Шатун

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ШАТУН по авт. св. № 352042. отличающийся тем, что, с целью повышения циклической долговечности, втулка выполнена с кольцевой выточкой на ее внутренней поверхности, а диаметр ее отверстия в зоне поясков равен диаметру стержня винта .

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

quq F 16 С 7/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССРПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (61) 352042 (21) 3281193/25-27 (22) 04.05.81 (46) 30.11.83. Бюл. № 44 (72) А. Н. Гоц, С. И. Некрасов и Ю. А. Овчинников (71) Научно-исследовательский конструкторско-технологический институт тракторных и комбайновых двигателей (53) 621.827.17 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 352042, кл. F 16 С 7/02, 1970 (прототип).

„„SU„„1057710 A (54) (57) ШАТУН по авт. св. № 352042. отличающийся тем, что, с целью повышения циклической долговечности, втулка выполнена с кольцевой выточкой на ее внутренней поверхности, а диаметр ее отверстия в зоне поясков равен диаметру стержня винта.

CO

С

4 3

C) 1057710

Составитель А. Тарновский

Редактор М. Рачкулинец Тех ред И. Be pec Корректор А. Ференц

Заказ 9550/39 Тираж 776 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП <<Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Изобретение относится к двигателестроению и может найти применение при создании тяжелонагруженных болтовых соединений.

По основному авт. св. Хе 352042 известен шатун с разъемной кривошипной головкой, содержащей фиксатор, например треугольные шлицы в плоскости разъема, и соединительный элемент, например винт, для скрепления частей головки, размещенный в установленной в отверстии головки втулке, размещенной в обеих частях головки 11).

Недостатком данного шатуна является

его низкая циклическая долговечность. В процессе работы двигателя из-за деформации обеих частей кривошипной головки при циклическом нагружении имеет место изгиб стержня шатунного болта, приводящий к повышению концентрации напряжений в месте перехода головка винта — стержень. Это приводит к отрыву головки винта.

Цель изобретения — повышение циклической долговечности шатуна.

Поставленная цель достигается тем, что в шатуне втулка выполнена с кольцевой выточкой на ее внутренней поверхности, а диаметр ее отверстия в зоне поясков равен диаметру стержня винта.

На чертеже представлена кривошипная головка шатуна, общий вид.

Шатун 1 с разъемной кривошипной головкой 2 содержит шатунный винт со стержнем 3 и головкой 4. Шатунный винт проходит через втулку 5, размещенную в обеих частях разъемной кривошипной головки 2.

Втулка 5 выполнена с кольцевой проточкой, а в зоне поясков 6 она выполнена прилегающей к стержню 3 по.напряженной посадке.

При работе двигателя внутреннего сгорания возникают деформации обеих частей разъемной кривошипной головки 2, которые вызывают изгиб стержня 3. Наличие поясков не позволяет стержню деформироваться

20 изгибом, что предотвращает разрушение винта в зоне перехода к головке 4.

Выполнение втулки с внутренними поясками вдвое увеличивает циклическую долговечность предлагаемого шатуна.