Рабочий орган цепного траншейного экскаватора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
РАБОЧИЙ ОРГАН ЦЕПНОГО ТРАНШЕЙНОГО ЭКСКАВАТОРА, включа|5щий тяговую цепь с закрепленными на ней режуще транспортиругоцими элементгми. содержащими стойку с подрезающим резцом , размещенный перед ней по ходу движения рабочего органа транспортирукиций элемент и упругий элемент, размещенный между стойкой и транспортиру рующим элементом, отличаю п щ и и с я тем, что, с целью повышения эффективности работы экскаватора , каждая стойка шарнирно соединена с подрезаюпшм резцом, а каждый 1 режуще-транспортируювдаи элемент снабжен задней стойкой, шарнирно установленной на звене цепи и подрезающем резце и размещенной параллельно стойке , при этом оси шарниров соединения подрезгиощего резца со стойкой и задней стойкой смещены по высоте отно- 3 8 сительно згшней поверхности подрезаю (Л щего резца, причем транспортирующий элемент соединен со звеном тяговой цепи посредством пластины. СП ;о о о
( (19) (1!) СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
3(51) E 02 Р 3/08; Е 02 F 5/06
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
1
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ/
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (2l) 3389298/29-03 (22) 10.12.81 (46) 07.12.83, Бюл. В 45 (72) В.И.Ковалев, С.В.Баранников, Т,С.Логинов, С.В.Быков, Б.Ф.Иванов, Э.Н.Шкневский и Э.A.Èàðê (7l) Новочеркаеский ордена Трудового
Красного Знамени политехнический институт им. Серго Орджоникидзе (53) 6 21.879 ° 44 (088. 8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
Ф 446589 кл. E 02 F 3/08 1972.
2. Авторское свидетельство СССР
М 840239 кл. E 02 Р 3/08, 1979 (прототип) . (54) (57) РАБОЧИЯ ОРГАН ЦЕПНОГО ТРАН ШЕИНОГО ЭКСКАВАТОРА, включайщий тя.говую цепь с закрепленными на ней режуще транспортирующими элементами, содержащими стойку с подрезающим резцом, размещенный перед ней по ходу движения рабочего органа транспортирующий элемент и упругий элемент, размещенный между стойкой и транспорти ..: рующим элементом, о т л и ч а ю ( шийся тем, что, с целью повышения эфФективности работы экскаватора, каждая стойка шарнирно соединена с подрезающим резцом, а каждый
1режуще-транспортирующий элемент снабжен задней стойкой, шарнирно установленной на звене цепи и подрезающем резце и размещенной параллельно стойке, при этом оси шарниров соединения подрезающего резца со стойкой и задней стойкой смещены по высоте отно- Я сительно задней поверхности подрезающего резца, причем транспортирующий элемент соединен со звеном тяговой цепи посредством пластины.
1059070
Изобретение относится к рабочим органам землеройных машин и может быть использовано в траншейных экскаваторах с цепным рабочим органом скребконого типа.
Известен рабочий орган цепного траншейного экскаватора, включающий цепь со смонтированными на ней скребками, в котором каждый из скребков выполнен с демпферным устройством, закрепленным одним концом к основанию скребка, а другим — к жестко установленному на цепи защитному козырьку, причем последний установлен на одном звене цепи с демпферным устройством Я, 35
Недостатки этого рабочего органа обусловлены тем, что скребки изменяют вылет только от действия нормальных реакций грунта и не чувствительны к доминирующим н рабочем процес" о се касательным составляющим усилия копания, так как при этом демпфирующая пружина деформировалась бы не вдоль оси направляющего стержня, а ,по нормали к ней, что приводило бы к 5 ,увеличению угла резания и, как следствие, к повышению сопротивления грунта копанию. Кроме того, н этой скребконой цепи применяются резцы рыхлящего действия, что также приводит к повышению энергоемкости разрушения грунта. Установленные на цепи защитные козырьки, предохраняя пружину от попадания на нее грунта, выключают из работы значительную часть полезного объема.межскребково- З5 го пространства, чем снижается степень его заполнения грунтом и производительность экскаватора.
Наиболее близким техническим решением к изобретению по технической 40 сущности и достигаемому результату является рабочий орган цепного тран-. шейного экскаватора, включающий тяговую цепь с закрепленными на ней режуще транспортирующими элементами, 45 содержащими стойку с подреэающим резцом, размещенный перед ней по ходу движения рабочего органа транспортирующий элемент и упругий элемент, размещенный между стойкой и транспортирующим элементом (2) .
Недостатком известного рабочего . органа является то, что конструкция его рещуше-транспортирующих элементов не позволяет изменять расстояние .между плоскостью подреэающего резца и тягоной цепью, что приводит к дополнительным затратам энергии; †.р . при копании грунтов высокой плотности а
Цель изобретения - повышение эффективности .работы экскаватора за счет автоматического регулирования вылета режущих элементов на тяговой цепи в изменяющихся грунтовых условиях, а также за счет повышения интенсивности разгрузки скребков от грунта при выходе их из забоя траншеи путем стряхинания грунта и увеличения разгрузочных сечений скреб-. кон при срабатывании упругих элементов.
