Устройство для регулирования двигателей независимого возбуждения транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ НЕЗАВИСИМОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПО авт.св. № 872328, отличаю;Щ е е с я тем, что, с целью повышения точности, оно снабжено дополнительньлм делителем напряжения, а формирователь напряжения выполнен ьа транзисторе, стабилитроне и делителе напряжения, крайние точки которого .являются входом формирователя , а база транзистора через cтaбиJJитpoн соединена со средним выводом дополнительного делителя напряжения, включенного параллельно первому делителю напряжения, причем средний вывод делителя напряжения формирователя соединен с эмиттером транзистора и является выходом формирователя, а один из крайних выводов - с его коллектором. (Л
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (И) З(59 В 60 1 11/04
НАПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
Н ABTOPCHOIVlV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 872328 (21) 3403415/24-11 (22) 02.03.82 (46) 23. 12. 83» Бюл 9 47 (72) И.П.Бородулин, И. П. Аникиев и С.Н. Петрущенко (71) Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени институт инженеров железнодорожного транспорта (53) 621.334(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
Р 872328, кл. В 60 (, 3/ 10, 1975 (прототип). (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВА-
НИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ НЕЗАВИСИМОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА по авт.св. 9 872328, о т л и ч а ю;щ е е с я тем, что, с целью повышения точности, оно снабжено дополнительным делителем напряжения, а формирователь напряжения выполнен на транзисторе, стабилитроне и делителе напряжения, крайние точки которого .являются входом формирователя, а база транзистора через стабиЛитрон соединена со средним выводом дополнительного делителя напряжения, включенного параллельно первому делителю напряжения, причем средний вывод делителя напряжения формирователя соединен с эмиттером транзистора и является выходом формирователя, а один из крайних щ
C выводов — с его коллектором.
1062047
Изобретение относится к транспорту, в частности к устройствам регулирования двигателей независимого .возбуждения транспортных средств, и может быть применено на теплоподвижном составе. 5
По основному авт. св. 9 872328 известно устройство для регулирования двигателей независимого возбуждения транспортного средства, содержащее включенные в цепи якорей 3Q электродвигателей трансформаторы постоянного тока, соединенные с входами выпрямителей, выходы которых соединены через балластные резисторы с соответствующими входами блока выделения наибольшего сигнала, один из выходов которого соединен с одним из входов формирова теля напряжения, другой вход которого поцключен к задатчику напряжения, и тиристорные регуляторы с блоками их управления, через которые обмотки независимого возбуждения соединены с источником переменного тока, делитель напряжения и диоды, при этом одни выводы блоков управления тиристорными . регуляторами соединены с одним из выходов формирователя напряжения, а другие - с катодами одних диодов, аноды которых подключены к соответствующим входам блока выделения наибольшего сигнала, с катодами других диодов, анодй которых подключены к средней точке делителя напряжения, один из выводов которо- З5
ro соединен с выходом блока выделения наибольшего сигнала, а другойс другим выходом формирователя напряжения (1) .
Недостатком указанного устрой- 40 ства является то, что формирователь напряжения, выполненный в виде блока сравнения, имеет невысокую точность для обеспечения полного поля при больших точках яко- 45 ря и требуемую степень ослабления поля при уменьшении нагрузки.
Цель изобретения - повышение точности.
Поставленная цель достигается тем, чта устройство для регулирования двигателей независимого возбуждения транспортного средства снабжено дополнительным делителем напряжения, а формирователь напряжения выполнен на транзисторе, стабилитроне и делителе напряжения, крайние точки которого являются вхоцом формирователя, а база транзистора через стабилитрон соединена со средним выводам дополнительного@ деятеля напряжения, включенного параллельно первому делителю напряжения, причем средний вывод делите,.ля напряжения формирователя соединен с эмиттерам транзистора и яв- 65
2 ляется выходом формирователя, а один из крайних выводов — с его коллектором.
На фиг.1 приведена принципиальная схема устройства; на фиг.2 зависимость напряжения задания блока задания и тока возбуждения .двигателей от тока якоря.
