Коробка передач транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТ НОГО СРЕДСТВА, содержащая соосные входной и выходной валы, установле ный параллельно им промежуточный вал, четыре зубчатые пары и первую вилку рычажного механизма переключ ния передач, отличающаяс тем, что, с целью повышения эффективности использования скоростной характеристики двигателя и экономи топлива путем увеличения количеств передач, она снабжена пятой зубчатой парой, одна из шестерен которо ff 7/ 7/7 смонтирована на промежуточном валу с возможностью вращения и имеет окна , а другая шестерня пятой зубчатой пары установлена на шлицах, которые выполнены на выходном валу с возможностью ее осевого перемещения, при этом другая шестерня пятой зубчатой пары снабжена кулачками, шестерня четвертой зубчатой пары смонтирована на ВЫХОДНОМ валу с возможностью вращения и выполнена со сквозными окнами, шестерня четвертой зубчатой пары на промежуточном валу установлена на шлицах с возможностью ее осевого перемещения, причем шестерня четвертой зубчатой пары на промежуточном валу снабжена кулачками и соединена с шестерней пятой зубчатой пары на выходном валу фиксирующим элементом, исключающим их осевое перемещение относительно друг друга, при этом рычажный механизм переключения передач снабжен второй вилкой, соединенной с шестерней пятой зубчатой пары на выходном валу. W 2f
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
as> Б (!1>
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬП ИЙ -(21 ) 34 169 0 1/ 27- 1 1 (22) 05.04.82 (46) 07.12.83. Бюл, Р 45 (72) A.Ñ.Гринкевич, Б.Л.Фердман и В.A.Øèþîêèé (71) Минский мотовелоэавод
1 (53) 629.113-585. 2(088.8) (56) 1. Иваноцкий С.Ю. и др.
Мотоцикл. М., Машиностроение-, 1971, с. 318, рис. 194 (прототип). (54) (57) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая соосные входной и выходной валы, установленный параллельно им промежуточный вал, четыре зубчатые пары и первую вилку рычажного механизма переключения передач, отличающаяся тем, что, с целью повышения аффекТНВНосТН использования скоростной характеристики двигателя и экономии топлива путем увеличения количества передач, она снабжена пятой зубчатой парой, одна иэ шестерен которой
3(Ю В 60 К 17106; В 60 К 17 08 смонтирована на промежуточном валу с возможностью вращения и имеет окна, а другая шестерня пятой зубчатой пары установлена на шлицах, которые выполнены на выходном валу с возможностью ее осевого перемещения, при этом другая шестерня пятой зубчатой пары снабжена кулачками, шестерня четвертой зубчатой пары смонтирована на выходном. валу с возможностью вращения и выполнена со сквозными окнами, шестерня четвертой зубчатой пары на промежуточном валу установлена на шлицах с возможностью ее осевого перемещения, причем шестерня четвертой зубчатой пары на промежуточном валу снабжена кулачками g и соединена с шестерней пятой зубчатой пары на выходном валу фиксирующим элементом, исключающим их осевое перемещение относительно друг друга, при этом рычажный механизм переключения передач снабжен второй вилкой, соединенной с шестерней пятой зубча\ той пары на выходном валу.
Изобретение относится к тра(!СПО1ЭТному машиностроению и может быть использовано преимущественно >3 короб(<ах передач мотоциклов легкого и среднего классов.
Наиболее близким к изобретению техническим решением является коробка переда/ч транспортного средства содержащая ñîQOHые входной и выходной валы, установленный параллельно
Им промежуточный Бал- четыре зубча- (О тые пары и с(ервую В((яку рь(чажного механизма переключения персдач (1), Недостаток укаo анной коробки заключается в том, что Он" имеет Всего четыре переда и. Вс.:",= -,стви- чего недостаточно зффектив.(О использу ется скopocTHa7 характеристика двигателя и неэконом(-О Расходуется топливо. ((,Е/(Ь ..1 эо басT c""с(ИГ- — ПОБЫШЕНИС(Э;:"фективно ти .;О.:. -.Зван-,.я скоростной.
