Антифрикционная смазка
Иллюстрации
Показать всеРеферат
АНТИФРИКЦИОННАЯ СМАЗКА, содержащая мыльную пластичную смазку и порошок меди, отличающаяся тем, что, с целью повышения износостойкости и задиростойкости , смазка дополнительно содержит дифениламин, глицерин, иод и серу при следующем соотношении компонентов , мас.%: Дифениламин 0,1-0 ,,2 Глицерин1-2 Порошок меди1-4 Иод-0,5-2 Сера0,5-2 Мыльная пластичная смазкаОстальное
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК,.SU„„
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬП ИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Остальное е (21) 3489025/23-04 (22) 17.06 ° 82 (46) 23.12.83. Бюл. 9 47 (72) В. Д. Евдокимов, В. Л. Левинский и В. И. Скуратовский (71) Одесский технологический институт пищевой промышленности им. М. В. Ломоносова (53) 621.892(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
9 179409 кл. С 10 М 5/02, 1962.
2. Авторское свидетельство СССР
Р 690063, кл. С 10 М 5/0) 1980 (прототип).
3СЮ С 10 М 5/02 С 10 М 5/12 (54)(57) АНТИФРИКЦИОННАЯ СМАЗКА содержащая мыльную пластичную смаз- ку и порошок меди, о т л и ч .а ющ а я с я тем, что, с целью повышения износостойкости и задиростойкости, смазка дополнительно содержит дифениламин, глицерин, иод и серу при следующем соотношении компонентов, мас.В:
Дифениламин 0,1-0,2
Глицерин 1-2
Порошок меди 1-4
Иод- 0,5-2
Сера 0,5-2
Мыльная пластичная смазка
Остальное
В качестве мыльной пластичной
45 смазки целесообразно использовать смазку 1-13 жировую (1 0СТ 1631-61).
Для приготовления смазок используют также дифениламин (ГОСТ 5825-51), глицерин (ГОСТ 6823-77), порошок меди (ГОСТ 4960-75) марок ПИЛ, ПМ, ПМУ, ПМС-1, ПМС-2, ПМС-2У, ПМС-К и ПМС-Н с зернистостью 0,1-0,224 »м, иод (ГОСТ 545-76) и серу техническую (ГОСТ-127-76) .
Предлагаемую смазку целесообразно использовать для пар трения, уже бывших в работе, т.е. имеющих износ на поверхности. Применение данной смазки улучшает микрорельеф поверхности эа счет втирания медных час- 60 тиц во всякого рода микронеровности и при наличии других компонентов (серы, иода, глицерина к дифениламина1 значительно повышает рабочие параметры пары трения. 65
Изобретение относится к смазочным материалам, а именно к антифрикциоиным смазкам, и может быть применено в узлах трения механизмов и машин.
Известны антифрикционные смазки на основе мыльной пластичной смазки (МПС), Водержащие 5-60 мас.В. порошков мягких металлов или их сплавов j1) .
Однако такие смазки имеют недостато ..но высокие антифрикционные . 10 свойства.
Наиболее близкой к предлагаемой является антифрикционная смазка, которая содержит компоненты в следующих количествах, мас.%: порошок . 15 меди 1-30, политетрафторэтилен или политрифторхлорэтилен 0,1-10 и мыльная пластичная смазка — остальное (2) .
Однако при содержании э смазке более 5 мас.Ъ меди наблюдается об а- () эование на поверхности трения неравномерной по толщине пленки меди, схватывание, отслаивание пленки и появление в смазке частичек меди, что, например, э подшипниках качения приводит к заклиниванию сепараторов.
Цель изобретения — повышение износостойкости и эадиростойкости смазки.
Поставленная цель достигается тем, что антифрикционная смазка, co„nëржащая мыльную пластичную смазку :. порошок меди„ дополнительно содержи г гифениламин, глицерин, иод с и cåðó при следующем соотноше ;ии
35 ко!-;гонентов, мас.%:
Дифениламин 0,1-0,2
Глицерин 1 -2
Порошок меди 1-4
Иод 0,5-2
Сепа 0,5-2 .Мыльная пластичная смазка
Высокие антифрикционные свойства предлагаемой смазки обусловливают воэможность ее использования при торцовом контакте пар трения иэ однсродных и разнородных материалов.
Технология изготовления антифрикционной смазки состоит в добавлении в мыльную пластичную смазку порошка меди, дифениламина, серы, иода и глицерина и перемешивании полученного состава 1-2 ч при комнатной температуре.
Дифениламин, являясь активным восстановителем, уменьшает количество кислорода в зоне трения, а глицерин восстанавливает как поверхности трения, так и частички меди, что создает условие для плакирования рабочих поверхностей пар трения.
Такие пленки (в отсутствии других компонентов смазки), как показывает опыт, являются очень тонкими и покрывают не эсю поверхность, поэтому не обеспечивают высокую задирои износостойкость, особенно стальных контрел. При тяжелых режимах трения тонкие пленки меди разрушаются, что приводит к образованию задира на основной поверхности.
