Устройство для снижения жесткости трансмиссии транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

УСТРОЙСТЮ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ЖЕСТКОСТИ ТРАНСМИССИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПО авт.св. № 748036, отличающееся тем, что, с целью уменьшения колебаний внешней тяговой нагрузки, передаваемой на двигатель , параллельно регулируемому дросселю установлен демпферный клапан , выполненный в виде гильзы с установленными в ней плунжером и регулируемой пружиной, при этом полость под плунжером связана с входом пневмогидроаккумулятора и дополнительным каналом через боковые полости плунжера с входом регулируемого дросселя.

(19) (И) СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

ЗШ В 60 К 17 10

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСИОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 748036 (21) 3490343/27-11 (22) 07.09.82 (46) 23.12.83. Бюл. 9 47 (72) В.В.Котляров, (0.С.Толстоухов, В.A.Кравченко и В.Н.Гоголев (71) Азово-Черноморский институт механизации сельского хозяйства (53) 629.113-585.2(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

9 748036, кл. В 60 К 17/10, 1978 (прототип). (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СНИЖЕНИЯ .ЖЕСТКОСТИ ТРАНСМИССИИ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА по авт.св. Р 748036, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью уменьшения колебаний внешней тяговой нагрузки, передаваемой на двигатель, параллельно регулируемому дросселю установлен демпферный клапан, выполненный в виде гильзы с установленными в ней плунжером и регулируемой пружиной, при этом полость под плунжером связана с входом пневмогидроаккумулятора и дополнительным каналом через боковые полости плунжера с входом регулируемого дросселя.

1062035

Изобретение относится к машиностроительной гидравлике и может быть использовано на транспортных средствах, работающих в условиях неустановившихся режимов движения.

По основному авт.св. Р 748036 иэ- 5 вестно устройство для снижения жесткости трансмиссии транспортного средства, содержащее планетарную передачу, реактивное звено которой соединено с масляным насосом, подключенным 10 к всасывающей и напорной глагистралям, нагнетающим масло в пневмогидроаккумулятор, коробку передач, соединенную с.ведомым валом планетарной передачи, масляный бак )1) . 15

Недостатком известного устройства является то, что колебания внешней тяговой нагрузки передаются на

;двигатель вследствиЕ большого гидравлического сопротивления регулируе- 0 мого дросселя, устанавливаемого меж-! ду масляным насосом и пневглогидроаккумулятором в напорной магистрали.

Цель изобретения — уменьшение колебаний внешней тяговой нагрузки, передаваемой на двигатель.

Поставленная цель достигается тем, что в устройстве параллельно регулируемому дроссвлю установлен демпферный клапан, выполненный в виде гильзы с установленными в ней плунжером и.регулируемой пружиной, при этом полость под плунжером связана с входом цневмогидроаккумулятора,и дополнительным каналом через боковые полости плунжера с входом регулируемого дросселя.

На фиг.1 приведена схема гидромеханического демпфера в трансмиссии с демпферным клапаном; на фиг.2 узел регулируеглого дросселя и демп- 40 ферного клапана, разрез.

Устройство содержит планетарную передачу i, реактивное звено 2 которой соедйнено с масляным насосом

3. Последний подключен к всасйваю- 45 щей 4 и напорной 5 магистралям.Планетарная передача 1 валом водила соединена с коробкой 6 передач и приводится от двигателя 7 ° В напорной магистрали 5 установлены двух- 50 ступенчатый регулируемый дроссель 8, к входу 9 которого подсоединены предохранительный клапан 10 и кран 11 управления. Двмпферный клапан 12 подключен параллельно дросселю 8. При этом имеется гидробак 13.:.

Демпферный клапан 12 состоит иэ гильзы 14, плунжера 15, пружины 16, регулировочного винта 17 и разгрузочного канала 18.

Пневглогидроаккумулятор 19, являясь концевым элементом напорной магистрали 5, состоит из гидроцилиндра

20 и свободного поршня 21 °

Устройство работает следующим образом.

Ь5

При включении муфты 22 сцепления во время трогания транспортного средства начинает вращаться коронная шестерня планетарной передачи 1, которая передает движение на центральную шестерню и через реактивное звено 2 на масляный насос 3. Масляный насос 3, засасывая масло из гидробака 13, нагнетает его в пневмогидроаккумулятор

19, в одной иэ полостей которого находится предварительно сжатый воздух.

Регулируемый дроссель 8 в напорной магистрали обеспечивает быстрое нарастание давления масла в масляном насосе 3 в первый момент трогания транспортного средства. В результате крутящий момент масляного насоса 3 возрастает, отчего возрастает и крутящий момент на валу водила, преодолевая моглент сопротивления движения транспортного средства. С этого момента начинается его плавное трогание.