ХаРаКТЕРИСТР(!<..? Д -.„-.!. H Эт<ОНОМИЯ
ТОЛЛИ 13а П<УТ Ем УБ !" что коробка передач транспортного средства, содержащая соосные входной и выход .(О((галь,. установленный пар ал лельно им ripo? ieжуточный вал, четыре зубчаты<" пары . -. (I е ОВ< ю (зи1кт/ 1)ычажНОГО МЕ. <=-::: —:ИЗМа ПЕРЕ:
";! 3 (iiec т:.Ре(1
ПРОМЕЖ;/ТО><„О(Л ВаЛУ С" БозможНОСТЬЮ
БращЕ(!Иn, >! >(ГЛ<ЕЕТ Окнс(> а (iру Г<)Я ШЕС
TBpHH ..(втой 3 у бчатой пары > Отс! ИОВле ((ñ . Нс! :(Лидах „. КО .. ОРЫЕ ВЫПОУ>ИЕНЫ Нт(; Ы. - .О!»6(С(?1 а-(, > С 13ОЗМОж((сст =>в CB ОСЕ вого ïåpeме((е HH при этом другая ш стерня пятой зубчатой r"ары снабжена кулач1<ами > ((.:естерня чеTHp.DTQOI 40 зубчатой пары смонтирована на выходНОМ Балт/ С БОЭМОЖIIОС (Ь(0 ВРЭЩЕНИЯ И выполнена со сквозными Ок!(ами, шес-, терня четвертой зубчатой пары на промежуточном Балу установлена на р шлицах с Возможностью ее осевого
ПЕРЕ(Л>Е<((Е. (ИЯ, ПРИЧЕМ ШЕСТЕРНЯ «ЕтВЕРтой зубча.гой пары на промежуточном
ВалУ снабж ic(кУлачками и соеДинена с шестерней пятой зубчатой пары на выходном валу фиксирующим элементом, исключающим их осевое перемещение относительно друг друга, гри этом рычажный механизм переключения пере-* дач снабжен второй Вилкой, соединенной с шестерней пятой зубчатой пары на выходном валу„
Благодаря тому, что предложенная коробка снабжена пятой зубчатой па рой, а шестерня четьертой зубчатой пары установлена на выходной валу с <)О возможностью вращения, при осевом перемещении вправо блока шестерен, установленного на шлицах входного
ВаЛа, ДО СОЕДИс(тЗНИЯ С x >ПОМЯНУТОЙ ШЕС" терней четве>>той зубчатОЙ пары, шес- 6Щ терни этой пары,.(ереда(от кр/тятД- и момент со ьходного вала на промежуточный и далее через шестерни гятой зубчатой пары — на выходной вал, что увеличивает на Одну ступень количество передач, передаваемых через про1(сбжуточный Бал.
Вследствие:..o! О: -тэ шестерня пятой зубчатой >;ары установлена на выходно=л валу с воз-ложностью Осевого перемещения,- а шестерня четвертой зубчатой пары устанс)Б — ена на промежуточном валу также с Бсзможнс>стью осевбго переме(ден:.:.(: крутящий момент передается с iip:::-:ежуточного
>?ала (та ВЫХОДНО<> <(ОПЕР >> ЕН ЛО т<Е,BР— той или пятой зубчатымн пара(с(((, Б результате че".о имеет: е< то, „:-QBH-.-е (<Ол(с(ЕСТБа ПЕРЕДаЧ, Об СПЕ -т! >.—,а:, - Ы:,::.
>7ервыг?(и тремя э убс(атыгл?((Па Ра. (и .::Оррт б
К 1.! .
?(Ос(<ольку шестерня ттс)твер?тс (1 эуб-ттаТОЙ П )РЫ, i: СТЭНОБЛЕН(таз! На ВЫХОД .
НОМ БаЛУ С >ЗОЭМОжностЬЮ БРЭЩЕНИЯ, Н BBT cK3ознь(е окна для Взэ!лм?Одейс--Вия с к >(та-1<амн шестере!, с<эсер(-(и>:.
3 УбчаГых паР - :i ci Выполн Яе . ": —,K)KB т функци:Б соедин!.;тельного эве;>а при
СОЕДИН ЕНИ,> (3аПРЯ>ЛУ>Ю ВХОД((ОГC И ВЫХОД.
