Составная шайба для быстросъемного резьбового соединения деталей
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОСТАВНАЯ ШАЙБА ДЛЯ БЫСТРОСЪЕМНОГО РЕЗЬБОВОГО СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ, содержащая два кольца оди наковйй конфигурации с наклонными поверхностями со стороны одного из торцов и поперечной прорезью под :тщ резьбовой стержень, а также элемент фиксации колец, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности соединения в условиях динамических нагрузок, элемент фиксации выполнен в виде кольца с цилиндрическими бортиками на диаметрально противоположных сторонах, внутренний диаметр которых равен наружному диаметру колец с наклонными поверхностями,кольца. с наклонными поверхностями имеют срезы с двух противоположных сторон , параллельные поперечной прорези , а расстояние между срезами не превышает минимального расстояния между бортиками. ////У////
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИН
РЕСПУБЛИН
ЗСЮГ16 В4300
OllHGAHME ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ j
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3461760/25-27 (22) 02.07.82 (46) 15.12.83. Бюл. Р 46 (72) Т.A.Èåäâåäåâà (53) 621.882.443 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
9 566035, кл. F 16 В 43/00, 1977.
2. Авторское свидетельство СССР
9 796498, кл. F 16 В 43/00, 1981 (прототип). (54)(57) СОСТАВНАЯ ШАЙБА ДЛЯ SblCTРОСЪЕМНОГО РЕЗЬБОВОГО. СОЕДИНЕНИЯ
СТАЛЕЙ, содержащая два кольца одинаковбй конфигурации с наклонными поверхностями со стороны одного из торцов и поперечной прорезью под
„„Su„„1060827 A резьбовой стержень, а также элемент фиксации колец, о т л и ч аю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности соединения в условиях динамических нагрузок, элемент фиксации выполнен в виде кольца с цилиндрическими бортиками на диаметрально противоположных сторонах, внутренний диаметр которых равен наружному диаметру колец с наклонными поверхностями, кольца, с наклонными поверхностями имеют срезы с двух противоположных сторон, параллельные поперечной прорези, а расстояние между срезами не превышает минимального расстояния между бортиками.
1060827
Изобретение относится к машиностроению, и может быть использовано в резьбовых соединениях деталей машин, испытывающих статические или динамические нагрузки и подвергающихся в процессе эксплуатации периодической разборке и сборке.
Известна составная шайба, вы" полненная из двух полуколец, совмещенных торцами и направленных своими концами в противоположные стороны. Каждое полукольцо имеет по два выреза, расположенных на пе-риферии по обе стороны от оси симметрии противоположно концам, а концы одного полукольца отогнуты в с .ответствующие им вырезы другого полукольца 1 g.
Однако такая шайба не обеспечивает быстродействия сборки и разборки соединения.
Наиболее близкой к изобретению яв ляется составная шайба для быстросъемного резьбового соединения, содержащая два кольца одинаковой конфигурации с наклонными поверхностями со стороны одного из торцов и поперечной прорезью под резьбовой стержень, а также элемент фиксации колец C2 ).
Недостатком такой шайбы является ненадежность запирания колец при действии на соединение динамической нагрузки. Наличие трения между наклонными поверхностями колец приводит к тому, что при затягивании гайки натяга между кольцами и элементом фиксации может не возникнуть. В этом случае при действии динамических нагрузок или при опрокидывании соединения может произойти непроизвольный демонтаж соединения.
Целью изобретения является повышение надежности соединения в условиях динамических нагрузок.
Поставленная цель достигается тем, что в составной шайбе для быстросъемного реэьбового соединения деталей, содержащей два кольца одинаковой конфигурации с наклонными поверхностями со стороны одного из торцов и поперечной прорезью под резьбовой стержень, а также элемент фиксации колец, элемент фиксации выполнен в виде кольца с цилиндрическими бортиками на диаметРально противоположных сторонах внутренний диаметр которых равен наружному диаметру колец с наклонными поверхностями, кольца с наклон5 ными поверхностями имеют срезы с двух противоположных сторон, параллельные поперечной прорези, а расстояние между срезами не превышает минимального расстояния между бортик ками °
19 На фиг. 1 изображена составная шайба в рабочем положении, общий вид; на фиг. 2 — то же., вид сверху.
Составная шайба содержит два одинаковых кольца 1 и элемент 2 фиксации этих колец. Кольца 1 выполнены с поперечной прорезью 3, наклонной поверхностью 4 и боковыми срезами
5. Элемент фиксации имеет два бортика б. Для удобства демонтажа элемент фиксации имеет.два параллельных среза 7 под ключ.
Такая конструкция элемента фиксации позволяет "запереть" кольца 1 с помощью бортиков б и в то же вре25 мя сам элемент фиксации оказывается запертым между деталью 4l и кольцом 1. Таким образом, исключается возможность непроизвольного выхода элемента фиксации колец из соединения при любом его положении и
30 при воздействии динамических нагрузок.
Разборка соединения осуществляется следующим образом.
35 Гайку 9 поворачивают на 0,5
1,5 оборота, снимая тем самым усилие затяжки. Это позволит повернуть элемент фиксации на 90 относительно пакета из двух колец 1.
40 В таком положении кольца 1 легко вынимаются в направлении, перпендикулярном оси стержня болта 10 через пространства между бортиками элемента Фиксации, после этого стержень болта 10 с навинченной на
45 него гайкой 9 свободно могут быть вынуты из отверстия 11 соединяемых деталей.
Повторная сборка осуществляется в обратной последовательности.
50 Предлагаемое устройство позволяет повысить надежность соединения при любых видах нагружения, и в частности при динамических нагрузках.
1060827
Составитель Б. Байков
Редактор М.Товтин Техред О. Неце Корректор,М.Демчик
Заказ 10000/36 Тираж 776. Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4