Устройство для электропитания люминесцентных ламп пассажирского вагона

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОПИГАЯИЯ ЛЮМИНЕСЦЕНТНЫХ ЛАМП ПАССАЖИР СКОГО ВАГОНА, содержащее автономный инвертор, вход которого подключен к источнику питания постоянного тока, а выход - к первичным обмоткам трансформатора, вторичная обмогка которого связана с электродами люминесцентных ламп, о т л и чающеес я тем, что, с целью повышения КПД, оно снабжено выпрямителем , вход которого соединен с вторичной обмоткой трансформатора , а выход - с одной из клемм источника питания и одним из электродов ламп, при этом другие электроды ламп соединены с другой клеммой источника питания.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (1li

ЗШВ 60 1 10

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВ,Ф

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21 ) 344 309 2/ 24-11 (22) 21,05.82 (46) 23.12.83. Бюл. 9 47 (72) В.П.Феоктистод (71) Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени институт инженеров железнодорожного транспорта (53) 625.23.066(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Р 493940, кл. Н 05 В 41/18, 1971.

2. Авторское свидетельство СССР 9 761317, кл. В 60 L 11/06, 1978. (прототип) ° (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ ЛЮМИНЕСЦЕНТНЫХ ЛАМП ПАССАЖИР СКОГО ВАГОНА, содержащее автономный инвертор, вход которого подключен к источнику питания постоянного -тока, а выход — к первичным обмоткам трансформатора, вторичная обмогка которого связана с электродами люминесцентных ламп, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения КПД, оно снабжено выпрямителем, вход которого соединен с вторичной обмоткой трансформатора, а выход - с одной иэ клемм источника питания и одним иэ электродов ламп, при этом другие электроды ламп соединены с другой клеммой источника питания.

1062044

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, в частности к устройствам электропитания осветительных люминесцентных ламп, и может быть применено преимущественно для освещения по- 5 мещений пассажирских вагонов.

Известно устройство для электропитания люминесцентных ламп вагонов электроподвижного состава, содержащее источник постоянного тока и. балластный резистор через который подключаотся к источнику люминесцентные лампы (1) .

Недостаток этого устройства состоит в том, что для питания ламп источник должен иметь напряжение, большее,чем напряжение лампы, в качестве которого используется контактная сеть, .например для трамвая напряжением 550 B. В пассажирских вагонах электро- и дизельпоездов, где имеется источник питания 110 В, по такой схеме можно питать лишь маломощные лампы, например типа

ЛБ20, количество которых для получения необходимой освещенности должно быть очень большим.

Известно устройство для электропитания люминесцентных ламп пассажирского вагона, содержащее автономный инвертор, вход которого подключен к источнику питания постоянного тока, а выход - к первичным обмоткам трансформатора, вторичная обмотка которого связана с электродами люминесцентных ламп f2) .

Недостаток известного устройства заключается в том, что инвертор имеет низкий КПД (0,6-0,8) и крутопадающую нагрузочную характеристику, что обязывает при применении 4Q мощных люминесцентных ламп, например типа ЛБ-40 на напряжение 220 В, рассчитывать элементы устройства на значительно большее максимальное напряжение. 45

Цель изобретения - повышение КПД устройства.

«1оставленная цель достигается тем, что устройство для электропитания люминесцентных ламп пассажирского вагона, содержащее автономный инвертор, вход которого подключен к источнику питания постоянного тока, а выход — к первичным обмоткам трансформатора, вторичная обмотка которого связана с электродами люминесцентных ламп, снабжено выпрямителем, вход которого соединен с вторичной обмоткой трансформатора а выход - с одной из клемм ucg

60 точника питания и одним йз электро, дов ламп, при этом другие электроды ламп соединены с другой клеммой источника питания.

На фиг. 1 представлена принципиальная электрическая схема устрой- 65 ства на примере одного из вариантов его конкретного выполнения с мостовым выпрямителем; на фиг. 2 то же, на примере другого варианта его конкретного выполнения с двухфазным выпрямителем и с выводом нулевой точки трансформатора; на фиг. 3 — то же, для питания нескольких люминесцентных ламп.

Устройство (фиг. 1 и 2) состоит из автономного инвертора 1, вход которого подключен к источнику 2 питания, а выход — к первичной обмотке трансформатора 3. К вторичной обМотке трансформатора 3 подключен вход выпрямителя 4, выход которого соединен с одной из клемм источника 2 питания и одним из электродов люминесцентной лампы 5, \ другой электрод которой coeцинЕн с другой клеммой источника 2 .пита ния. Электроды лампы шунтированы цепочкой из стартерных контактов б и балластного резистора 7. Для повышения надежности зажигания лампы в цепь вторичной обмотки трансформатора 3 может быть включен небольшой дроссель 8.

Устройство (фиг.3) имеет общий для всех ламп 5 инвертор 1 и общий пусковой узел, включающий цепочки из резисторов 9 и диодов 10, подключенные через пусковой контакт

11 к одной из клемм источника 2.

Устройство .(фиг.1) работает следующим образом. .При включенни напряжения 110 В к электродам лампы 5 прилагается сумма напряжений источника 2 постоянного тока (110 В) и выпрямленного .напряжения от инвертора 1 на вторичной обмотке трансформатора. Под действием этого напряжения срабатывает стартер, и через его контакты 6 и отрицательный электрод лампы 5 начинает протекать ток, значение которого ограничивается резистором 7.

Когда стафжер разрывает свой контакт б, то перенапржкение, гене рируемое дросселем 8, зажигает лампу 5, а стартер остается выключенным. Ток лампы равен где Li,f — напряжение и частота на выходе инвертора;

LI — падение напряжения на лампе;

0= — напряжение в сети постоянного тока (110 B); — индуктивность дросселя.

В данной схеме лампа питается пульсирующим током неизменного на правления, но потери энергии в элементах. снижены, так как процент по

1062044

Ф

Составитель Н.Лысяков

Редактор О.Бугир Техред N.Êîñòèê Корректор Ь,Ильин

Заказ 10133/ 17 Тираж 675 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 1 3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/ 5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 требления энергии непосредственно .от сети поСтоянного. тока равен

oL, = — 100 /о 0%

Ол а остальное потребляется от тока той же сети постоянного тока через инвертор.

Устройство (фиг.3) работает следующим образом.

При включенном источнике 110 В и инверторе 1 к электродам каждой лампы 5 прилагается сумма напряжений постоянного и переменного тока.

При замыкании пускового контакта 11 образуется цепь прогрева положи-, тельного электрода у каждой лампы 5., При этом ток прогрева протекает по дросселям 8.

Размыкание контакта 11 приводит к тому, что перенапряжение, генерируемое дросселями 8, зажигает лампы 5. В остальном работа данной схемы аналогична схеме по фиг. 1 °

Таким образом предложенное устройство позволяет снизить потери энергии примерно в два раза по сравнению с известным устройством.

I 1