=-ОГО Б >J(OB
Такиг (образог, Общее i««).. Bc-:. Бо с т ?/ и е и е Й к о О О <> к !.,. E 3 e J! и ч и в а j c s Б два Раза. (3Оеци(3 ет(и е I>U!. Бижl(ых В с ссз Бс(i ((вправлении шес терен че твертсй
ПЯТОЙ 3 >бЧЭТЬ(х Па>Г> Пост>ЕДСТВОМ::ИК—
i СИ р у (OL Е i О Э Ji Е ГЛ Е Г Т Э „И С! (J(IO Ч с? Ю 1ВЕ ГО их осевое переме (ение Отни..ительно др"Г цруга. Яоз- о .Яе-: ос (((<=с-Бгятту!(Равле Ihe:-: 1(лгл(! шест eрн я(и! Псcpñ-:д"
;„"(D OM О Дт (>? О <1 Г(О !) О (1 (1 ?тЛ Т Е тт Ь H O l Г ., т! К т =, На фнг. 1 с х<ематически н<» :-.. = -. Hà
>т.оробк а нет" ела!.т o() »!,(Й 13ид H a фиг, 2 — кинемати<(еск(!е схетль(Вкл!<;
>(<-?>i((s! ° - 8
<)К 1< PBЗГО((с, МОТОЦ(I КЛОБ ДО CE
1(?б (<гл?/т(;, - <Ри BBH>?Вр<эмени раз>г -:-на мотоц(lкJiа с ОписываемОЙ L?Qcb(1Hступенчатой коробкой переда,. <) кривая Бремени разгона мотоцикла с четырехсту(-.енчаэ.ой коробкой передач.
8 корпусе 1 коробки передач установлены БхсДнОН Бал 2, ВыхОДНОЙ
Ба)(3 К Про?МЕ>(<?«т?ОЧН(тй БНЛ 4 С рез†мещенным(1 е а них JI JITI>(0 п<арамн шес"
ТВреН постоянного зацепления.
tI(ecòBpí5; 5 пс.рвОЙ зубчатОЙ пары
ЖЕСТ KO 3 сЯКР?Е П(1Е На На? ВХОДНОМ ВаЛУ > а находяша:-:ся ь зацеплении с ней шестерня 6 cвободно посажена на
ПРОМЕ)(<УТОЧ! <).у. ВНЛУ <(. >((ЕСТЕРНЯ г
Б-ОРОЙ зубчатой пары и шестерня ?3 тРетье.(3бчс7той>
Биде единого блока, установленного
На ВХОД <(О(?< Балт 1> 3С(таб)КЕН>(О>О Г>с«т«TPc H ((тт(„»и 1)()11,(Цамт- ДПЯ Взаи(>3О/тЕ(.(С ТВИ Я с шлицевым участком 9 входного вала>
1058803
Шестерня 10, находящаяся в зацеплении с шестерней 7, имеет шлицевое отверстие для взаимодействия со шлицевым уч стком 11 промежуточного вала, а шестерня 12, находящаяся в зацеплении с шестерней 8, имеет шлицевое отверстие для взаимодействия со шлицевым участком 13 промежуточного вала. Шестерня 12 свободно посажена на трубчатую часть шестерни 10 и предохраняется от осево 1Î го смещения стопорным кольцом 14.
Соединительное кольцо 15, установленное на наружной поверхности шестерни 12, входит в кольцевую проточку блока шестерен 7 и 8, в результате чего все четыре шестерни второй и третьей зубчатых пар образуют каретку подвижных шестерен, перемещаемую вилкой 16. Шестерни 10 и 8 каретки снабжены кулачками для взаимодействия соответственно с окнами шестерни б первой зубчатой пары и окнами шестерни 17 четвертой зубчатой пары, свободно посаженной на выходном валу.
Шестерня 18, находящаяся в зацеплении с шестерней 17, установлена с возможностью осевого перемещения на шпйцевом участке 19 промежуточного вала и снабжена кулачками для взаимодействия с окнами шестерни 20 дополнительной (пятой) пары, свободно установленной на промежуточном валу 4. Шестерня 18 имеет также кольцевой фиксирующий выступ 21, который входит в кольцевую проточку шестер" З5 ни 22, находящейся в зацеплении с шестерней 20. Шестерня 22 установлена с возможностью осевого перемещения на шлицевом участке 23 выходного вала 3 и снабжена кулачками для взаи- 4() модействия со сквозными окнами шестерни 17. Подвижные шестерни 18 и 22, связанные посредством кольцевого выступа 21 друг с другом, перемещаются вилкой 24, 45
Коробка работает следующим образом.
