Способ оценки вибронагруженности коленчатого вала и устройство для его осуществления

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1.Способ оценки вибронагруженности коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в том/ что регистрируют суммарные динамические возмущения коленчатого вала под действием осевых, радиешьных и скручивающих нагрузок и сравнивают их с эталоном, о т л и ч. а КЗ щ И и с я тем, что, с целью обеспечения возможности комплексной оценки вибронагруженности, суммарные динамические возмущения преобразуют в звуковые колебания, которые регистрируют. (Л 05 СХ)

(19) (11) СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦЙАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

G 01 М 15/00; G Ol М 13/00

ВР -" " р ;

I i

1,ч; I — 1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOIVIV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Ы|),.".,!,Ц л : -, «««-мазу

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3361843/25-06 (22) 11.12.81 (46) 15.12.83. Бюл. )) 46 (72) М.И.Фесина, В.Я.Озеров и P.Н.Старобинский (71) Волжский автомобильный завод им. 50-летия СССР и Тольяттинский политехнический институт (53) 621.43(088.8) (56) 1. Маслов Г.С. Расчеты ко1 лебаний валов. Справочник. М., Машиностроение, 1980, с.131-134. (54) СПОСОБ ОЦЕНКИ ВИБРОНАГРУЖЕННОСТИ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА И УСТРОЙСТВО

ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ., 57) 1.Способ оценки вибронагруженности коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в том, что регистрируют суммарные динамические возмущения коленчатого вала под действием осевых, радиальных и скручивающих нагрузок и сравнивают их с эталоном, о т л и ч.а ю щ и, и с я тем, что, с целью обеспечения возможности комплексной оценки вибронагруженности, суммарные динамические возмущения преобразуют в звуковые колебания, которые регистрируют.

1060968

2. Устройство для оценки вибронагруженности коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания, содержащее преобразователь суммарных динамических возмущений коленчатого вала и измерительный прибор, о т.л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью обеспечения комплексной оценки вибронагруженности, преобразователь выполнен в виде диска из упругого металла, установленного на носке коленчатого вала, а измерительный прибор снабжен звуковым усилителем и микрофоном, причем

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к испытаниям коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания, и может найти применение при оценке вибронагруженности валов турбин, компрессоров, генераторов и др.

Известен способ оценки вибронагруженности коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в том, что регистрируют суммарные динамические возможности коленчатого вала под действием осевых, радиальных и скручивающих нагрузок и сравнивают их с эталоном (1) .

Известно также устройство для оценки вибронагруженности коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания, содержащее преобразователь суммарных динамических возмущений коленчатого вала и измерительный прибор.

Вибрационная энергия, генерируемая коленчатым валом под действием осевых, радиальных и скручивающих нагрузок и передаваемая через его подшипниковые опоры на корпусной узел, воспринимаются установленным на нем вибродатчиком (акселерометром), преобразуются в электрический сигнал и регистрируются измерительным прибором.

Однако установленный на корпусном узле акселерометр воспринимает вибрационную энергию, передаваемую не только валом но и другими механизмами и составными частями двигателя, в корпусной детали ripoисходит рассеивание вибрационной энергии, что уменьшает достоверность полученной информации. Кроме того, вследствие различия конструк. ций корпусных узлов различных дви-. гателей и разной степени рассеивания в них вибрационной энергии последний расположен соосно с коленчатым валом напротив преобразователя на расстоянии не менее 2D, где

0 — диаметр диска преобразователя.

3. Устройство по п.2, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что зона измерения охвачена шумовым экраном.

4. Устройство по п.З, о т л ич а ю щ е е с я тем, что щумовый экран выполнен двухслойным со звукоотражающим слоем со стороны двигателя и звукопоглощающим слоем со стороны преобразователя.

2 невозможно комплексно сравнивать вибронагруженность коленчатых валов различных двигателей.

Цель изобретения — обесгечение возможности комплексной оценки вибронагруженности коленчатого вала, повышение ее достоверности и возможности сравнения вибронагру женности коленчатых валов различных двигателей.

Поставленная цель достигается тем что согласно способу оценки вибронагруженности коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания, заключающемуся в.том, что регистрируют суммарные динамические возмущения коленчатого вала под действием осевых, радиальных и скручивающих нагрузок и сравнивают их с эталоном, суммарные динамические возмущения преобразуют в звуковые колебания, которые регистрируют.

В устройстве для оценки вибронагруженйости коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания, содержащем преобразователь суммарных динамических возмущений коленчатого вала и измерительный прибор, преобразователь выполнен в .виде диска из упругого металла, установленного на носке коленчатого вала, а измерительный прибор снабжен звуковым усилителем и микрофоном, причем последний расположен соосно с коленчатым валом напротив преобразователя на расстоянии не менее 2D, где 2 — диаметр диска преобразователя. ..Зона измерений охвачена шумовым экраном.

Шумовый экран выполнен двухслойным со звукоотражающим слоем со сто. роны двигателя и звукопоглощающим слоем со стороны преобразователя.

1060968

15

20 Ри®3

Составитель A.Àðèñòîâ

Редактор В.Ковтун Техред М.Tenep Корректор И.Эрдейи

Заказ 10028/43 Тираж 873 Поцписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР пэ делам изобретений и открытий

113035 Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Диск преобразователя имеет соотношение 4 /040,025, где t - толщина> диска, D — наружный диаметр диска.

Для усиления звучания диск имеет по своему периметру обод с радиальными разрезами числом не менее восьми, шириной паза в размере не менее 0,0059 и общим весом обода, не превышающим половину суммарного веса ступицы диска и собственного диска.

На фиг.1 показана схема устройства для оценки вибронагруженности коленчатого вала;на фиг.2 преобразователь возмущений коленчатого вала, общий вид; на фиг.3— то же, вертикальный разрез.

Устройство состоит иэ преобразователя. возмущений 1, установленного .на носке коленчатого вала 2, микрофона 3, звукового усилителя 4, измерительного прибора 5, шумового экрана б с отражающим слоем 7 и поглощающим слоем 8.

Преобразователь 1 представляет собой ступицу с диском 9, закрепленную гайкой 10 и ободом 11 разрезами 12.

При вращении коленчатого вала 2 совершающего осевые, радиальные (изгибные) и крутильные колебания, также колебания совершает преобразователь 1, жестко связанный с валом. Колебания диска вызывают звуковые колебания прилагающего к нему воздуха, которые регистрируются измерительным прибором с микрофоном .

Звуковые колебания воздуха вызываются как изгибными, так и осевыми крутильными колебаниями колен-, чатого вала, их суммарная величина характеризует суммарную вибронагруженность коленчатого вала.

Предложенные способ и устройство по сравнению с известными позволяют повысить достоверность оценки, расширить динамический диапазон измерений и проводить комплексную оценку вибронагруженности коленчатых валов.