Ударный гайковерт

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

УДАРНЫЙ ГАЙКОВЕРТ, содержащий корпус, установленный на нем двигатель, размещенный в корпусе щпиндель-наковальню с головкой под ключ на одном конце и рабочими кулачками на другом, подпружиненную относительно щпинделя наковальни синхронизирующую втулку и кинематически связанный с выходным валом .твигателя составной ударник, состоящий из ведущей части и установленных в ней с возможностью ссвместного вращения подпружиненной в сторону щпинделя-наковальни полумуфты со скошенными поверхностями, и центробежных грузов, взаимодействующих одним концом со скощенными поверхностями полумуфты, а другим - с торцом синхронизирующей втулки, и механизм управления геометрией удара, отличающийся тем, гго, с целью повыщения долговечности, он снабжен центральным ступенчатым валиком, размещенным в полумуфте и подпружиненным в сторону шпинделя-наковальни, гильзой, охватывающей стлшенчатый валик, связанной с ведущей частью ударника и имеющей радиальные отверстия, и управляющими шариками, размещенными в радиальных отверстиях гильзы, хронизирующая втулка вьшолнена с канавкой,. поверхность которой взаимодействует с щарикасл ми, а ведущая часть ударника зафиксирована с: в корпусе от осевого перемещения.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) 1 045 А зов B >> > > tO2

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3424844/25-28 (22) 16.04.82 (46) 15.12.83. Бюл, М . 46 (72) В. М. Сибогатов

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (71) Краматорский индустриальный институт (53) 621.883 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР Х 180147 кл. В 25 В 21/02, 1965.

2. Авторское свидетельство СССР й0659373, кл. В 25 В 21/02, 1977 (прототип). (54) (57) УДАРНЫЙ ГАЙКОВЕРТ, содержащий корпус, установленный на нем двигатель, размещенный в корпусе шпиндель-наковальню с головкой под ключ на одном конце и рабочими кулачками на другом, подпружиненную относительно шпинделя наковальни синхронизирующую втулку и кинематически связанный с выходным валом двигателя составной ударник, состоящий из ведущей части и установленных в ней с возможностью совместного вращения подпружиненной в сторону шпинделя-наковальни полумуфты со скошенными поверхностями, и центробежных грузов, взаимодействующих одним концом со скошенными поверхностями полумуфты, а другим — с торцом синхронизирующей втулки, и механизм управления геометрией удара, отличающийся тем, гто, с целью повышения долговечности, он снабжен UcBTpBJIbHbIM ступенчатым валиком, размещенным в полумуфте и подпружиненным в сторону шпинделя-наковальни, гильзой, охватывающей ступенчатый валик, связанной с ведущей частью ударника и имеющей радиальные отверстия, и управляющими шариками, размещенными в радиальных отверстиях гильзы, синхронизирующая втулка вьпголнена с канавкой, поверхность которой взаимодействует с шариками, а ведущая часть ударника зафиксирована в корпусе от осевого перемещения.

456

1 1060

Изобретение относится к механизированным инструментам и может быть использовано при сборке и разборке крупных реэьбовых соединений.

Известен ударный гайковерт, содержащий корпус, размещенные в нем двигатель, шпиндель-наковальню с рабочими кулачками, кинематически связанный с выходным валом двигателя проводной вал со спиральными Ч-образными канавками, в которых размещены шарики, входящие в V-образные канавки на внутренней поверхности ударника с рабочими кулачками, который охватывает приводной вал и подпружинен в сторону шпинделя-наковальни (1), Недостатком этого гайковерта является то, что в процессе затяжки реэьбового соединения ударник передает ударные импульсы на шпиндель-наковальню через каждые пол-оборота, поэтому не могут быть достигнуты значительные усилия затяжки. Кроме того, в процессе работы возможны кромочные удары кулачков, гто снижает долговечность гайковерта.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является ударный гайковерт, содержащий корпус, установленный на нем двигатель, размещенные в корпусе шпиндельнаковальню с головкой под ключ на одном конце и рабочими кулачками на другом, подпру>киненную относительно шпинделя-наковальни синхронизирующую втулку и кинематичес30 ки связанный с выходным валом двигателя составной ударник, состоящий из ведущей части и установленных в ней подпружиненной в сторону шпинделя-наковальни полумуфты со скошенными поверхностями, и центробежных грузов, взаимодействующих одним концом со 35 скошенными поверхностями полумуфты, а другим — с торцом синхронизирующей втулки, Выходной вал двигателя выполнен удлиненным и его конец размещен в шпинделе-наковальне.

Синхрониэирующая втулка охватывает выходной вал и имеет выступ, которым он взаимодействует с синхронизирующим кулачком LUItHHделя-наковальни (2), !

Недостатком этого гайковерта является то, что в процессе работы возможно неодновремешше взаимодействие кулачков центробежных грузов с кулачками наковальни, т. е. удар будет нессиметричным, а это вызывает появление больших импульсных реакций на опоры ударника.

