Способ соединения с натягом деталей типа вал-втулка
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ С НАТЯГСЖ ДЕТАЛЕЙ ТИПА ВАЛ-ВТУЛКА, преимущественно тонкостенная, путем предварительной раздачи охватывающей детали в пределах упругих деформаций на величину .натяга перед установкой охватываемой детали, о т л и ч a rout и и с я тем, что, с целью повышения качества, раздачу осуществляют посредством введения в охватывающую деталь дефо1 шрующего элемента, после чего ,при введенном деформируемом элементе осуществляют фиксирование охватывающей детали в деформированном состоянии посредством замороженной жидкости , размещенной снаружи от охватывающей , a пер1гд установкой охватываемый детали деформирующий элемент удаляют.«с а: о EJO 00 00
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОИЦ
РЕСПУБЛИН ае <а>
3(д) В 23 Р 11/02
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОЬРЕТЕНИЙ И ОтНРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ н автовсна»т сиидатвъствт (21) 3388426/25-27 (22) 25.01.82 (46) 15 ° 12.83. Бйл» 9 46 (72) А.Н.Мартынов, В.С.Григорьев, И.И.Воячек, Н.Е.Курносов и A.A.Êèðïè÷íèêîâ (71) Пензенский политехнический .институт (53) 621 ° 757(088 ° 8) (56) 1. Справочник допуска посадки.
Под ред. В.Д.Мягкова. Л., "Машиностроение", 1978, с, 332.
2. Авторское свидетельство СССР
9 749615, кл. В 23 P.11/02, 1980 .(прототип). (54)(57) СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ С НАТЯГОМ
ДЕТАЛЕЯ ТИПА BAJI-ВТУЛКА, преимущественно тонкостенная, путем предварительной раздачи охватывающей детали в пределах упругих деформаций на величину натяга перед установкой охватываемой детали, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения качества, раздачу осуществляют посредством введения в охватывающую деталь деформирующего элемента, после чего при введенном деформируемом элементе осуществляют фиксирование охватывающей детали в -деформированном состоянии посредством замороженной жидкости, размещенной снаружи от охватывающей детали, а перед установкой охватываемый детали деформирующий элемент удаляют. Ф
10б0388
Изобретение относится к машино= строению и предназначено для соединения с натягом деталей типа вал-втул.— ка, преимущественно тонкостенная.
Известен способ соединения деталей с натягом методом продольной 5 запрессовки (1) .
Однако данный способ не обеспечивает качественную сборку нежестких деталей, например тонкостенных втулок нли нежестких валов, иэ-за их недопустимого деформирования при действии осевого усилия сборки.
Известен способ соединения с натягом деталей типа вал-втулка, преимущественно тонкостенная, путем 15. предварительной раздачи охватывающей детали в пределах упругих деформаций на величину натяга перед установкой охватываемой детали 2) .
Указанный способ не обеспечивает качественное соединение деталей, поскольку при их нагреве .происходит снятие и перераспределение остаточных напряжений от обработки, способствующие нарушению цилиндрической формы тонкостенных деталей.
Целью изобретения является повышение качества соединения.
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу соедине" ния с натягом деталей типа вал-втул- ЗО ка, преимущественно тонконстенная, путем предварительной раздачи охватывающей детали в пределах упругих деформаций на величину натяга перед установкой охватываемой детали, раэ- 35 дачу осуществляют посредством введения в охватывающую деталь деформирующего элемента, после чего при введенном деформирующем элементе осуществляют фиксирование охватывающей детали в деформированном состоянии посредством замороженной жидкости„ размещенной снаружи от охватываемой . детали, а перед установкой охватываемой детали деформирующий элемент удаляют. 45
На фиг. 1 изображена тонкостенная втулка с введенной в нее,оправкой; на фиг. 2 — момент введения охватываемай детали в охватывающую.
Способ осуществляют следующим об- 50 разом.
Тонкостенную втулку 1 раздают в радиальном направлении в пределах упругих деформаций на величину натяга, с помощью введения во внутреннюю 55 полость оправки 2. Затем втулку в деформированном состоянии помещают с зазором в обойму 3. Зазор заполняют жидкостью 4, например водой, которую эамораживают, Перед соединением оправку 2 удаляют и пРоизводят установку охватываемой детали 5, после чего жидкость раэмораживают и удаляют.
В качестве деформирующего элемента можно испольэовать жидкость под давлением, замороженную жидкость, раэжимные оправки и т.д.
При замораживании жидкости в зазоре между, обоймой и охватывающей деталью, последняя фиксируется в деформированном состоянии за счет адгеэии льда, т.е. обеспечивается жесткая связь детали с обоймой, П р .и м е р. Проводят сборку тонкостенной втулки и вала, изготовленных соответственно из бронзы
Бр ОЦС 5-5-5 и стали 45..Конструктивные размеры соединяемых деталей следующие: номинальный диаметр соединения ю = 30 мм, внутренний диаметр втулки Dg = 30 + .0,01 мм, наружный диаметр втулки П2 32 — 0,20 им, наружный диаметр валика D = 30 +
0 04 -: 0,05 мм:, длина соединения
30 мм.
Посадочные поверхности обрабатывают точением с шероховатостью
R>- =10 мкм. Натяг в соединении
N = 0 03-0,05 мм.
В качестве эамораживаемой жидкости применяется вода.
Раздачу втулки в радиальном нап» . равлении на величину натяга осуществляют путем гидростатического давления замороженной жидкости, помещенной Во внутреннюю полость втулки.
Для облегчения удаления деформирующего элемента на внутреннюю поверхность втулки наносят тонкий слой . парафина.
После дефорМирования,втулку помещают концентрично в обойму с внутренним диаметром D4. = 38 мм и толщиной стенки h = 10 мм. Радиальный зазор между втулкой и оправкой заливают жидкостью (водой), которая замораживается при 253 К.
После замораживания деформирующий элемент из полости втулки удаляют с помощью пресса и осуществляют установку вала во втулку.
При последующем размораживании и удалении жидкости втулка, принимает исходные размеры, что приводит к созданию прочного неподвижного соединения с сохранением формы тонкостенной втулки.
Использование предлагаемого спосо-. ба позволяет осуществлять качественную сборку с натягом вала и тонкостенной втулки.
1060388 флис 8
Подписное
Тирам 1106
Заказ 9924/14
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35; Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент", г, уагОрод, ул. Проектная, 4
Составитель В. Рагин
Редактор М. Бандура Техред А.Бабинец Корректор И Муска