Тягово-сцепное устройство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

3(58 В 60 D 1 02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

И АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

»», ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ. ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21 ) 3432815/27-11 (22) 30.04.82 (46) 15.12.83. Бюл. В 46 (72) A.Ñ.1 анцевич (71) Минский дважды ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции автомобильный завод (53 ) 629. 113. 013. 8 (088. 8) (56 ) 1. Авторское свидетельство СССР

И) 839742, кл. В 60 D 1/02, 1979.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке 9 3249775/27-11, кл..В 60 D 1/02, 1981 (прототип). (54) (57) 1.ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ CTPOACT- .

ВО, содержащее сцепнуй скобу с верхней и нижней проушинами, снабженный (19)SU())) À рукояткой штырь-затвор, имеющий на концах кольцевые проточки с встречными фасками, ближняя к рукоятке проточка имеет лыски, а в. верхней проушине располскен фиксатор, последовательно взаимодействующий .с указанными проточками, фасками и лысками, о т л и ч а ю щ е е с я

) тем, что, с целью повышения надежности зксплуатации, проточки выполнены прямоугольного профиля, фаски — незамкнутыми, соответствующими форме и расположению взаимодействующих с ними поверхностей фиксатора, а лыски смещены относительно фасок.

1060505

2. Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения удобства эксплуаИзобретение относится к тягово,сцепиым устройствам, устанавливаемых на передней и задней частях рамы автомобиля и буксируемых.транспортных средств °

Известно тягово-сцепное устройство, содержащее сцепную скобу, штырь-затвор, имеющий рукоятку и выполненный с запори«ы лысками, я фиксатор указанного штыря-затвора в виде разрезной пружины с выступом для взаимодействия со скобой и спрямленными участкамя для вза.— имодействия с обеими лысками штыря-затвора (lj ..

Укаэанное устройство характеризуется недостаточной эксплуатационной надежностью из-за отсутствия гарантированной фиксации штыряll затвора в верхнем "открытом его положении я возможностью извлечения иля -выброса его во время движения при непредвиденном повороте штыря-затвора.

Наиболее близким к изобретению является тягово-сцепное устройство, содержащее сцепную скобу с верхней и нижней проушинами, снабженный рукояткой штырь-затвор, имеющий на концах кольцевые проточки с втречньмя Фаскак:, ближняя к ручке про-точка имее". ыскя, а в верхней про1 ушине расположен фиксатор,последовательно взаямодействукщий с указанными проточками,фасками и лысками (2).

Известное устройство характеризуется недоста очной эксплуатационной надежностью из-за того, что подъем штыря-затвора может быть осуществлен пря повороте его на любой угол, обеспечивающий выход запорных лысок из зоны действия спрямленного участка,С-образной пружины я возникновения направленной вверх силы, превышающей сопротивление осевому перемещению штыря-затвора, а также недостаточным удобством эксплуатации, так как для осевого перемещения штырязатвора в положении «Открыто-закрыто " водителю необходимо приложить к рукоятке его значительную силу деформации,С-,образной пружины по наклонной плоскости {фаске) штыря-затвора с учетом коэффициента трения.

50 тация, фаскн заменены расширенными в сторону рукоятки лысками е

Целью изобретения является по,выше ни е надежности э к плуатацяи °

Цель достигается тем, что в тягово-сцепном устройстве, содержащем сцепную скобу с верхней и нижней проушинами,. снабженный рукояткой штырь-затвор, имеющий на концах кольцевые протечки с встречными фасками, ближняя к рукоятке проточка имеет лыски, а в верхней проушине расположен фиксатор, последовательно взаимодействующий с указанными проточками„- фасками и лысками, проточки выполнены прямоугольного профиля, фаски незамкнутыми, соответствующими форме и расположению взаимодействующих с ними поверхностей фиксатора,а лыски смещейы относительно фс-:.сок.

Кроме того, с целью повышения удобства эксплуатации, фаскя могут быть заменены расширенными в сторону рукоятки лысками .

На фиг. 1 изображено тяговосцепное устройство, общий вид; на фиг. 2 — разрез верхней проушины сцепной скобы, ра-рез А-А на фяг. 1; на фиг. 3 — ра-рез A-p на фиг. 1 (вариант 1 ); на фиг. 4 разрез А-А на фиг. 1 (вариант П ); на фиг. 5 — проточка с фаской (вариант 1);. на фиг. 6 — вид Б на фяг. 5; .на фиг. 7 — проточка с фаской (вариант Ц ); на фиг. 8 — вид

В на фиг. 7; на фиг. 9 — проточки с лысками и фасками (вариант 1); на фиг. 10 — проточка с лысками (вариант 1 ); на фиг. 11 — разрез

Г-Г на фиг. 9 и разрез Д-Д на фиг. 10; на фиг. l.2 - вид Е на фиг. 10; на фиг. 13 — про..очка с лысками (вариант II ); на фиг. 14 вид Ж на фиг. 13. !

