Способ определения элементов криволинейных участков железнодорожного пути по аэрофотоснимкам и прибор для осуществления этого способа

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

06032

Класс 42с, 10„, ГССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Ф. Д. Рабинович

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ КРИВОЛИНЕЙНЫХ

УЧАСТКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ ПО

АЭРОФОТОСНИМКАМ И ПРИБОР ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

ЭТОГО СПОСОБА

Заявлено 21 февраля 1е<56 ??. ???? . ?? 333>

Изоорстение относится к спосоОЯМ 0!Ij)(;(Е I HBH В.)Е) ICIIÒOÂ КРИВОлинейных учястков железнодорожI(ОГ0 ПУТИ ПО ЛВРО(!)ОТОСНИMКЯМ, трансформированным и приведеннь!м к зядл)3ИО «!) . л си(ii») 6v, мето" дом угловых днлгрлм.,(посредством измерения уг.(013 поворота в. )сх<(п! »рных хор,l.

ОН И СЬIВЛСХ! hIH С! ОСОО OT ИЧЛСТСЯ тем, ()о, с целью увеличения i.oaHOC1 JI ПРИ OII()CI(,С,1C!IIII 3. CМЕНТ0В криволинейных у Глстков железнодорожного пути по лзро(!)о! Оснимкя:л, I(»!i()»Bленп5! злc)Hcíò»ðíûõ

ХОРД ОПРЕ,IP. 15110T ОП1 ИЧССКИ)! СОВХIСН(ЕНИС I (!)ОТОГР»фИЧССКОГО ИЗООряжения точек рельс», ÎTcтоящих одна от другои нл длину орды, л угол поворот» каждой элементярнои хорды изх(сряк)т непосредственно относительно нячл IbJ30H

КЯСЯ С. 1Ь

O T (I3 iI H Г С, Ь П 0 и 0 C 0 O C 13 H O C T bIO прибора для осуществления предложе ни О! 0 CiiOCO 2 < 5113, 5IC1 ÑH I О, Ч 0, С I I C. l h 10 О П Т И 1 C C I (01 0 С 0 В М EIllCIIliH 0<(С! КРli 130h, 0 ГСТ051ЩИХ

О;(НЛ От Д()У) ОИ НЛ ЗЯД<)ИНОМ РЛCcI05IIIH);, в нем применена бнпрнз)!< . С!(<)ЕП ICII!1»51 С 1)ОВO()OTJIhlA(ВО крмг î:.;тической оси системы уг° I 0)1C()1I J

РЕХ! ЕIЦЛ 1 b CH ВДО, (Ь ВТОИ ОСИ.

Н» (!)ИГ. (, " н 3 изображены схемы опи! Ji ческо!.о построения

= . IсхIснт(! () I1()il 01):(ы с поз!ОЩь!О

0l(ili)измь1; п(1 (пп! . 4 схсмл приооРЛ. (:CIi!I iiC! C,(B,i»f30!wI н»бл)ода I C!IH по)(ccTH;ь оппризму, то по,ic зреН!,5(i)

ПI C i I llhl C ();Ill

Ь (р IIP6})P! толщиной оипрнзм),1,:<(О/кilî приня (-Ь F1< ()(g.(, гдс с р л с с О 5) 11 и с О т 6 и и р и 3 м hl;(0

ЛЗРO(!)01 OCII)IAIh;3!! (! УГОЛ 01 К, IOJICнпя луч». Оче!)идно! что при р)ВЕI!СТ!)Е i!()С,IОМ;15110ЩИХ УГЛОВ XI И

7.. 1 Л К < С С (3 I I I I OP! J (H C I C H Х С1 0 B È C

1;,.=-}:е и 11 (=hа. ! (Оворот бнпризмы вокруг осп, IiC5)Il" ii,"IB»с и пс только п()0. (ог(ь!)ос, Эй 106032.но и поперечное смещение изображения в обеих половинах поля зрения.

На фиг. 2 показана дуга АВ, стянутая элементарной хордой, и смещенное изображение А В и

А"В" этой же дуги, если ее рассматривать сквозь бипризму. При этом ребро бипризмы У У перпендикулярно элементарной хорде АВ, и изображения точек А и В соответственно А "В совмещены.

Очевидно, что если длина элементар ои хорды AB=l, то величина смещения изображения опре/ деляется как К,=К = — „.

