Опора скольжения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ, содержащая корпус и размещенные в нем секторные антифрикционные вкладыши, охватывающие вал с рабочим зазором, элемент компенсации износа, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и упрощения ее конструкции, элемент компенсации износа выполнен в виде размещенной между корпусом и антифрикционными вкладышами , прокладки из материала, обладающего «памятью формы, и имеющей бурт, обращенный в сторону вала и образующий с ним рабочий зазор. СЛ ;о оо
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН з<ю " 16 С 27 00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ : /
Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (Р
Ял
CO
М
CO (21) 3398593/25-27 (22) 25.02.82
f46) 07.12.83. Бюл. № 45 (72) Д. И. Вербицкий и И. М. Гольдман (71) СКТБ герметических и скважиииых насосов (53) 621.822.5 (088.8) (56) 1. Давыдов А. П. Резиновые подшипники в машиностроении. Л., «Машиностроение», 1968, с. 122 — 123, рис. 82.
2. Авторское свидетельство СССР № 289233, кл. F 16 С 27/00, 1969.
„„SU„„1059301 A (54) (57) ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ, содержащая корпус и размещенные в нем секторные антифрикционные вкладыши, охватывающие вал с рабочим зазором, элемент компенсации износа, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и упрощения ее конструкции, элемент компенсации износа выполнен в виде размещенной между корпусом и антифрикциониыми вкладышами, прокладки из материала, обладающего «памятью формы», и имеющей бурт, обращенный в сторону вала и образующий с ним рабочий зазор.
1059301
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве опор валов различных машин, например, в погружных жидкостнозаполненных электродвигателях.
Известен радиальный подшипник скольжения, содержащий корпус и расположенные в нем секторные вкладыши, установленные в пазах корпуса, выполненных в форме ласточкиного хвоста (1).
Однако данный подшипник обладает малой долговечностью, так как при работе вкладыши нагружены неравномерно.
Известен также самоустанавливающийся подшипник скольжения, содержащий кор пус и размещенные в нем секторные антифрикциойные вкладыши, охватывающие вал с рабочим зазором, элемент компенсации износа.
При этом секторные вкладыши выполнены с наружной сферической поверхностью, а элементы компенсации износа выполнены в виде пружин .(2).
Однако известный подшипник сложен по конструкции, недостаточно технологичен в изготовлении и сборке, ненадежен в работе.
Целью изобретения является повышение надежности и упрощение конструкции подшипника.
Указанная цель достигается тем, что в опоре скольжения, содержащей корпус и размешенные в нем секторные антифрикциойные вкладыши, охватывающие вал с рабочим зазором, элемент компенсации износа выполнен в виде размещенной между корпусом и антифрикционными вкладышами прокладки из материала, обладающего «памятью формы», и имеющей бурт, обращенный в сторону вала и образующий с ним рабочий зазор.
На фиг. 1 изображена. опора скольжения, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — характеристика изменения толщины прокладки в зависимости от температуры.
Опора содержит корпус 1 и размещенные в нем секторные антифрикционные вкладыши 2, охватывающие вал 3 с рабочим зазором. Элемент компенсации износа выполнен в виде размещенной между корпусом
1 и антифрикционным вкладышем 2 прокладки 4, изготовленной из материала, обладающего «памятью формы» и имеющей бурт 5, обращенный в сторону вала 3 и образующий с ним рабочий зазор а, равный допустимому радиальному смещению вала 3. Вкладыши 2 вставлены в пазы прокладок 4, выполненные по форме ласточкиного хвоста, а прокладки 4 — в аналогичные пазы корпуса 1.
t0
Опора работает следуюшим образом.
В исходном состоянии между валом 3 и каждым буртом 5 высяйляют зазор а, Прокладка 4 в этот момент имеет толщину h>. При работе, по мере износа наиболее нагруженного вкладыша, вал 3 смещается в радиальном направлений в сторону указанного вкладыша 2 до тех пор, пока не соприкоснется с буртом 5. В этот момент ось вала 3 смещается на допустимую, заранее заданную величину а от своего исходного положения. В результате трения вала
3 о бурт 5 последний разогревается, это тепло передается прокладке 4 йаиболее изношенного вкладыша 2, и прокладка 4, благодаря свойству «памяти формы», увеличивает свок) толщину до h», перемещая вкладыш 2 в радиальном направлении в сторону центра на величину износа. Вал 3 также смещается, занимая первоначальное положение, и между ним и буртом 5 вновь образуется зазор а. Трение вала 3 о бурт
5 прекращается и он вместе с прокладкой
4 остывает, однако, благодаря необратимости характеристики изменения толщины прокладки 4 в зависимости от температуры, прокладка 4 сохраняет приобретенную толщийу h . Ha фиг. 3 необратимость характеристики показана штриховой линией и стре лками: при нагреве до температуры t, прокладка 4 увеличивает свою толщину до h а при последующем охлаждении не возвращается в исходное состояние, а сохраняет толщину Ь . Если требуется вторично изменить толщину прокладки 4, то можно либо после первого увеличения толщины (до
h ) поменять наиболее нагруженный и расположенный напротив него ненагруженный вкладыш местами (ненагруженный вкладыш не износился и может еше раз увеличить свою толщину), либо поставить по две или больше прокладок 4 на каждый вкладыш 2, температура преобразования которых различна. В последнем случае при первом касании вала 3 и бурта 5 свою толщину увеличит прокладка 4, имеющая самую низкую температуру преобразоания (остальные прокладки нагреваются недостаточно для изменения их толщины, так как при температуре t< первая прокладка 4 увеличивает свою толщину до h> è бурт 5 выходит из контакта с валом 3 и охлаждается).
При вторичном касании трение происходит до тех пор, пока прокладка 4 не нагреется до температуры преобразования второй прокладки и т.д.
Свойством «памяти формы» обладают ряд сплавов, например Ni — Ti, Ni — Аl, Cu—
А1 и др. Это свойство заключается в том, что предварительно деформированный материал принимает заранее заданную форму при нагреве или охлаждении, Преобразование может .происходить при заданной температуре и быть либо обратимым (при нагреве материал измейяет свою форму, а при последующем охлаждении восстайавливает первоначальную форму), либо необратимый (изменяет форму при нагреве, а при по1059301 следующем охлаждейии сохраняет приобретенную в результате нагрева форму).
Изобретение позволяет повысить надежность и упростить конструкции опоры.
Составитель Г. Колтанюк
Редактор А. Шандор Техред И. Верес Корректор О. Тигор
Заказ 9798 39 Тираж 776 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4