Антифрикционная смазка

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

АНТИФРИКЦИОННАЯ СМАЗКА, содержащая мыльную пластичную смазку и порошок меди, отличающаяся тем, что, с целью повышения износостойкости и задиростойкости , смазка дополнительно содержит дифениламин, глицерин, иод и серу при следующем соотношении компонентов , мас.%: Дифениламин 0,1-0 ,,2 Глицерин1-2 Порошок меди1-4 Иод-0,5-2 Сера0,5-2 Мыльная пластичная смазкаОстальное

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК,.SU„„

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬП ИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Остальное е (21) 3489025/23-04 (22) 17.06 ° 82 (46) 23.12.83. Бюл. 9 47 (72) В. Д. Евдокимов, В. Л. Левинский и В. И. Скуратовский (71) Одесский технологический институт пищевой промышленности им. М. В. Ломоносова (53) 621.892(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

9 179409 кл. С 10 М 5/02, 1962.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 690063, кл. С 10 М 5/0) 1980 (прототип).

3СЮ С 10 М 5/02 С 10 М 5/12 (54)(57) АНТИФРИКЦИОННАЯ СМАЗКА содержащая мыльную пластичную смаз- ку и порошок меди, о т л и ч .а ющ а я с я тем, что, с целью повышения износостойкости и задиростойкости, смазка дополнительно содержит дифениламин, глицерин, иод и серу при следующем соотношении компонентов, мас.В:

Дифениламин 0,1-0,2

Глицерин 1-2

Порошок меди 1-4

Иод- 0,5-2

Сера 0,5-2

Мыльная пластичная смазка

Остальное

В качестве мыльной пластичной

45 смазки целесообразно использовать смазку 1-13 жировую (1 0СТ 1631-61).

Для приготовления смазок используют также дифениламин (ГОСТ 5825-51), глицерин (ГОСТ 6823-77), порошок меди (ГОСТ 4960-75) марок ПИЛ, ПМ, ПМУ, ПМС-1, ПМС-2, ПМС-2У, ПМС-К и ПМС-Н с зернистостью 0,1-0,224 »м, иод (ГОСТ 545-76) и серу техническую (ГОСТ-127-76) .

Предлагаемую смазку целесообразно использовать для пар трения, уже бывших в работе, т.е. имеющих износ на поверхности. Применение данной смазки улучшает микрорельеф поверхности эа счет втирания медных час- 60 тиц во всякого рода микронеровности и при наличии других компонентов (серы, иода, глицерина к дифениламина1 значительно повышает рабочие параметры пары трения. 65

Изобретение относится к смазочным материалам, а именно к антифрикциоиным смазкам, и может быть применено в узлах трения механизмов и машин.

Известны антифрикционные смазки на основе мыльной пластичной смазки (МПС), Водержащие 5-60 мас.В. порошков мягких металлов или их сплавов j1) .

Однако такие смазки имеют недостато ..но высокие антифрикционные . 10 свойства.

Наиболее близкой к предлагаемой является антифрикционная смазка, которая содержит компоненты в следующих количествах, мас.%: порошок . 15 меди 1-30, политетрафторэтилен или политрифторхлорэтилен 0,1-10 и мыльная пластичная смазка — остальное (2) .

Однако при содержании э смазке более 5 мас.Ъ меди наблюдается об а- () эование на поверхности трения неравномерной по толщине пленки меди, схватывание, отслаивание пленки и появление в смазке частичек меди, что, например, э подшипниках качения приводит к заклиниванию сепараторов.

Цель изобретения — повышение износостойкости и эадиростойкости смазки.

Поставленная цель достигается тем, что антифрикционная смазка, co„nëржащая мыльную пластичную смазку :. порошок меди„ дополнительно содержи г гифениламин, глицерин, иод с и cåðó при следующем соотноше ;ии

35 ко!-;гонентов, мас.%:

Дифениламин 0,1-0,2

Глицерин 1 -2

Порошок меди 1-4

Иод 0,5-2

Сепа 0,5-2 .Мыльная пластичная смазка

Высокие антифрикционные свойства предлагаемой смазки обусловливают воэможность ее использования при торцовом контакте пар трения иэ однсродных и разнородных материалов.

Технология изготовления антифрикционной смазки состоит в добавлении в мыльную пластичную смазку порошка меди, дифениламина, серы, иода и глицерина и перемешивании полученного состава 1-2 ч при комнатной температуре.

Дифениламин, являясь активным восстановителем, уменьшает количество кислорода в зоне трения, а глицерин восстанавливает как поверхности трения, так и частички меди, что создает условие для плакирования рабочих поверхностей пар трения.

Такие пленки (в отсутствии других компонентов смазки), как показывает опыт, являются очень тонкими и покрывают не эсю поверхность, поэтому не обеспечивают высокую задирои износостойкость, особенно стальных контрел. При тяжелых режимах трения тонкие пленки меди разрушаются, что приводит к образованию задира на основной поверхности.