При повороте бипризмы вокруг оси, перпендикулярной плоскости чертежа на угол З, ребро бипризмы занимает положение П П. Если дуга АВ сохраняет неизменное положение, то первая грань бипризмы образует изооражение дуги А "В", а вторая изображение

А В . Приняв Р, Р, за ось Х, а

l — 1 за ось У, обозначим продольное смещение каждого из этих изображении соответсгвепно Х, и ЬЛ, а поперечное ЛУ, и Я,„ очевидно при а,=а, ЛХ=ЬХ, +М,=leos! .Я = — Я, -! Я,=lsln!>

Если скрепить бипризму с лимбом и устанавливать ее всякий раз так, чтобы изображения противоположных концов элементарных дуг АВ, ЛС, CD и т. д. были совмещены, то с помощью алидады 00 (см. фиг. 3), сохраняющей неизменное направление, можно измерить углы а,; а,+а,; а,+а,—, -а„, и т. д. поворота бипризмы, т. е. углы поворота каждои,из элементарных хорд относительно первои хорды АВ. Для этого необходимо помещать бипризму всякии раз точно посредине между концами дуги АВ и поворачивать бипризму вокруг оси, перпендикулярнои плоскости ее основания до тех пор, пока смещенные изображения одного из путеи не совместятся.

На фиг. 4 представлена принципиальная схема- прибора, состоящего из оптическои системы с оку. ляром 1, прямоугольнои призмои 2, объективом 3 и алидадой 4 с лчмбом 5, скрепленным с бипризмо", 6, и системы направляюгцих Х, Y, Z.

Бипризма б должна быть расположена в непосредственной близости от плоскости ХУ, в противном случае необходимо применять специальное ус гройство для разделе. ния поля зрения, помещенное в окуляре.

Аэрофотоспимок помещается в плоскости ХУ.

Перемещением бипризмы 6 вдоль паправляющей Z изменяется велигпна смсще ля изображения.

Съемку криволинеиных участков железнодорожного пути с помощью предлагаемого прибора выполняют в следующе и порядке: !. Измерения производятся по аэрофотоснимкаM или диапозитивам, трансформированным на плоскость снимаемого пути в заданном масштабе.

2. Измеряемую кривую разбйвают на дуги равной длины, наколов съемочные точки измерителем по оси пути или вдоль одного из рельсов. Разбивку начинают на заведомо прямолинеином участке пути, измерив расстояние от ближайшего опознанного пикета.

3. Перемещая бипризму прибора вдоль оси Z, устанавливают ее в положение, когда /=выбранной длине дуги, после чего устанавливают в кассете прибора снимок.

4. Д ействуя штурвалами направляющих Х и У, добиваются такого положения, когда наколотые точки А и В располагаются на ребре бипризмы, примерно в центре поля зрения, При этом контуры рельсов оказываются сдвинутыми один относительно другого.

5. Освободив закрепительный винт микрометренного устройства лимба и поворачивая бипризму, грубо совмещают концы рельса, а затем, деиствуя микрометренным устройством, возможно более точно совмещают линии рельсов. В этом положении берут отсчет по лимбу 5 с точностью 1 . Затем, освободив закрепительный винт поворачивают бипризму на 180 и. снова совместив рельсы, берут вто№ 106032 рой отсчет. Два таких измерения сос гавляют полный прием. На каждой точке измерения выполняются двумя полными приемами. Измеренный угол получают как среднее из двух приемов.

6. После окончания наблюдений в одной точке, измерительное устропство перемещают в следующую, где наблюдения выполняются в том же порядке.

7. По окончании наблюдений на всех точках, наколотых на данном аэрофотоснимке, снимок заменяется смежным с ним; на этом снимке необходимо повторить измерения не менее, чем на трех точках.

Предмет изобретения

1. Способ определения элементов криволинейных участков железнодорожного пути по аэрофотоснимкам, трансформированным и приведенным к заданному масштабу, методом угловых диаграмм, посредством измерения углов поворота элементарных хорд, о т л ичающийся тем, что, с целью увеличения точности при определении элементов криволинейных участков железнодорожного пути по аэрофотоснимкам, направления элементарных хорд определяют оптическим совмещением фотографического изображения точек рельса, отстоящих одна от другой на длину хорды, а угол поворота каждой элементарной хорды определяют непосредственно относительно начальной касательной.

2. 11рибор для осуществления способа по и. 1, снабженный наблюдательной системой и угломерным лимбом, о т л и ч а ю щ и и ся тем, что, с целью оптического совмещения точек кривой, отстоящих одна от другой на заданном расстоянии, в нем применена бипризма, скрепленная с угломерным лимбом, поворотным вокруг оптической оси системы, и могущая перемещаться вдоль этой оси.

¹ 106032

Фиг. 4

Отн. редактор П. Ю. Мазуренко

Стандартгиз. Поди. к печ. 31jV-1957 г. Объем 0,375 и. л. Тиран< 750. Цена 75 коп.

Гор. Алатырь, типография N 2 Министерства культуры Чувашской АССР, Зак. 5726