Ковшовый бур
Иллюстрации
Показать всеРеферат
КОВШОВБ1Й БУР, включающий цилиндрический корпус, откидное днище с грунтоприемными окнами и лемехами, ведущую щтангу с закрепленным на ней щнеком , расположенным в корпусе, и переходник , установленный между корпусом и ведущей щтангой, отличающийся тем, что, с целью повыщения эффективности бурения путем обеспечения работы шнека в автоматическом режиме, он снабжен подпружиненной зубчатой полумуфтой, установленной на ведущей щтанге с возможностью осевого перемещения, а переходник выполнен в виде обгонной муфты, на внутренней части которой на торце выполнены зубья, при этом зубчатая полумуфта установлена с возможностью взаимодействия с зубьями обгонной муфты.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
3(5D Е 21 Di/06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ 1
К. ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3415320/22-03 (22) 25.03.82 (46) 07.12.83. Бюл. № 45 (72) В. М. Безверхий, О. Т. Гаврищук, В. П. Чикин u H. П. Пашко (71) Институт строительства и архитектуры
Госстроя Белорусской ССР и Конструкторско-технологическое бюро с опытным производством при Институте строительства и архитектуры Госстроя Белорусской ССР (53) 622.243.95.05 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 630343, кл. Е 21 В 24, 1977, 2. Авторское свидетельство СССР № 699099, кл. E 21 В 724, 1977 (прототип).
„„SU„„1059191 A (54) (57) КОВШОВЫЛ БУР, включающий цилиндрический корпус, откидное днище с грунтоприемными окнами и лемехами, ведущую штангу с закрепленным на ней шнеком, расположенным в корпусе, и переходник, установленный между корпусом и ведушей штангой, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности бурения путем обеспечения работы шнека в автоматическом режиме, он снабжен подпружиненной зубчатой полумуфтой, установленной на ведушей штанге с возможностью осевого перемещения, а переходник выполнен в виде обгонной муфты, на внутренней части которой на торце выполнены зубья, при этом зубчатая полумуфта установлена с возможностью взаимодействия с зубьями обгонной муфты.
1059191
Изобретение относится к строительству, в частности к выполнению способом бурения скважин для буронабивных свайных фундаментов с использованием буронабивных установок кранового типа.
Известен ковшовый бур, включающий цилиндрический корпус,:откидное днище с грунтоприемными окнами, оснащенными лемехами, ведущую штангу и переходник (1).
Недостатком устройства является малая производительность, обусловленная быстрым забиванием бура разрушенной породой.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является ковшовый бур, включающий цилиндрический корпус, откидное днище с грунтоприемными окнами и лемехами, ведущую штангу с закрепленным на ней шнеком, расположенным в корпусе и переходник (2).
Недостатком устройства является многооперационность и сложность манипуляции при заполнении корпуса грунтом, связанная с необходимостью прерывания процесса разборки забоя для перемещения грунта из нижней части корпуса в верхнюю и для опускания и подъема при этом шнека со сменой направления вращения его при каждой операции.
Цель изобретения — повышение эффективности бурения путем обеспечения работы шнека в автоматическом режиме.
Указанная цель достигается тем, что ковшовый бур, включающий цилиндрический корпус, откидное днище с грунтоприемными окнами и лемехами, ведущую штангу с закрепленным на ней шнеком, расположенным в корпусе, и переходник, установленный меж ду корпусом и ведущей штангой, снабжен подпружиненной зубчатой полумуфтой, уста новлеейной на ведущей штанге с возможностью осевого перемещения, а переходник выполнен в виде обгонной муфты, на внутренней части которой на торце выполнены зубья, при этом зубчатая полумуфта установлена с возможностью взаимодействия с зубьями обгонной муфты.
На фиг. 1 представлено предлагаемое устройство, продольный разрез в момент образования грунтовой пробки; на фиг. 2— разрез А-А на фиг. 1.
Устройство включает корпус 1 в виде полого цилиндра с выступами 2 для облегчения осевого перемещения грунта, расположенными по окружности с равными интервалами. В нижнем торце корпуса смонтировано откидное днище 3, на котором установлены лемехи 4 и выполнены грунтоприемные окна 5. Ведущая штанга 6 представПри достижении грунтом нижних витков
2s шнека и образований пробки, препятствующей дальнейшему заполнению бура, резко возрастает нагрузка на корпус 1, превышая величину тарировки пружины 12 зубчатой полумуфты, при этом зубчатая полумуфта
10 проворачивается вместе со шнеком 7 отЗ0 носительно корпуса 1, а шнек срезает своими нижними витками часть уплотненного грунта, освобождая некоторый объем для новых порций грунта, поступающих с забоя.
В результате обеспечения возможности попадания грунта в корпус 1 усилие для его
З5 вращения уменьшается, проворачивание частей 9 и 10 зубчатой муфты относительно друг друга прекращается и обеспечивается возможность дальнейшего заглубления бура. При следующем образований грунто40 вой пробки процесс повторяется автоматически. При заполнении всего объема корпуса 1 ковшовый бур поднимается выше устья котлована и поворотом крановой установки переносится к месту разгрузки. Разгрузка снаряда производится .обратным вращением
4> шнека 7, при этом обгонная муфта расклинивается, обеспечивая свободное вращение относительно корпуса частей 8 и 9 совместно со штангой 6 и шнеком 7. После разгрузки бура цикл бурения повторяется.
Конструкция бура позволяет повысить производительность бурения за счет лучшего заполнения корпуса и автоматического включения вращения лемеха.
20 ляет собой цилиндрический стержень с нижней частью уменьшенного диаметра и спиралью, образующей шнек ?, диаметр которого соответствует внутренним габаритным размерам корпуса, а длина превышает половину длины корпуса 1, при этом нижняя часть шнека 7 расположена ниже высоты заполнения корпуса грунтом. Корпус 1 выполнен с ведущей штангой 6 посредством переходника 8, который выполнен в виде обгонной муфты, внутренняя часть которой имеет зубья 9. Вторая зубчатая полумуфта
10 установлена на ведущей штанге 6 с возможностью продольного перемещения в шлицах 11 и связана с ней через протарированную пружину 12.
Ковшовый бур работает следующим обра зом.
Перед началом работы бур подвешивают к подвижному вращателю буровой установки и приводят во вращение. Осевая нагрузка от ведущей штанги 6 передается через зубчатую и обгонную муфты корпусу 1 бура.
Грунт разрушается лемехами 4 и поступает в корпус 1.
1059191
Составитель Л. Черепенкнна
Редактор С. Патрушева Техред И. Верес Корректор Л. Патай
Тираж 603 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4