Цель изобретения — повышение долговечности гайковерта, Поставленная цель достигается тем, что ударный гайковерт, содержащий корпус, установленный на нем двигатель, размещенные в корпусе шпиндель-наковальню с головкой под ключ на одном конце и рабочими кулачками на другом, подпружиненную относительно шпинделя-наковальни синхронизирующую втулку и кинематически связанный с выходным валом двигателя составной ударник, состоящий иэ ведомой части и установленных в ней подпружиненной в сторону шпинделя-наковальни полумуфты со скошенными поверхностями, и центробежных грузов, взаимодействующих одним концом со скошенными поверхностями иолумуфты, а другим — с торцом синхронизирующей втулки, снабжен центральным ступенчатым валиком, размещенным в полумуфте и подпружиненным в сторону шпинделя-наковальни, гильзой,охватываюгцей ступенчатый валик, связанной с ведущей частью ударника: и имеющей радиальное отверстие, и управляющи- . ми шариками, размещенными в радиальных отверстиях гильзы, синхронизирующая втулка выполнена с канавкой, поверхность которой взаимодействует с шариками, а ведущая часть ударника зафиксирована в корпусе от осевого перемещения.

На фиг, 1 схематически изображен ударный гайковерт, продольный разрез; на фиг, "— разреэ А-A на фиг,1; на фиг. 3 — разрез

Б-Б на фиг.1; на фиг. 4 - разрез В-В на фиг.1; на фиг. 5 — разрез Г-Г на фиг. 1; на фиг. 6 — разрез Д.Д на фиг,1, Ударный гайковерт содержит корпус 1, установленный на нем двигатель 2 с выходным валом 3, размещенные в корпусе шпиндель-наковальню 4 с головкой 5 под ключ на одном конце и рабочими кулачками 6 на другом и ки нематически связанный с выходным валом 3 двигателя составной ударник, состоящий из ведущей части 7, установл"нных в ней с возможностью совместного вращения подпружиненной полумуфты 8, выполненной с двумя выступами

9 со скошенными поверхностями 10, и центробежных грузов 11, имеющих рабочие кулачки

12. Ведущая часть 7 ударника выполнена с пря моугольными пазами 13 под выступы 9 полумуфты 8 и центральной гильзой 4 с радиальными отверстиями 15, в которых размещены управляющие шарики 16.

В полумуфте 8 и гильзе 14 размещен центральный ступенчатый валик 17, подпружиненный в сторону шпинделя-наковальни 4 пружиной 18. Гильзу 14 охватывает синхронизирующая втулка 19, которая выполнена с профильной канавкой 20, поверхность которой взаимодействует с управляющими шариками 16, выступами 21, размещенными на торце, буртиками 22, взаимодействующими с центробежными грузами 11 со стороны их рабочих кулачков

12. Синхронизирующая втулка 19 установлена на гильзе с возможностью совместного враще. ния и подпружинена относительно шпинделянаковальни 4 пружиной 23, Центробежные грузы 11 выполнены в виде пластин прямоугольного сечения со скошенными поверхностями

1060456

24, размещены с зазором в продольных пазах

25 ведущей части 7 ударника и взаимодействуют скошенными поверхностями 24 со скошенными поверхностями 10 выступов 9 полумуфты 8.

Шпиндель-наковальня 4 со стороны рабочих кулачков 6 выполнена с радиальным пазом 26.

Механизм управления геометрией удара выполнен в виде размещенных в радиальном пазу 26 шпинделя-наковальни 4 и поджимаемых fp пружинами 27 к ее центру роликов 28, взаимодействующих с выступами 21 синхронизирующей втулки 19. При этом выступы 21 ориентированы также как и центробежные грузы 11 в ведущей части 7 ударника, а продольная ось радиального паза 26 перпендикулярна оси симметрии рабочих кулачков 6 шпинделя-наковальни 4. Полумуфта 8 поджата пружиной 29.

Ударный гайковерт работает следующим образом. 20

Ведущая часть 7 составного ударника получает вращенйе в ту или иную сторону от двигателя 2, С ростом угловой скорости вращения ударника возрастают и центробежные силы,дей- 25 ствующие на центробежные грузы 11, которые стремятся переместиться к периферии ударника, оказывая при этом давление на буртик 22 синхронизирующей втулки 19 и на скошенные поверхности 10 полумуфты 8. Однако центробеж- чг3 ные грузы 11 совершают в это время только вращательное движение вокруг линии контакта их ребер с буртиком 22 синхронизирующей втулки 19, так как последняя с помощью управляющих шариков 16 связана в одно целое с гильзой,14 и тем самым лишена воэможности осевого перемещения к шпинделю-наковальне 4.