Давление в пневмогидроаккумуляторе

19 нарастает с некоторым запаздыванием плавно по закону сжатия воздуха при перемещении поршня 21. После трогания транспортного средства до конца разгона. давление масляного насоса 3 и крутящий момент на валу трансмиссии водила остаются постоянными. В конце разгона давление в пнввмогидроаккумуляторе 19 достигает максимального значения и значения, равного давлению в напорной магистрали 5 до дросселя

8, после чего масляный насос 3 останавливается и в работе при нагрузке находится под рабочим давлением в неподвижном состоянии. При возрастании внешней нагрузки ведущий гломент трансмиссии возрастает, вследствие чего. гласляный насос 3 проворачивается и подает больше масла в,пневмогидроаккумулятор 19, после чего баланс мо : ментов восстанавливается. Этот процесс протекает плавно по закону сжатия воздуха в пневмогидроаккумуляторе 19.

При скачкообразном возрастании нагрузки вступает в -работу предохранительный клапан.10, который ограничивает давление масляного насоса 3, ! а следовательно, и ведущего момента трансмиссии, т.е. на валу водила.

При колебаниях внешней тяговой нагрузки синхронно ей изменяется ведущий момент трансмиссии, что приво-,:. .дит к колебаниям вала водила, вращающихся масс двигателя 7, планетарной передачи 1, реактивного звена 2 и масляного насоса 3, а также массы жидкостного столба в объеме пневмогидроаккумулятора 19 и напорной магистрали 5. В результате частота вращения коленчатого вала двигателя ста-, новится переменной, а его выходная мощность уменьшается .Для предупреждения этого необходимо подобрать параметры гидромеха.1062035 нического демпфера так, что угловые колебания вала водила в большей мере передаются на демпфирующую часть устройства, т.е. на масляный насос 3 и поток жидкости в объеме пневмогидроаккумулятора 19 и напорной лагистрали 5.

В устройстве с регулируемым двухступенчатым дросселем 8 движение потока жидкости при колебаниях в одну сторону к масляному насосу 3 происходит свободно при поднятой шайбе . дросселя 8, а обратно жидкость движется через центральное дроссельное . отверстие с повышенным гидросопро .;, тивлением. В результате амплитуда колебания, потока жидкости уменьшается, само колебание становится затухающим, а большая чаСть его распространяется на вращающиеся массы двигателя.

Демпферный клапан работает следующим образом.

В начале трогания транспортного средства поток жидкости от насоса движется через дроссельное отверстие . в пневмогидроаккумулятор 19. По мере увеличения давления в последнем плунжер 15 отходит, сжимая пружину

16. При определенном давлении,,когда разгон транспортного средства вступает во вторую фазу, открывается боковое отверстие клапана 12, тогда при работе в пневмогидроаккумуляторе .19 будет высокое давление масла и демпферный клапан открыт полностью, . т.е. плунжер 15 находится в крайнем верхнем положении. При колебаниях поток жидкости в напорной части магистрали 5 двигается свободно, т.е. с малым гидросопротивлением, и колебания вращающихся масс демпферной

5 части и столба, жидкости s напорной магистрали усиливаются, а вращающихся ласс двигателя - уменьшаются.

Так как амплитуда колебаний крутящего момента и частоты вращения вала трансмиссии ограничена, давление мас- .

10 ляного насоса изменяется в ограниченных пределах. Поэтому колебания столба..жидкости в напорной магистрали происходят при полном дткрытии демпферного клапана. При остановке

15 транспортного средства выключается передача и ведущий момент трансмиссии снижается до нуля. Тогда под действием сжатого воздуха жидкость вытесняется из пневмогидроаккумулятора 19

2О сначала через демпферный клапан 12 и дроссель 8 в масляный насос 3 и маслобак 13, а в конце после .закрытия клапана 12 — через дроссель 8.

Давление; при котором включает25 ся демпферный клапан, можно регу- лировать с помощью винта 17. Для разгрузки плунжера 15 от бокового трения служит разгрузочный канал 18.

Таким образом, в изобретении предлагается техническое решение по. защите двигателя и трансмиссии от пи» ковых нагрузок с помощью предохрани-. тельного клапана, от колебательных ,нагрузок - c помощью демпферного клапана и от динамических нагрузок при трогании, т.е. обеспечение плавности трогания, — с помощью регулируемого дросселя 8.

ВНИИПИ Заказ 10133/17

Тираж 675 Подписное

Филиал ППП "Патент", г.ужгород,ул.Проектная,4