Напорная бетонная труба

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

НАПОРНАЯ БЕТОННАЯ ТРУБА, содержащая бетонный сердечник с навитой предварительно напряженной арматурой и защитный слой, отличающаяся тем, что, с целью самоупрочнения бетона, бетонный сердечник заключен в замкнутую герметическую оболочку, по наружной поверхности которой размещена арматура из материала с долговечностью ниже, чем долговечность бетона.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК з(51) F 16 L 9/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3427850/29-08 (22) 26.04.82 (46) 30.11.83. Бюл. № 44 (72) Э. Ф. Лыков, В. Д. Новоженин, Г. А. Ивянский и Т.И. Кузнецова (71) Всесоюзный государственный ордена

Трудового Красного Знамени головной проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт по переброске и распределению вод северных и сибирских рек им. Е. Е. Алексеевского «Союзгидроводхоз» (53) 621.643 (088.8) (56) 1. Виничек А. Н. и др. Напорные трубопроводы из сборного железобетона. М., «Энер гия», 1969, с. 14 — 18.

2. Авторское свидетельство СССР № 642560, кл. F 16 L 9/08. 1976.

„„SU„„1057737 А (54) ) (57) НАПОРНАЯ БЕТОННАЯ ТРУБА, содержащая бетонный сердечник с навитой предварительно напряженной арматурой и защитный слой, отличающаяся тем, что, с целью самоупрочнения бетона, бетонный сердечник заключен в замкнутую герметическую оболочку, по наружной поверхности которой размещена арматура из материала с долговечностью ниже, чем долговечность бетона .

1057737

Изобретение относится к строигельству, преимущественно гидротехническому, и может быть применено для производства напорных бетонных трубчатых изделий подземных сооружений.

Известны напорные бетонные трубы, со5 стоящие из железобетонного сердечника с кольцевыми пазами на его наружной поверхности, стальной предварительно напряженной арматуры, навитой в пазах в несколько рядов, и защитных слоев армату- 10 ры из мелкозернистого бетона (1).

Недостаток указанной конструкции связан с необходимостью использования железобетонного сердечника со значительным расходом (до 92 кг/м ) стальной арматуры.

На иболее близкой к предлагаемой по технической сущности и достигаемому эффекту является напорная бетонная труба, со,с ржагцая бетонный сердечник с навитой

flðñäâарительно напряженной арматурой и за ш гггн ый слой (2) .

Нс достатком этой трубы является неисц льзование особенностей бетона как материала: способность упрочнения структуры но времени, что обуславливает обязательность применения арматуры со сроком службы в пределах долговечности всего сооружения. Так, в подземных трубопроводах

1 класса арматурная сталь используется лишь на 4 — -5о/оК недостатка м известной трубы также относится высокая себестоимость изготовления, трудоемкость технологических пере30 делов и необходимость электрохимической защиты изделий.

Цель изобретения — сокращение расхода стальной арматуры.

Поставленная цель достигается тем, что в напорной бетонной трубе, включающей бетонный сердечник, предварительно напряженную арматуру и ее защитный слой, тело бетонного сердечника покрыто герметическим кожухом, по наружной поверхности которого навита арматура, выполненная из 40 материала, долговечность которого в 5 — 10 раз меньше долговечности бетона, например из алюмоборсиликатного стеклянного волокна или стеклопластика.

На фиг. 1 показан полуфабрикат трубы (исходная конструкция); на фиг. 2 — на45 порная бетонная труба (конечная конструкция, полученная в процессе эксплуатации трубопровода).

Конструкцию трубы предопределяют особенности ее изготовления: на первом этапе, в заводских условиях, производят полуфабрикат трубы; на втором,с началом эксплуатации подземного трубопровода, происходит упрочнение структуры бетона за счет закономерностей природы: влажности, постоянной температуры грунта (+9 С), обжатого состояния материала и, как следствие,самопроизвольное превращение полуфабриката трубы в напорную бетонную трубу.

Исходная конструкция (фиг. 1) включает в себя бетонный сердечник 1, герметический кожух 2, образованный, например, путем нанесения битумно-латексной эмульсии, навитую на сердечник с кожухом арматуру 3, выполненную из материала, долговечность которого в 5 — 10 раз меньше долговечности бетона, например из алюмоборсиликатного стеклянного волокна или стеклопластика.

Арматура 3 имеет защитный слой 4, который выполняется из материла, используемого для образования герметического кожуха 2.

Бетонный сердечник 1 усилен сетками

5 из стальной арматуры, расположенными в районе кольцевых ребер б,предназначенных для осуществления операций складирования, перевозки и монтажа труб. Такие же сетки 5 установлены во втулочной части трубы.

После монтажа трубопровода и начала его эксплуатации (примерно через три года) прочность бетона трубы по сравнению с прочностью, определенной в 28 †дневн возрасте, удваивается, водонепроницаемость бетона к этому времени составляет не менее четырех значений водонепроницаемости бетона 28-дневного нормального твердения.

Новые технические свойства бетона обеспечивают несущую способность трубы (без арматуры): расчетные внешние нагрузки и внутреннее давление воды, т.е. бетонный сердечник начинает выполнять функции напорной трубы (фиг. 2) . При этом кожух 2 и арматура 3, выполнившие свое назначение, постепенно разрушаются в продукты распада 7.

Изобретение позволяет значительно сократить расход стальной арматуры за счет самоупрочнения бетона.

1057737

9ЪР 8

Составитель А. Слесарев

Редактор Л. Филь Техред И. Верес Корректор А. Повх

Заказ 955341 Тираж 925 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35; Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4