Одновременное введение в антифрикционную смазку порошков иода и серы усиливает действие каждого элемента к способствует формированию на поверхностях трения постоянно возобнсвляющейся пленки, которая повышает износостойкость узлов трения и в целом значительно улучшает противоэадирные сэойства смазки.

Таким образом, смаэывающее действие предлагаемой антифрикционной смазки прсявляется в образовании на поверхностях трения (э процессе рэботы) новых химических соединений э в -.де ::,ердых пленок. Эти пленки уменьшают ве=т и. .-у адгезионного взаимодействия:"а;кду трущимися поверхностями, предотвращая задир и схватывание.

Для получения смаэок приготовлены составы, содержащие укаэанные компоненты на основе смазки 1-13. Полученные смазки наряду с известными испытывали при торцовом кольцевом контакте и циклическом однонаправленном скольжении экспериментальных образцов из различнйх сталей. Скорость скольжения 0,8 м/с ° удельная нагрузка составляет 3 МПа, а время испытаний 50 ч, Испытание проводилось на модельных образцах из раз-. личных сталей (сталь 45, сталь 40Х, сталь ШХ15-НЩ, 38Х2МИА и др.) при использовании компонентов добавки при крайни:с и средних значениях, в укаэанном интервале концентраций компонентов.

В табл. 1 приведены ",îñòàâû прсдлагаемых Qr т к .фрикционных смазок K I

1062249

Таблица 1

Износ пары трения, (кг 10 6) Компоненты, мас.Ъ

Образец смазки порошок глице- сера иод дифенилмеди рин амин

13,3

0,05

0,1 0,1

0,5 0,5

1,0 1,0

0,5

0,5

1,0

0,1

9,7

1,0

0 15

8,6

1ФS

2,0

0 15

9,1

1,5

1,5

1 5

3,0

0,2

10,3

2,0

2,0

2,0

4,0

0,2

16,2

210

2,0

2,0

5,0

2 5

0,3

15,4

6,0

2,5

2,5

Удельная Коэффинагрузка, циент

МПа трения

Температура в зоне трения, С

Смазка

6,5

0,24

Смазка

1-13 (базовая) 0,35

0 85

0,21

1,6

0,34

1,85

Известная на основ

6,2

0,25

0,16

1 13 (2) 50

1,00

0,27

1,3

0,29

2,25

100

0 35

5,5

0,37

0,25

Образец 2

0,12

9,7

1 2

0,12

0,11

1,6

0,09

2,б

6,25

0,08

П р и м е ч а н и е. Износ пары трения определяли при

-х удельной нагрузке, в 5 раз меньшей, чем предлагаемой. основе смазки 1-13, взятой во всех образцах до 100 мас.В, и данные

Как видно иэ табл. 1, смазки, содержащие компоненты в предлагаemax пределах (образцы 2-5), обеспечивают максимальную износостойкость пары трения сталь - сталь.

Запредельные концентрации компонентов смазки (образцы 1, б и 7) выэыизноса пары трения сталь 45 сталь 40Х. вают износ пары трения в 1,5-2 раза выше, чем предлагаемые образцы.

Сравнительная оценка противоэадирных свойств известных и предлагаем х смаэок представлена в табл.2 (пара трения сталь 45 - сталь 40Х, скорость скольжения 0,8 м/с).

Таблица 2

Износ пары трения, (кг 10 ) 1062249

Таблица 3

« у

Толщина окисной пленки, A

Материал образца базовая смазка

1-13 предлагаемая смазка

Сталь 45

Бронза Бр 012

36

Медь электролнти еская

Составитель Е. Пономарева

Редактор Г. Безвершенко Техред А.Ач Корректор A- Ильин

° В» Ю \ Ф В

Заказ 10157/27 Тираж 503

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Иэ табл. 2 следует, что при использовании предлагаемой антифрикционной смазки температурный режим в зоне стабилизируется в интервале удельных нагрузок 1,2-6,25 МПа, в то время как для известных смаэок температура в эсэре трения возрастает, что приводит к деструкции смазки и схватыванию пары трения. Резко уменьшается, коэффициент трения.

Так, коэффициент трения при критической удельной нагрузке для предКак видно,.предлагаемая смазка как на черных, так и на цветных металлах не вызывает коррозии.

Таким образом, использование предлагаемой антифрикционной смазки обеслагаемой смазки в два раза меньше, чем для известной смазки и в тричетыре раза меньше чем для базовой смазки.

Все предлагаемые образцы смазок выдерживают испытание на коррозию по ГОСТ 5 757-67. Кроме того, определялся прирост окисных пленок за

24 ч на образцах методом зллипсомет рии. Полученные данные приведены в табл. 3.

1 печивает по сравнению с известной значительное пбвьыение задиро- и износостойкости различных узлов трения, что особенно важно в современном ма-, шиностроении. В результате, увеличивается срок службы узлов трения.