Зубчатая передача с параллельными осями

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СО8ЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

Г

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3464572/25-28 (22) 02.07.82 (46) 15.12.83. Бюл. Р 46 (72) Э.Б. Вулгаков и A.Ë. Капелевич (53) 621.831(088.8). (56) 1. Детали машин. Под ред. Саверина М.А. М., Машгиз, кн. 1, 1954, с. 296.

2. Патент США В 3247736, кл. 74-462, 1963 (прототип). (54)(57) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА С ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ ОСЯМИ, содержащая эвольвентные косозубые колеса, из которых ведущее выполнено с числом зубьев от одного до пяти и передаточным отношением от 30 до 60, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью увеличения несущей способности и надежности, угол о(., зацепления

„„Su„„1060835

Ц5П Е 16 Н 1/06; F 16 Д " .Ж/ 8 передачи выбран в пределах от 30 до

60, угол oL+ профиля на окружности вершин зуоьев ведомого колеса выбран из отношения а2 2

1((+1 %ыщ 22 где Z Z — число зубьев ведущего и ведомого колес, а эвольвентный угол О профиля на окружности вершин зубьев ведущего колеса определен из уравнения

1 2 . 5а Zgt. %з, 90 = + lt — )tnvaL — - — (nvaf+ где Б, я — толщина зубьев при вершине на Ведущем и, Ру ведомом колесах; и, и — диаметры окружностей вершин зубьев колес.

1060835

Изобретение относится к машиностроению, а именно к цилиндрическим эвольвентным косозубым зубчатым передачам на параллельных осях.

Известны зубчатые передачи, содержащие цилиндрические эвольвентные косозубые колеса на параллельных осях (1 3.

У таких передач в одной ступени передаточное число U с 8-10, а чис- ло зубьев ведущего колеса Е„ обычно не менее 10-12.

Недостатком известных передач является опасность заострения зубьев ведущего колеса при увеличении передаточного отношения передачи.

Наиболее близкой.к изобретению является зубчатая передача с параллельными осями, содержащая эвольвентные косозубые колеса, иэ кото- . рых ведущее выполнено с числом зубьев от одного до пяти, и передаточным отношением от 30 до 60 (2). Угол зацепления в такой передаче выбран в пределах от 15 до 20.

Недостатком известной передачи являются ограниченные несущие способность и надежность.

Цель изобретения - увеличение несущей способности и надежности.

Указанная цель достигается тем, что в зубчатой передаче с параллельными осями, содержащей эвольвентные косозубые колеса, из которых веду/ щее выполнено с числом зубьев от одного до пяти и передаточным отношением от 30 до 60, угол с „ зацепления передачи выбран в пределах от 30 до 60О угол aL профиля на оКружности вершин зубьев ведомого колеса выбран иэ отношения

t® oLà с 2 с +4„(l

Ч% 2, где Е„, Z - число зубьев ведущего и ведомого колес, а эвольвентный угол 8 профиля на

И окружности вершин зубьев ведущего колеса определен из уравнения . л 2 . " 2

9 = — + 1+;Вчем - - — Очи + ю,(2! где S,,S — толщина зубьев при вершине на ведущем и ведомом колесах;

dä, ао — диаметры окружностей вершин зубьев колес.

На чертеже показана зубчатая передача с параллельными осями.

Зубчатая передача содержит цилиндрические эвольвентные косоэубые колеса, ведущее колесо 1 и ведомое колесо 2 на параллельных осях (ось

3 ведущего колеса 1 параллельна оси 4 ведомого колеса 2).

Зубья 5 ведущего колеса 1 выполнены с углом о е, на окружности вершин с учетом уравнения (2), а зубья 6 ведомого колеса 2 виполнены с углома(. профиля на окружности вер шины с учетом отношения (1). Линия

N

5 расположенными на ней полюсом Р зацепления и точкой К контакта профилей. На чертеже также показаны диаметр 6 полоидной окружно ти

1 ведущего колеса 1 и диаметр d< по10 лоидной окружности ведомого коле са 2.

В процессе работы передачи вращение передается от ведущего коле-. са 1 к ведомому колесу 2. Точка 5 контакта перемещается по активной части В В2 линИи Н М2 заЦепления от точкй В2 к точке B а линия контакта профйлей перемещается в плоскости зацепления от одного торцового сечения к другому.

Отношение (1) и уравнение (2) гарантируют отсутствие интерференции у основания зубьев зубчатых колес и исключают возможность внеполюсного зацепления.

Непрерывность зацепления в передаче обеспечивается, в основном, эа счет осевого перекрытия, а угол наклона. линии зубьев на основных цилиндрах колес равен

30 аь„

1в " Ф у

W где Я вЂ” осевой коэффициент перекры.тия;

35 о — ширина зубчатых колес в зацеплении;

db — диаметр основного цилиндра ведущего зубчатого колеса.

Высокое значение угла сС„„= 3060 зацепления обеспечивает, за счет увеличения приведенного радиуса кривизны в зоне контакта эвольвентных поверхностей, благоприятные условия для образования масляной пленки, высокую контактную и изгибную. прочность зубьев.

Зубчатая передача позволяет увеличить передаточное число U в одной ступени до 60 за счет уменьшения числа зубьев ведущего колеса до Z = 1-5. Расположение полюса

1 в пределах активной части линии зацепления обеспечивает низкие зна чения коэффициента скольжения и высокий КПД при одновременном увеличении несущей способности и стойкости поверхности зубьев против заедания. Уменьшение числа зубьев ведомого колеса Z2 =U . .Z позволяет изготовить сопряженные колеса с высокой точностью, что приводит к.снижению динамических нагрузок в зацеплении и к увеличению долговечности передачи.

1060835

Составитель А. Верховский

Редактор М. Тоэтин Техред T.Ôàíòà . Корректор И. Демчик

Заказ 10001/36 Тираж 925 Подписное

ВНИИПО Государственного коьитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. /жгород, ул. Проектная, 4

Изобретение предназначено для редукторов как общего, так и специального назначения, где по условиям компоновки требуется получение большого передаточного числа ь одной ступени.