Тягово-сцепное устройство содержит сцепную скобу 1, в проушинах которой имеются отверстия 2 для штыря-затвора 3, имеющего рукоятку 4 и прямоугольные проточки 5, взаимодействующие с фиксатором штыряэатвора, выполненного в виде разрезной пружины 6., смонтированной в гнезде 7 верхней проушины сцепной скобы 1, при этом рабочая часть пружины 6 в виде спрямленногс участка

8 (вариант 1) или радяусного 9

1060505

20 (вариант И ) взаимодействует с проточкой 5, а выступы 10, загнутые друг против друга, взаимодействуют со сцепной скобой 1.

Для повышения эксплуатационной .надежности и воэможности осевого перемещения штыря-затвора 3 в положения "открыто-закрыто", только в строго ориентированном его поло-. жении, на внутренней стороне проточки 5 выполнен срез 11 (фиг. <5 и 7 )

Для взаимодействия с фиксатором по варианту II срез выполнен в виде части кольцевой фаски 12 (фиг. 4, б и 8).

Для повышения надежности и удобства эксплуатации проточка 5 снабжена лыской 13.для фиксации штык. п ря-затвора в положении закрыто и лыской 14 — в положении, допускающем осевое перемещение штыря-затвора (фиг; 9. и 11 ) ..

Для снижения сопротивления при осевом перемещении штыря-затвора 3 и удобства эксплуатации устройства срез 11 выполнен в виде расширенной лыски 15 (фиг. 10).

Для взаимодействия с фиксатором по варианту П расширенная лыска 15 имеет форму рабочего участка 16 фиксатора (фиг. 4, 13 и 14). Указанные элементы 15 и 16 образуют уступы 17 на штыре-затворе 3,, после ний имеет фаску 18

Монтаж устройства осуществляется путем установки разрезной пружины 6 в гнездо 7 и осевого перемещения штыря-затвора 3, в результате чего нижняя фаска 18 деформирует пружину 6, изогнув ее выступы 10, а затем рабочая часть пружины 6 попадает в проточку 5, обеспечив тем самым неразъемное соединение штыря-затвора 3 со сцепной скобой 1.

Работа тягово-сцвпного устройства осуществляется следующим образом.

После ввода петли дышла в зев сцепной скобы 1 штырь-затвор 3 путем нажима на рукоятку 4, преодолевая сопротивление фиксатора,, 10

45 перемещают по оси до ощущения щелчка, в результате чего разрезная пружина 6 заходит в верхнюю проточку 5. Затем рукоятку 4 поворачивают в любую сторону и устанавливают ее перпендикулярно оси автомобиля, при этом происходит щелчок и разрезная пружина 6 попадает на лыску 13 и тем самым фикси— рует штырь-затвор 3 в положении "закрыто".

Такое выполнение тягово-сцепного устройства существенно повышает эксплуатационную надежность его, поскольку исключает возможность полного извлечения штыря-затвора из сцепной скобы, а также допускает осевое перемещение штыря-затвора из положения "закрыто в положение "открыто и наоборот, только при условии преодоления сопротивле- ния. фиксатора и в строго ориентированном положении штыря-затвора 3, которое при наличии двух разрезных пружин 6 регламен" -.ðóåòñÿ углом, равным 90О.

При исполнении штыря-затвора 3 с расширенной лыской 15 или участком 16 осевое перемеще» е его осуществляют.от положения закрыто и I до положения "открыто" путем предварительного поворота от лыски 13 до лыски 14 или от лыски 13 до участка 16 и осевого перемещения до упора разрезной пружины 6 в,ступ 17, а затем поворачивают штырь-затвор за рукоятку 4, в результате чего выступы 10 прукины 6 дополнительно загинаются и рабочие участки ее 8 и 9 оказываются на внутренней цилиндрической поверхности штыря-затвора. Затем окончательно перемещают штырь-затвор по оси до щелчка — попадания пружины 6 в проточку. Таким образом описанное исполнение устрой(ства еще больше повышает его надежность и удобство в эксплуатации.

Благодаря применению описанных средств фиксации штыря-затвора достигается повышение надежное. ы в эксплуатации сцепного устройства. (1060505 фиг. 10 диФЕ РАЖ

1б фиг /Р 4 О

Составитель B,угорелов

Редактор М,-Бандура Техред.

Корректор И.Эрдейи

Заказ 9937/19 Тираж 675

BHHMHH Росударственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раумская наб., д. 4/5

Подписное

Филиал ППй Патент, г. Жкгород, ул. Проектная, 4