Поставленная цель достигается тем, что в рабочем органе цепного траншейного экскаватора, включающем тяговую цепь с закрепленными на ней режуще-транспортирующими элементами, содержащими стойку с подрезающим резцом, размещенный перед ней по ходу движения рабочего органа транспор тирующнй элемент и упругий элемент, размещенный между стойкой и транспортирующим элементом, каждая стойка шарнирно соединена с подрезающим резцом, а. каждый .режуще-транспорти рующий элемент снабжен задней стойкой, шарнирно установленной на звене цепи и подрезающем резце и раз" мещенной параллельно стойке, при этом оси шарниров соединения подрезающего резца со стойкой и задней стойкой смещены по высоте относительно задней поверхности подрезающего резца, причем транспортирующий элемент соединен со звеном тяговой цепи посредством пластины.
На Фиг. 1 изображен рабочий орган цепного .траншейного экскаватора, вид сбоку; на Фиг. 2 - Фронтальная проекция тяговой цепи с режуще-транспортирующим элементом двустороннего действия; на Фиг. 3 — то же, с режуще-транспортирующим элементом одностороннего действия (левый); на фиг. 4 и 5 - подрезающий резец, соответственно вид сбоку и вид сверху.
Рабочий орган цепного траншейного экскаватора включает тяговую цепь и закрепленные на ней режуще-транспортирующие элементы. Тяговая цепь включает внутренние звенья 1, наружные звенья в виде парных пластин 2, соединяемых с внутренними звеньями осями 3 и 4, а также специальные крепежные звенья 5. Каждый режуще-транспортирующий элемент состоит из стойки б и задней стойки 7, шарнирно соединяемых с цепью осями 4, а с подрезающим резцом 8.- осями шарнирон 9. Задняя стойка размещена параллельно стойке.
На крепежных звеньях 5 неразъемно закреплены транспортирующие элементы 10; Упругий элемент 11 одним концом удерживается на планке 12, жестко закрепленной на стойке, а другим— на лобовой части транспортирующего элемента через серьгу 13. Транспортирующий элемент размещен перед стойкой по ходу движения рабочего органа.
Каждый транспортирующий элемент соединен с крепежным звеном цепи пластинами 14, Каждая стойка имеет лез» вие 15, развернутое в сторону плос1059070
/ кости резания так, .что образуют своим профилем задний угол резания в пла не. Стойки и задние стойки могут быть усилены подкосами 16, увеличивающими их жесткость. Расположение осей шарниров 9 на разных уровнях по высоте от задней плоскости подрезающего резца 17 позволяет получить расчетный . илк конструктивный зацний угол реза ния 8 ) значение которого не меняется при. изменении вылета режущей стойки 10 от максимальной величины h до мини»-, мальяой h<.
Предлагаемая конструкция может иметь варианты со спареннымк шарнирными параллелограммами (фиг. 2) для 15 разработки траншеи на всЮ ее ширину
В, и вариант рабочего органа с одним шарнирным параллелограммом, снабженным консольным подрезающим резцом 18 (Фиг, 3), предназначенным для разработки части Д В траншеи по ширине.
С целью устранения возможности трения стоек о стенки траншеи они кон" структивно выполнены так, что обеспечивают необходимый угол отклонения
Q (Фиг. 2 к 3). Подрезавший резец также выполнен в виде трапеции,- большим основанием .которой является лезвие 19 (Фкг. 5), а размер меньшего основания обеспечивает Наличие угла g который необходим для снижения потерь на тре-ЗО ние резца о грунт.
Рабочий орган цепного траншейного экскаватора работает следующим образом.
Стойка б своим лезвием 15 дли- 35 ной (, обеспечивакщим резание грунта на расчетную глубину, и армированным твердым сплавом подчищает борта трай"шек, тогда как подреэанкбий резец 8 своей опережающей частью разрушает jg подошву забоя. При проходке траншеи .:в слабых грунтах суммарные усилия на цодрезающих резцах не превышают упругой силы пружины, и стойка имеет накбольший вылет, что обеспечивает рабочему органу экскаватора высокую производительность за счет увеличения емкости межскребкового пространства.
При возрастании плотности разрабаты-..: ваемого грун та скорость проходки траншеи снижается, при этом уменьшается и количество грунта, отделяемого от массива в единицу времени. В этом случае у обычных рабочих органов заполнение межскребковой емкости падает, исходная величина h становится завышенной, что приводит к появлению увеличенного момента сопротивления на цепи и ухудшению выносной способности скребка иэ-за свободного просыпания грунта в нижнее незаполненное пространство забоя, и, как следствие, к снижению производительности экскаватора. При работе данной конструкции, параметр И изменяется автоматически в соответст,вии с действующими нагрузками за счет шарнирно-параллело-.раммного устройства режуще-транспортирующего элемента и наличие упругого элемента 11 ° При этом задний угол резания 8 подрезающего резца не изменяется.
Находясь в забое в подпружиненном состоянии, режуще-транспортирующий элемент устанавливается в исходное . положение от действия упругого элемента в момент выхода из забоя на поверхность траншеи и значительно интенсивнее разгружается от грунта за счет его стряхиваяия и увеличения разгрузочного сечения скребка до величины h .
Таким-образом, повышение эффектив ности работы экскаватора обеспечи вается за счет саморегулирования объе. ма межскребкового пространства, вследствие чего снижаются рабочие нагрузки и высвобождается энергия для использования ее яа интенсификацию рабочего процесса.
1059070
Составитель Г.Бондарь
Редактор В.Иванова Техред С.Легеза Корректор М.Шароши
Заказ 9 /30/28 Тирам 673 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, E-.35, Раушская наб., д,4/5
Филиал ППП Патент, г.уигород, ул.Проектная, 4