При перемещении влево из нейтрального положения, показанного на фиг. 1, каретки шестерен втсрой и третьей зубчатых пар посредством вилки 16, а связанных между собой шестерен 18 и ?2 четвертой и пятой зубчатых пар — посредством вилки 24, кулачки шестерни 10 входят в окна шестерни б, а кулачки шестерни 22
5 в окна шестерни 17. Крутящий моменe передается от вала 2 через шестерни 5 и б на вал 4 и далее шестерня.:. ми 18 и 17 — на выходной вал 3 (фиг, 2, положение 1). 60
При последующем перемещении подвижных шестерен 18 и 22 вправо кулачки шестерни 18 входят в окна шестерни 20, а шестерни 17 и 22 Разьединяются друг с другом. ТепеРь кру- 65 тящий момент от вала 4 на вал 3 передается шестернями 20 и 22 (положение П) .
При перемещении вправо каретки шестерен до тех пор, поКа блок шестерен и 8 не войдет в зацепление со шлицами 9 вала 2 .(причем шестерня 10 еще не выйдет иэ зацепления со шлицами 11 вала 4) и одновременном перемещении шестерен 18 и 22 влево до соединения кулачков шестерни 22 с окнами шестерни 17, крутящий момент от вала 2 передается через шестерни 7, 10, 18 и 17 на вал 3 (положение UI) °
При последующем перемещении подвижных шестерен 18 и 22 вправо крутящий момент передается от вала 2 на вал 3 шестернями 7, 10, 20, 22 (положение 1У) .
При дальнейшем перемещении каретки шестерен вправо до .тех пор, пока шестерня 12-войдет в зацепление с короткими шлицами 13 вала 4, а шестерня 10 не выйдет из зацепления со шлицами 11 вала 4 и при одновременном перемещении шестерен 18 и 22 влево, крутящий момент передается с вала 2 на вал 3 шестернями 8, 12, 18 и 17 (положение У) .
При последующем перемещении шестерен 18 H 22 вправо кулачки шестерни 18 снова входят в окна шестерни 20-, шестерни 17 и 22 разъединяются и крутящий момент передается через шестерни 8, 12, 20 и 22 (положе ние У1) .
При дальнейшем перемещении каретки шестерен вправо до соединения кулачков шестерни 8 с окнами шестерни 17 (шестерня 12 при этом выходит иэ зацепления со шлицами 13 вала 4) крутящий момент передается от вала 2 через шестерни 17, 18, 20 и 22 на вал 3 (положение УП).
При последующем перемещении шестерен 18 и 22 влево кулачки шестерни 22 входят в сквозные окна шестерни 17 с правой стороны, а шестерни 18 и 20 разъединяются, в результате чего входной вал 2 и выходной вал 3 оказываются замкнутыми напрямую через тело шестерни 17 (положение УШ) .
Как показано на графике (фиг. 3), время разгона мотоцикла с предложенной восьмиступенчатой коробкой передач до скорости 100 км/ч на б с мень-. ше, чем время разгона спортивного мотоцикла ММВ3-3, 214 с четырехступенчатой коробкой передач, Кроме того, наличие в описываемой коробке передач восьми ступеней позволяет при движении мотоцикла в различных„дорожных условиях подцерживать обороты двигателя на уровне, обеспечивающем минимальный удельный расход топлива, в результате чего достигается снижение эксплуатационного расхода топли1058803 ва приблиэительно íà 124 tl этом описываемая коробка передач остается (благодаря наличию всего двух вилок переключения) простой в управлении и компактной в направлении, перпендикулярном осям ее валов.
1058803
4 / Т ЛГ РО Р4Л
4f+d б Ю РГУГ 74 с7 Г Риг. а7
Составитель Ю. Кудинов
Редактор С.Тимохина ТехредМ.Костик Корректор А.Двятко г
Заказ 9680/14 Тираж 675 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Филиал ПНП Патент™, г.ужгород, ул.Проектная, 4