща жнрно-присоедйнешше к нему поъоротвяю лопасте и швентарное приспо-. собление со смонтированным на нем месл а1 ханизмом поворота лопастей, о т л н чающаяся тем, что, с целью повыщения надежности в работе и обеспечеIN9 ния возможности многократного использоСО вания механизма поворота лопастей, механизм поворота осшастей выполнен в виде распол(якенного в каждою ярусе башмака , к KOTOpmiy шарнирно прикреплены однвмв концами рычаги с проущинами на другвх кхжцах,а по высоте ствола образсяааны окна, и каждая лопасть со стороны, об{МщенноЙ к стволу, снабжена заведенным в соответствукшее окно упором с пазом в форме нессиметричного ласточкина хвоста под проушину соответствующего рычйга.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
Всю 02 2 5/44
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ его шарнирно-присоединенные к нему поворотные лопасти и инвентарное цриспо собиение со смонтированным на нем механизмом поворота лопастей, о т л ич а ro ш а я с s тем, что, с целью rro вишения надежности в работе и обеспече:ния воэможности многократного использования механизма поворота иопастей, механизм поворота лопастей выполнен в виде расположенного в каждом ярусе криволинейного стержня с петлями по концам под соответствующую пару лопастей в этом ярусе, причем стержень выполнен из нитиноиа и снабжен термоэлементом, а по высоте ствола образованы окна и каждан лопасчь со стороны, обре- r щенной к стволу, сйабжена заведенным s Е соответствующее окно упором с пазом в форме несимметричного ласточкина хвоста под соответствумцую петлю
cT9pRHSI
3. Забивная свая, включающая попый ствои, распоиоженные ярусами по высоте его шарнирно-присоединенные к нему паворотные лопасти и инвентарное приспособление со смонтированным на нем механизмом поворота лопастей, о т л и-. ч а ю щ а я с s тем, что, с целью повы- «4 щения надежности в работе и обеспечения возможности многократного испольэо- Я ванна механизма цоворота лопастей, механизм поворота Лопастей выполнен в виде расположенного s каждою ярусе башмака, к которому шарнирно прикреплены одними концами рычаги с проушинами на дру гих концах, а по масоте ствола образованы окна, и каждая лопасть со стороны, об4ащенной к стволу, снабжена заведенным в соответствукнцее окно упором с пазом вформе нессиметричиого ласточкина хвоста под проушину соответствующего рычага.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3461903/29-33 (25) 3461904/29-33, 3462012/29-33, (22) 01,07.82 (46) 30.11.83. Бюа. Ж 44 (72) В C. Конкин, В.М. Чикишев, Т.Ф. Хуснутдинов, А.С. Шавшин и С.Х. Хуснужлин (71). Тюменьский инженерно- :троитепь-. ный институт (53) 624.154.3 (088.8) (56) r 1. Авторское. свидетельство СССР
М 796309, кл, Е 02 9 5/44 1979.
2. Патент Франции М 1192866, кл. Е 02 g 1959 (прототип). (54) НАБИВНАЯ СВАЯ (ЕЕ ВАРИАНТЫ). (57) 1. Забивная свая, включающая полый ствол, распоиоженные ярусами по высоте его шарнирно-присоединенные к немуповоротные лопасти и инвентарное приспособиение со смонтированным на нем механизмом поворота лопастей, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью повьпиения надежности в работе и обеснече-ния возможности многократного использования механизма поворота лопастей, механизм поворота лопастей выполнен в виде расположенных в каждом ярусе нижней жесткой крестовины и размещенной на ней упругой верхней крестовины с выпуклой сферической верхней повер ностью, причем кромки нижней крестови". ны выступают эа кромки верхней и имеют по периметру обращенный вверх буртик, а .по высоте ствола образованы окна, и каждая лопас ь снабжена со стороны, обращенной к стволу, заведенным в ссхп ветствующее окно упором, имеющим паэ под буртик соответствующей нижней кре с Говины °
2. Забивная свая, включающая попый ствол, расположенные ярусами по высоте
„SU„„1 57623 A
1 l0B
Изобретение относится к строительству, а именно к конструкциям забивных свай с поворотными лопастями.
Известна забивная свая, включающая полый ствол, расположенные ярусами по его высоте выдвижные лопасти и инвентарную штангу со смонтированным на ней механизмом выдвижения лопастей в виде горизонтального выступа (11
Недостатки данной сваи — низкая надежность механизма и невозможность одновременного раскрытия лопастей во всех ярусах.
Наиболее близкой к предш:гаемой по технической сущности и достигаемому результату является эабивная свая, включа ющая полый ствол, расположенные ярусами по высоте его шарнирно присоединенные к нему поворотные лопасти и механизм поворота лопастей, отдельный дпя каждой лопасти яруса 2
Недостатком этой сваи является невозможность одновременного раскрытия лопастей яруса, а также невозможность многократного использования механизма поворота лопастей.