Одновременное введение в антифрикционную смазку порошков иода и серы усиливает действие каждого элемента к способствует формированию на поверхностях трения постоянно возобнсвляющейся пленки, которая повышает износостойкость узлов трения и в целом значительно улучшает противоэадирные сэойства смазки.
Таким образом, смаэывающее действие предлагаемой антифрикционной смазки прсявляется в образовании на поверхностях трения (э процессе рэботы) новых химических соединений э в -.де ::,ердых пленок. Эти пленки уменьшают ве=т и. .-у адгезионного взаимодействия:"а;кду трущимися поверхностями, предотвращая задир и схватывание.
Для получения смаэок приготовлены составы, содержащие укаэанные компоненты на основе смазки 1-13. Полученные смазки наряду с известными испытывали при торцовом кольцевом контакте и циклическом однонаправленном скольжении экспериментальных образцов из различнйх сталей. Скорость скольжения 0,8 м/с ° удельная нагрузка составляет 3 МПа, а время испытаний 50 ч, Испытание проводилось на модельных образцах из раз-. личных сталей (сталь 45, сталь 40Х, сталь ШХ15-НЩ, 38Х2МИА и др.) при использовании компонентов добавки при крайни:с и средних значениях, в укаэанном интервале концентраций компонентов.
В табл. 1 приведены ",îñòàâû прсдлагаемых Qr т к .фрикционных смазок K I
1062249
Таблица 1
Износ пары трения, (кг 10 6) Компоненты, мас.Ъ
Образец смазки порошок глице- сера иод дифенилмеди рин амин
13,3
0,05
0,1 0,1
0,5 0,5
1,0 1,0
0,5
0,5
1,0
0,1
9,7
1,0
0 15
8,6
1ФS
2,0
0 15
9,1
1,5
1,5
1 5
3,0
0,2
10,3
2,0
2,0
2,0
4,0
0,2
16,2
210
2,0
2,0
5,0
2 5
0,3
15,4
6,0
2,5
2,5
Удельная Коэффинагрузка, циент
МПа трения
Температура в зоне трения, С
Смазка
6,5
0,24
Смазка
1-13 (базовая) 0,35
0 85
0,21
1,6
0,34
1,85
Известная на основ
6,2
0,25
0,16
1 13 (2) 50
1,00
0,27
1,3
0,29
2,25
100
0 35
5,5
0,37
0,25
Образец 2
0,12
9,7
1 2
0,12
0,11
1,6
0,09
2,б
6,25
0,08
П р и м е ч а н и е. Износ пары трения определяли при
-х удельной нагрузке, в 5 раз меньшей, чем предлагаемой. основе смазки 1-13, взятой во всех образцах до 100 мас.В, и данные
Как видно иэ табл. 1, смазки, содержащие компоненты в предлагаemax пределах (образцы 2-5), обеспечивают максимальную износостойкость пары трения сталь - сталь.
Запредельные концентрации компонентов смазки (образцы 1, б и 7) выэыизноса пары трения сталь 45 сталь 40Х. вают износ пары трения в 1,5-2 раза выше, чем предлагаемые образцы.
Сравнительная оценка противоэадирных свойств известных и предлагаем х смаэок представлена в табл.2 (пара трения сталь 45 - сталь 40Х, скорость скольжения 0,8 м/с).
Таблица 2
Износ пары трения, (кг 10 ) 1062249
Таблица 3
« у
Толщина окисной пленки, A
Материал образца базовая смазка
1-13 предлагаемая смазка
Сталь 45
Бронза Бр 012
36
Медь электролнти еская
Составитель Е. Пономарева
Редактор Г. Безвершенко Техред А.Ач Корректор A- Ильин
° В» Ю \ Ф В
Заказ 10157/27 Тираж 503
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Иэ табл. 2 следует, что при использовании предлагаемой антифрикционной смазки температурный режим в зоне стабилизируется в интервале удельных нагрузок 1,2-6,25 МПа, в то время как для известных смаэок температура в эсэре трения возрастает, что приводит к деструкции смазки и схватыванию пары трения. Резко уменьшается, коэффициент трения.
Так, коэффициент трения при критической удельной нагрузке для предКак видно,.предлагаемая смазка как на черных, так и на цветных металлах не вызывает коррозии.
Таким образом, использование предлагаемой антифрикционной смазки обеслагаемой смазки в два раза меньше, чем для известной смазки и в тричетыре раза меньше чем для базовой смазки.
Все предлагаемые образцы смазок выдерживают испытание на коррозию по ГОСТ 5 757-67. Кроме того, определялся прирост окисных пленок за
24 ч на образцах методом зллипсомет рии. Полученные данные приведены в табл. 3.
1 печивает по сравнению с известной значительное пбвьыение задиро- и износостойкости различных узлов трения, что особенно важно в современном ма-, шиностроении. В результате, увеличивается срок службы узлов трения.