К тяговому генератору 1 подключены якори 2 и 3 тяговых двигателей, обмотки возбуждения 4 и 5 которых через управляемые выпрямители б и 7 соединены с источником 8 переменного напряжения. Управление выпрямителями осуществляется блоками 9 и 10 управления. В цепь якорей тяговых двигателей включены трансформаторы 11 и 12 постоянного тока, вторичные обмотки которых через выпрямители 13 и 14 соединены с балластными резисторами 15 и 16. Блоки 9 и 10 снабжены обмотками 17 и 18 управления, к одним концам которых подключены катоды диодов
19 - 22, а другие их концы соединены со средней;точкой делителя 23 напряжения, подключенного к задатчику 24 напряжения. К балластным резисторам 15 и 16 подключены аноды диодов 25 и 26 блока выделения наибольшего сигнала, с катодами которых соединены делители 27 и 28 напряжения. Аноды диодов 19 и 20 подключены к балластным резисторам
15 и 16, а катоды диодов 21 и 22 к средней точке делителя 27.
Со средней точкой делителя 28 соединен катод стабилитрона 29, анод которого подключен к базе транзистора 30. Коллектор транзистора
30 соединен с общей точкой делителя 23 и эадатчика 24 напряжения, а эмиттер - со средней точкой делителя 23.
Устройство работает следующим образом.
Напряжение тягового генератора 1, якорь которого приводится первичным двигателем, например дизелем, подается на тяговые электродвигатели 2 и 3. Обмотки 4 и 5 независимого возбуждения двигателей питаются от источника переменного тока, нацример от трехфазного генератора, через тиристорные выпрямители б и 7.
Ток якоря каждого двигателя измеряется трансформаторами 11 и 12 постоянного тока, и на балластных резисторах 15 и 16 выделяются напряжения, пропорциональные измеряемым ToKам.
Эти напряжения с помощью схемы
ИЛИ, выполненной на диодах 25 и 26, сравниваются между собой. В точке
A схемы выделяется напряжение, пропорциональное максимальному из токов двигателей, которое через делитель 28 и стабилитрон 29 подводится к базе транзистора 30. На1062047 пряжение задатчика 24 напряжения подводится к делителю 23, один иэ. резисторов которого шунтирован транзистором 3. В качестве такого эадатчика используется датчик частоты вращения коленчатого вала дизеля. В зависимости от величин поданных напряжений в точке Б вырабатывается напряжение задания. Напряжение задания сравнивается с напряжением на балластных резисторах, и полученные разности прикладываются к обмоткам 17 и 18 управления, Направление тока в обмотках 17 и 18 выбирается так, что при увеличении тока якоря тягового двигате- 15 ля увеличивается ток в обмотках
17 и 18 и напряжение возбуждения двигателей.
На фиг.2 показаны формируемые . устройствами зависимости напряжения ур задания Uq и тока возбуждения двигателя Л в функции тока якоря ЛЩ, При малых токах якоря потенциал средней точки делителя 28 меньше потенциала базы транзистора 30 25 и последний закрыт. Напряжение задания при этом постоянно, и при увеличении тока якоря ток возбуждения.3g интенсивно увеличивается.
При J8p> 38> потенциал средней точки делителя 28 увеличивается настолько, что пробивается стабилитрон 29 и начинает протекать ток на базу транзистора 30..0н открывается, и потенциал точки Б увеличивается.
В результате при увеличении тока якоря интенсивность увеличения Ja резко уменьшается, причем наклон верхней части характеристики выбирается таким, чтобы в интервале ! токов якоря Лз - Зуб тяговый двигатель работал в режиме полного поля.
В свою очередь наклон нижней части характеристики выбирается таким, чтобы при минимальном токе двигатель работал с максимальной степенью ослабления магнитного поля.
Зависимости 0 (jyq и g Pyq) соответствуют максимальной частоте вращения коленчатого вала дизеля.
Так.как к делителю 23 прилагается напряжение датчика частоты вращения коленчатого вала дизеля, то при уменьшении ее транзистор 30 открывается при меньшем значении тока якоря и зависимости U Qyq) и J (3 ) смещаются влево, что обеспечивает согласование указанных, характеристик тягового генератора на всех режимах работы транспортного средства. На фиг.2 О (1 э)и.
Э (ав3соответствуют минимальной частоте вращения коленчатого вала дизеля.
Положительный эффект изОбретения заключается в повышении точности устройства, достигаемом эа счет предложенного выполнения конструкции формирователя напряжения.
1062047
Фиг.1 вниипи заказ 10133Л7
Тираж 675 Подписное
Филиал ППП "Патент", r.Óæãîðoä,óë.ÏðoåêTíàÿ,h