Цепь изобретения - повышение надежности работы и обеспечение возможности многократного использования механизма поворота лопастей.
Указанная цель достигается тем, что в эабивпой свае, включающей полый ствол, расположенные ярусами по высоте его шарнирно присодеиненные к нему поворотные лопасти и инвентарное приспособление со смонтированным на нем механизмом поворота лопастей, механизм поворота лопастей согласно первому варианту выполнен в виде расположенных в. каждом ярусе нижней жесткой крестовины и размещенной на ней упругой верхней крестовины с выпуклой сферической верхней поверхностью, причем кромки нижней крестовины выступают эа кромки верхней и имеют по периметру обращенный вверх буртик, а по высоте ствола образованы окна, и каждая лопасть снабжена со стороны, обращенной к стволу заведенным в соответствующее окно упором, имеющим паз под буртик соответствующий нижней крестовины.
Согласно второму варианту механизм поворота лопастей выполнен в виде расположенного в каждом ярусе криволинейного стержня с петлями по концам под соответствующую пару лопастей в этом ярусе, причем стержень выполнен иэ нитипопа и снабжен термоэлементом, а по высоте ствола образованы окна и
7623 2 каждая лопасть со стороны, обращенной к стволу, снабжена заведенным в соот ветствующее окно упором с пазом в форме несимметричного "ласточкина хвоста" под соответствующую петлю старжня.
Согласно третьему варианту механизм поворота лопастей выполнен в виде расположенного в каждом ярусе башмака, к которому шарнирно прикреплены
i0 одними концами рычаги с проушинами на других концах, а по высоте ствола образованы окна, и каждая лопасть со стороны, обращенной к стволу, снабжена заведенным в соответствующее окно упором с пазом в форме несимметричного «ласточкина хвоста" под проушину соответствующего рычага.
На фиг. 1 изображена свая, общий вид, совмещенная с продольным разрезом, йй (переый перепит не фиг, и - то ые, ниж- ний slpj c лопастей, на фиг. 3 - разрез
А-А на фиг. 2; на фиг, 4 - разрез Б-Б на фиг. 2, на фиг. 5 - свая, общий вид, совмещенный с продольным разрезом, 25 второй вариант, на фиг. 6 — то же, нижний ярус лопастей; на фиг. 7 — разрез В-В на фиг. 6; на фиг. 8 - свая, общий вид, совмещенный с продольным разрезом, третий вариант, на фиг. 9З0 то же, нижний ярус лопастей; на фиг.10разрез Г-4 на фиг. 9; на фиг. 11 - шарнирно-рычажная система, общий вид.
3абивная свая по первому варианту
35 содержит попый ствол 1 имеющий в стен» ках окна 2, в которых расположены ярусами поворотные лопасти 3, инвентарную штангу 4. Каждая иэ лопастей 3 состоит из листа 5 со скошенной лидирующей
40 кромкой 6, ребра 7, жестко соединенного с листом 5. Лопасть 3 прикрепляется к стволу 1 посредством проушины 8 и цилиндрического стержня 9, пропущенного через отверстия в проушинах 8 и сквоз4 ной к и оп H йный паа 1О шопненный в хвостов| части ребра 7, причем торец хвостовой части ребра 7 выполнен с криволинейным скосом 11, а проушины 8 по верхним кромкам соединены
50 между собой пластиной 12. Каждая ло4 пасть 3 со стороны, обращенной к ство лу 1 сваи имеет упор 13, который заводится в соответствующее окно 14 в стволе 1 сваи. В торце упора 13-выполнен паз 15, наклонная кромка упора 13 име ет уступ 16. M.åõàíèçì поворота лопастей, смонтированный на инвентарной штанге 4, состоит из нижней жесткой крестовины 17 и размещенной на ней
3 10576 упругой верхней крестовины 18 с выпукпой сферической верхней поверхностью.
Кромки нижней крестовины 17 выступают за кромки верхней крестовины 18 и имеют обращенный вверх буртик 19.
При закрытых лопастях 3 буртик 19 нижней крестовины 17 заведен в паэ 15 упора 13, а верхняя крестовина 18 своимк кромками опирается в уступ 16 ynoge 13. го
На верхнем конце штанги 4 смонтированы центркрующее устройство иэ муфты 20 и телескопических подпружиненных штырей 21 с выступами 22, концы. кото-. рых вводятся в отверстия 23 ствола 1 сваи.
По второму варианту свая содержит попый с гвоп 1, имеющий в стенках окна 2, распопоженные ярусами, поворотные лопасти 3, каждая из которых состоит иэ О листа 5 со скошенной лидирующей кромкой 6 к ребра 7, жестко соединенного с листом 5. Каждая кэ попастей 3 прккреппена к ствопу 1 посредством lUBpHH» ра, состоящего иэ двух проушин 8 с от- р5 верстиями к цилиндрического стержня 9.