Таким образом, центробежные грузы ll с ростом угловой скорости вращения ударника стремятся занять вертикальное положение, что ока- 4О зывается возможным при отжатии подпружиненной полумуфты 8 за счет контакта ее выступов

9 со скошенными поверхностями 24 центробежных грузов 11. Поскольку центральный ступенчатый валик 17 связан с полумуфтой 8, то осевое перемещение последней вызывает такое же перемещение валика 17. При этом расположение ступени меньшего диаметра на валике 17 рассчитано так, чтобы при повороте центробежных грузов 11 до занятия ими вертикального положения ступень меньшего диаметра оказалась на50 против управляющих шариков 16. После чего происходит расцепление синхронизирующей втулки 19 и гильзы 14 ведущей части 7 ударника, так как профильная поверхность канавки 20 синхронизирующей втулки 19, взаимодействующая с управляю!ними шариками 16, задавливает последние в радиальные отверстия 15 гильзы

14, 4

1фнтробежные грузы 11 после расцепления начинают совместно со втулкой 19 перемещаться в сторону шпинделя-наковальни 4 для зацепления своими рабочими кулачками с ответными кулачками 6 наковальни 4, при этом сжимается довольно слабая возвратная пружина 23 втулки 19, а движение центробежных грузов 11 в сторону наковальни осуществляется за счет действия усилия сжатой пружины 29 полумуфты

8 и действия центробежных сил на центробежные грузы 11, При движении центробежных грузов 11, синхронизирующей втулки 19 и полумуфты 8 как одного целого к шпинделю-иаков вальне 4 центральный ступенчатый валик 17 остается в своем крайнем верхнем положении, удерживаясь в нем ва счет действия на малую его ступень управляющих шариков 16.

Однако указанное совместное движение системы: полумуфта 8, синхронизирующая втулка

19 и центробежные грузы 11 в положение зацепления с кулачками шпинделя-наковальни 4 оказывается возможным лишь в строго определенном относительном положении ведущей части 7 ударника н пнин!целя-наковальни 4, когда центробежные грузы 11 проходят над рабочими кулачками 6 шпинделя-наковальни 4.

Это достигается тем, что выступь! -1, размещенные на торце спнхро пзируюшсй втулки 19, заходят в пространство между ролпками 28, H IIpII gILI15H ÉI !In;;I в р ILLIcHI III l Ifrlh3I I 1 4 пы 21 утагливают ролики 8 в раш1алы!!!й !таз

26, сжимая пх пружлц1ь1 27. В случае, ес.ш оказывается, что выступы 21 упираьзтся в торцы роликов 28, то прп дальнейшем вращен1ш гильзы 14 они соскальзывают в указанное пространство между роликами 28.

Тогда пентробежные грузы 11 продолжат свое движение к LLIIIIIII+c«10-наковальне 4 и входят в пространство между рабочпми кулачками 6 шпинделя-наковалыгн 4. Прп дальнейшем вращении рабочие кулачки 12 центробежных грузов 11 встречаются с рабочими кулачками 6 шпинделя-наковальни 4 и передают HM накопленную кинетическую энергию посредством удара.

После передачи накопленной кинетической энергии ведущая часть 7 ударника останавливается, действие центробежных сил прекращается, и подпружиненная синхронизируюшая втулка 19, воздействуя своим буртиком 22 на центробежные грузы 11, возврашает их в исходное положе по. Прн прохождении профильной к;шавки 20 втулки 19 перед 1LHL!IasI HII III отвс13ет3ими 15 с у !ps!3»IIIIIIILIIi»I шарпкамн !6 последппе запим;II!ò свое псхолиое положение

K I I I!3K(20 I{ t3 I L« I. 3bHI>IX n I3i piTIIIIX 1 5, rl цеп3р;.II!II III с,у пе!и!аты!1 ва II!I 1 ln!L дейлвие1.1 ;Ip(IIIII)I 1 8 3 акже 321IIIXI;Iil 1!ехо;1ное Iln

5 10б0456 Ь ложение, завершая тем самым этап сцепления наковапьни в момент удара. Этим самым уменьсинхронизирующей втулки 19 с nUi»oÀ 14. шается вылет центробежных грузов из ударниЗатем начинается новый разгон ударника ка при неизменной высоте кулачков наковальи весь цикл работы ударного гайковерта ни, что способствует повышению долговечности повторяется снова. кулачков центробежных грузов и самого уда1

Вь щолнение в предлагаемои конструкции ника. Кроме того, установка ударника неподP ударного гайковерта ударника без возможнос- вижно в осевом направлении относительно опор ти перемещения относительно корпуса позволя- уменьшает биение и вибрации при разгоне ет свести до минимально возможного зазор ударника, эа счет чего также повьщьэется долмежду торцом ударника и торцами кулачков 10 говечность гайковерта.

1060456

1060456

1060456

1060456

А-А

Редактор А. Химчук

Заказ 9931/17 Тираж 1081 Подписное

ВНИИПИ Государс твенно го к омите та СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4 5

Филиал ППП "Патент", г, Ужгород, ул, Проектная, 4

26

Составитель 10. Сергеев

Те Ред И.Метелева Корректор М. Ш а роп ши н