Узел крепления консольной осевой лопатки турбомашины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ КОНСОЛЬНОЙ ОСЕВОЙ ЛОПАТКИ ТУРБОМАШИНЫ , содержащий расположенную в отверстии корпуса резьбовую цапфу лопатки, раз ю мешенной с радиальным зазором относительно обвода проточной части турбомашины, навинченную на цапфу гайку, контровочный элемент и расположенную на цапфе пружинную шайбу, опирающуюся на корпус, от-л«чающийся тем, что, с целью повышения надежности крепления путем демпфирования колебаний лопатки пружинная шайба и контровочный эле.мент последовательно установлены .между корпусом и гайкой, причем контровочный элемент и.меет П-образную форму, жестко закреплен на цапфе, расположен относительно корпуса с радиальным зазором, меньшим радиального зазора , между лопаткой и обводом, и зафиксирован от проворота. (Л С tism О о:) го 5

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1062411

3(51) Г 01 В 9/02; Е 04 D 29/34

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

H А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3488250/24-06 (22) 01.09.82 (46) 23.12.83. Бюл. № 47 (72) В. М. Новиков, А. А. Ш.Гельмедов, Н. Н. Лобашова, В. А. Артемьев и В. С. Вигант (53) 621.438 (088.8) (56) 1. Скубачевский Г. С. Авиационные газотурбинные двигатели. М., «Машиностроение», 1981,с. 74.

2. Патент ФРГ ¹ 2710375, кл. F 04 D 29/34, опублик. 1977. (54) (57) УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ КОНСОЛЬНОЙ ОСЕВОИ ЛОПАТКИ ТУРБОМАШИНЫ, содержащий расположенную в отверстии корпуса резьбовую цапфу лопатки, размешенной с радиальным зазором относительно обвода проточной части турбомашины, навинченную на цапфу гайку, контровочный элемент и расположенную на цапфе пружинную шайбу, опираюшуюся на корпус, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности крепления путем демпфирования колебаний лопатки пружинная шайба и контровочный элемент последовательно установлены между корпусом и гайкой, причем контровочный элемент имеет П-образную форму, жестко закреплен на цапфе, расположен относительно корпуса с радиальным зазором, меньшим радиального зазора, между лопаткой и обводом. и зафиксирован от проворота.

1062411

Составите.(в Г! .:н е. ! ("dk»iP 1 I " ((; !! a i 1екред И. Беро(р, .,! рс-.

Заказ ((! в i з) ирана 535

: !! i:

": : I È Г о с у» а р ст в е н н о г о к о и и т(т а (.. С (!н о ". с а а (и изобретений и о т к р т и и йосква, )!()3. Ра .. кан !(ао

;!!, о

Изобретение относится к турбомашиностроению и касается узлов крепления консольных осевых лопаток турбомашин.

Известен узел крепления консольной осевой лопатки турбомашины, содержащий лопатки с резьбовыми цапфами, вставленными в отверстия корпуса и закрепленные гайкой, причем фиксация углового положения лопаток в корпусе осуществляется за счет силы трения от затяжки гайки (1 7 .

Однако в таком узле крепления отсутствует демпфирование лопатки, так как лопатка жестко закреглена на корпусе.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является узел крепления консольной осевой лопатки турбомашины, содержащий расположенную в отверстии корпуса, резьбовую цапфу лопатки, размещенной с радиальным зазором относительно обвода проточной части турбомашины, навинченную на цапфу гайку, контровочный элемент и расположенную на цапфе пружинную шайбу, опирающуюся на корпус 12).

Однако такой узел крепления имеет низкую надежность.

Целью изобретения является повышение надежности узла крепления консольной Осевой лопатки турбомашины путем демпфирования колебаний лопатки.

Указанная цель достигается тем, что в узле крепления консольной осевой лопатки турбомашины, содержащем расположенную в отверстии кор (уса резьбовую цапфу лопатки, размещенной с радиальным зазором относительно обвода проточной части турбомашины, навинченную на цапфу гайку, контровочцый элемент и располоЖенную на цапфе пружинную шайбу, опирающуюся на корпус, пружинная шайба и контровочный элемент последовательно установлены между корпусом и гайкой, причем контровочный элемент имеет П-образную форму, жестко закреплен на цапфе, расположен относительно корпуса с радиальным зазором, меньшим радиального зазора между лопаткой и обводом, и зафиксирован от проворота.

15 з0

На чертеже схематично изображен узе... крепления консольной осевой лопатки тур бомашины.

Узел крепления консольной осевой лопатки 1 турбомашины содержит расположенную в отверстии 2 корпуса 3 резьбовую цапфу 4 лопатки 1, размещенной с рад (альным зазором 6 относительно обвод" 6 рот -.иной части 7 турбомашины, навинченную на цапфу 4 гайку 8, контровочный элемент 9 и расположенную на цапфе 4 пружинную (пайбу 10, опирающуюся на корпус 3. !1ружинная шайба 10 и контровочный элемент 9 последовательно установлены между корпусом 3 и гайкой. 8, причем контровочный элемент 9 имеет П-образную форму. жестко закреплен»а цапфе 4, расположе«отно(ительно корпуса, с радиальным зазоро:: !1. меньшим радиального зазора 6 межд, оaaT«0É H 00 30д! ) XI 6, и за фикси рова» проворота.

В процессе работы туроомашины л(п(атка имеет возможность пе,)смещаться в п:с де;.ах Отв(рстия 2 зя счет осевой подвиж ноев ти пружинной шайбы 10. 1ри этом демг(фирование колебаний ло((атки 1 осуществляется за счет силы трения, возникающей ме д! цапфой 4 лопатки i, корпусом .3, ((!!.жинг(ой шайбой 10 и ко(((ро(зочнь! I . ("..с:! том 9, Всличина силы тренv :; ()Gee!le ((((ас";-ся пружинной шайбой 10. жестко;.r.-: которой подбирается эксперимег(та.":ьно в зависимости оТ a3p03 HHa) I!aiiee«:, il a р г зон !la лопатку 1.

Контрово -ный элемент 9 !1- збоьзной формы обеспечивает углзву)О фи. .Ca:::(,(. л(, пытки 1 Относите, I k>!3(i корг у ca . 1)ол li a F. величина радиального зазора 6:.(О сравн(.— нию с радиа lk I!bi!4 зазоро)с 1: Обеспе (ивае, возможность демпфирования гол(.ба! иг -; без задевания консольным концом л:„".(атк,(1 обвода 6 проточной части 7 турбома (и((!.!.

Таким образом, узел креплеггия ко»с -!!.ной осевой лопатки позволяет ооеспечить эффективное демпфирование колебаний:ioгатки и тем самым (!Овысит,;(адеж>!Ость работы узла крепления ко»со;!ьной осево (лопатки турбома(нины.