Ребро 7 попасти 3 в своей хвостовой части имеет упор 24, в поперечной кромке которого выпопнен паэ 25, а на противоположной кромке паэ 26 в форме несимметричного ласточкина хвоста .
Кроме того, на ребре 7 закреплена бобышка 27. Каждая протквопежащая пара лопастей 3 яруса снабжена механизмом поворота лопастей, который состоит из криволинейного стержня 28, выпойненно35 го кэ нккепе гктанового сплава нктинопа.
Стержень 28 на концах имеет петли 29, которые введены в пазы 26 упоров 24.
Кроме того, стержень 28 снабжен тер- 4 моэпементом 30, например, эпектроспкралью, соединенной с инвентарным проводником-тягой 31, при этом между поверхностью стержня 28 к термоэпементом 30 помещен диэлектрик (не показан). Внутренняя поверхность ствопа 1 ниже уров-. . ня окон 2 имеет выступы 32, которые при полностью раскрытых лопастях 3 введены в пазы 25.
По третьему варианту забквная свая содержит полый ствол 1, имеющий в стенках окна 2, расположенные ярусами, по воротные лопасти 3, каждая из которых состоит иэ листа 5 со скошенной лидирующей кромкой 6 и ребра 7, жестко сое-55 диненного с листом 5. Каждая из попас тей 3 прикреплена к стволу 1 посредст» вом проушин 8, закрепленных на наруж23 4 ной поверхности ствола 1, и цилиндрического стержня 9, Ребро 7 снабжено упором 24, который входит в соответствующее окно 2 ствола 1. В расположенном в полости ствола 1 упоре 24 выполнены прямоугольный паз 25 и паз 26 в форме несимметричного ластсчкина хвоста .
Через полость ствола 1 сваи пропущена инвентарная тяга 31 и смонтированные на ней в каждом ярусе башмаки 33 с рычагами 34. Ниже уровня окон 2 на внутренней поверхности ствола 1 распопожены выступы 32, которые при поп костью раскрытых лопастях 3 входят в пазы 25 упоров 24.
При закрытых лопастях 3 в пазы 26 входят петли 35, которыми заканчивают
es рычаги 34. Противоположные концы рычагов 34 присоединены к башмакам 33 посредством одностороннего шарнира 36.
Каждый кз односторонних шарниров 36 состокт кз цилиндрического стержня 37 к двух проушин 38, которые соединены диафрагмами 39, прикрепленными к верхним кромкам проушин 38. Ствоп 1 сваи выше уровня установки башмаков 33 имеет монтажные отверстии 40.
Верхний конец инвентарной тяги 31 снабжен устройством (например, петлей) дпя соединения ее с вытяжным механизмом. В качестве вытяжного механизма могут быть использованы гидродомкрат, грузопопъемное устройство сваебойн ого агрегата и т.п.
По перрому варианту монтаж и погружение эабквной сваи происходит спедую» щкм образом.
Перед забивкой сваи в грунт к ствопу 1 прикрепляют лопасти 3 прк помощн цилиндрических .стержней 9, вставпявмых в отверсткя проушин 8 и крквопкнейные пазы 10 ребер 7. После этого в ствол 1 вводится кнвентарная штанга 4. Все лопасти 3 фиксируют в закрытом положении путем ввода выступов 19 крестовины 17 в пазы 15 упоров 13, при этом кромки упругой сферической крестовины 18 входят в контакт с уступами 16 упоров 13. Для ввода выступов 19 в пазы 15 к лопастям 3 необходимо приложить усилия, под действием которых крЬмки упругой сферической крестови ". ны 18 войдут в контакт с уступами 16 упоров 13 с натягом, что обеспечит надежную фиксацию лопастей 3, а крестовины 18 накопят упругую энергию .
После фиксации лопастей 3 в закрьгтом положении верхний конец штанги 4
1057623
6 закрепляют при помощи центрирующего устройства так, чтобы ось штанги 4 совпадала с осью ствола 1 сваи.
Затем сваю забивают одним иэ известных способов на глубину, меньше проект» ной на длину лопасти, извлекают центрирующее устройство и ударяют по штанге 4, в результате чего она вместе с крестовинами 17 и 18 резко перемеща-. ется вниз. При этом выступы 19 кресто- 10 вины 17 выходят иэ пазов 15 упоров 13, . освобождая лопасти 3, а напряженная ранее упругая сферическая крестовина 18 . совершает хлопок (скачкорбразное изменение направления кривизны), в реэульта- 15 те чего лопастям 3 сообщается ударная нагрузка, под действием которой лопас ° ти 3 получают начальное раскрытие.
После этого штангу 4 со смонтированными на ней механизмами поворота лопас- 20 тей извлекают из ствола 1 и :используют для забивки очередной сваи. При дальнейшей забивке сваи лопасти 3 под действием реактивного отпора грунта
pBGBopG Qo горизонтального IIo 25 ложения. Упоры 13 входят через прорези 2 в полый ствол 1 сваи.
По второму варианту монтаж и погружение сваи происходит следующим образом. 30
Перед забивкой сваи в грунт к ствоЛу . прикрепляют лопасти 3 и в полость ствола 1 сваи вводят скрепленные с проводникомгягой 31 криволинейные нитиноловые стержни 28, концевые петли 29 которых заводятся с натягом в пазы 26 упоров 24, в результате чего исключается возможность преждевременного раскрытия лопастей 3. После этого производится погружение сваи в грунт любым известным способом. При достижении сваей глубины меньше проектной на дли- ну лопасти проводник-тяга 31 присоединяется к источнику энергии и посредством термоэлемента 30 нагревают стержни 28 4 до необходимой температуры. При нагре» вании стержни 28, изгибаясь (для этого стержни 28 ранее были изогнуты и зафиксированы в этом состоянии нагревом до определенной температуры, после остывания стержни 28 вернулись в исход-. . 50 ное, слегка искривленное состояние), смещают упоры 24 к оси ствола 1 сваи, что приводит к раскрытию лопастей 3 до положения, при котором при дальнейшей забивке будею развиваться реактивный отпор грунта, под действием которо . го лопасти 3 займут рабочее (гориэонталыюе ) положение. При этом выступы 32 войдут в пазы 25. После того как концевые петли 29 стержней 28 выйдут из пазов 26, стержни 28 посредством проводника-тяги 31 извлекаются из ствола 1 сваи для повторного использования.
По третьему варианту монтаж и погружение сваи происходит следующим о6разом.
Перед забивкой в полость ствола 1 сваи вводятся тяга 31 и соединенные с ней башмаки 33 с рычагами 34. В пазы 26 упоров 24 лопастей 3 заводятcs петли 35 рычагов 34, при этом лонасти 3 должны быть отклонены на определенный угол от ствола 1 сваи, а для запасовки петель 35 в пазы 26 используются окна 2. После запасовки всех петель 35 данного яруса лопасти 3 этого яруса прижимаются к стволу 1 сваи, нри этом оси противолежащих рычагов 34 шарнирно-рычажной системы будут находиться на одной прямой. Через монтажные отверстия 40 в стволе 1 посредством монтажного рычага (лома) вытяжные башмаки 33 смешают вдоль оси ствола 1 сваи, до тех пор, пока ры -. чаги 34 не войдут в контакт с диафрагмами 39. Укаэанное смещение башмаков ЗЗ при этом составляет несколько миллиметров (величина зависит от диаметра ствола 1) и не должна превышать величины достаточной лишь для перехода через мертвую точку, т.е. положения, при котором угол между осями противолежащих рычагов 34 достигает 181183 . Благодаря этому устраняется воэможность преждевременного раскрытия лопастей 3.
После закрепления всех лопастей 3 сваю погружают в грунт одним из известных способов. После погружения ее на глубину меньше проектной на длину лопасти к тяге 31 прикладывается усилие, в результате которого вытяжные башмаки 33, смещаясь вдоль ствола 1 сваи, вначале переводят рычаги 34 через мертвое положение (угол между их осями равен 180 ), а затем при дальнейшем перемещении сближают упоры 24 лопастей 3, Вследствие этого происходит раскрытие всех лопастей 3 сваи на величину, достаточную для развития реактивного отпора грунта. При дальнейшем вытягивании башмаков 33 петли 35 рычагов 34 выходят из пазов 26. Посредством тяги 31 башмаки 33 извлекают из ствола 1 сваи и производят дальнейшую забивку сваи до проектного положеПредложенная свая (ее варианты) по сравнению с известными имеет более надежное соединение лопастей со стволом сваи, позволяет многократно использовать все элементы механизма поворота лопастей, обеспечивает более надежное раскрытие лопастей.
7 1087623 8 ния. При этом лопасти 3 за счет реактив- разрушения элементов подвески лопастей ного отпора -грунта раскрываются оконча- значительно уменьшается. тельно и занимают горизонтальное положение.
Вследствие того, что лопасти 3 посредством упоров 24, бобьпиек 27, а также вошедших в пана 25 выступов 32 опираются непосредственно на ствол 1 сваи (лопасть работает как жестко защемленная консольная балка), опасность
1057623
1057623
1 057623 ол в з
1057623
1057623
Составитель Л. Буниатова
Редактор И. Ковальчук ТехредИ.Метелева Корректор А, Тяско
Заказ 9834/35 Тираж 673 Поднисное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР но делам изобретений и открытий
113035, Москва, 5, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4