Вариатор-дифференциал в.а.андреева

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (и) 3(59 F 16 Н 33 00

К

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР пО делАм изОБРетений и ОтнРытЖ (21) 3435527/27-11 (22) 06 ° 05. 82 (46) 23. 12. 83. Вюл. )) 47 (72) В.A.Андреев (53) 629. 113 (088. 8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР .по заявке У 2073184/11, кл. F 16 Н 33/00, 1975 (прототип) . (54) ВАРИАТОР-ДИФФЕРЕНЦИАЛ В.A, АНДРЕЕВА,,(.57 ) Вариатор-дифференциал, со.держащий корпус, в котором расположены ведущий вал с подпружиненным диском углового смещения, храповой механизм и механизм изменения угла наклона диска, кинематическьг связанного с ведомыми валами, о т л и ч. аю шийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей вариатора-дифференциала путем получения реверсивного и независимого вращения ведомых валов, кинематическая связь диска с ведомыми валами выполнена с виде лучевых маятников, одни концы которых расположены в кольцевой канавке диска углового смещения, установленного на ведущем валу с возможностью изменения угла наклона и имеющего жесткую связь с валом по углу поворота относительно оси последнего, а другие связаны с буртиком ведомого вала через реверсивный храповый механизм, причем конец одного ведомого вала установ- я лен свободно в расточке другого ве.домого вала.

1062457

Изобретение относится к транспортному .машиностроению и может заменить существующий в транспортных машинах комплекс узлов: сцепление, коробку передач и дифференциал.

Известен вариант, содержащий корпус, в котором расположены ведущий вал с подпружиненным, диском углового смещения, храповой механизм и механизм изменения угла наклона упомянутого диска, кинематически связан- 1О ного с ведомыми валами 111 .

Однако известный вариатор йе имеет решения поворота транспорта на гусеничном ходу, а также не решен вопрос его работы и для транс- 15 порта на колесном ходу.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей вариатора-дифференциала путем получения реверсивного и независимого вращения ведомых валов.

Цель достигается тем, что в вариаторе-дифференциале,. содержащем корпус, s котором расположены ведущий

BcUI c IIo+IIPg)KBHBHHbIM Z(HcKQM Угло- 25 вого смещения, храповой механизм и механизм изменения угла наклона упомянутого диска, кинематически связанного с ведомыми валами, кинематическая связь диска с ведомыми вала ми выполнена в виде лучевых маятников, одни концы которых расположены в кольцевой канавке диска углового смещения, установленного на ведущем валу с воэможностью изменения угла наклона и имеющего жесткую связь с валом по.углу поворота относительно оси последнего, а другие связаны с буртиком ведомого вала через реверсивный храповой механизм, причем конец одного ведомого вала установ- 40 лен свободно в расточке другого ведомого вала.

Так как маятники упираются на диск диаметрально противоположно, то рабочий ход одного маятника происходит в момент холостого хода другого маятника, Рабочий ход маятника вращает часть ведомого вала, ведущее колесо или гусеницу с одной стороны транспорта, а с другой стороны колесо или гусеница движется поступательно в зависимости от скоНа фиг. 1 показан вариатор, общий вид; на фиг. 2 — разрез A-A на

45 фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 1.

Вариатор-дифференциал состоит иэ сборного корпуса 1, в котором установлен ведущий вал 2, крестообразно валу подвижно .посажена ось 3. На оси жестко установлен сборный диск 4 с кольцевой канавкой, способный отклоняться на угол В относительно оси ведущего вала (фиг. 3), На ведущем валу, подвижно по оси вала установлен подвижный-упор 5, который упирается в диск и подпружинен пружиной 6. Направляется упор по оси вала шпонкой 7, установленной на валу ° По другую сторону диска на 60 валу установлен упор 8 способный перемещаться по шпонке 9 вдоль оси вала.. Упор поджат скользящим подшипником 10 и посредством кольца 11 шарнирно сое/{ийен с вилкой 12., кото- 65 рая жестко посажена на оси 13 и подпружинена пружиной 14, Ось 13 выведена эа пределы корпуса и жестко соединена с рычагом 15. Крестообразно ведущему валу в корпусе установлен разъемный ведомый вал 16 с буртиками 17, причем части разъема вала в местах посадки взаимно подвижны. На шейках ведомого вала подвижно посажены лучевые маятники 18. На лучах маятника жестко установлены паль- . цы 19, на которые подвижно посажены эксцентрики 20 с подвижным кольцом 21. На эксцентрик жестко посажен штифт 22, который выведен в серповидное.отверстие О в маятнике, Штифт 23 жестко посажен на луче маятника, а между этими штифтами натянута пружина 24, которая поджимает эксцентрик с кольцом к внутренней поверхности буртика, На длинном луче маятника жестко посажен палец 25, на него подвижно вставлен шар 26, который может катиться в кольцевой канавке сборного диска. На шейках ведомого вала подвижно установлены поворотные упоры 27, подпружиненные пружиной 28. Упоры посредством выступа 29 взаимодействуют с тягой 30.

Вариатор-дифференциал работает следующим образом, При вращении ведущего вала 2 вращается ось 3 с диском 4. Упор 5, поджатый пружиной б, стремится отклонить диск на угол В. Рычагом 15 повертывают ось 13 и вилку 12, и посредством подшипника 10 перемещают упор 8 по шпонке 9 вдоль оси вала до ,установления диска в вертикальное положение, Пружина б сожмется, а диск будет вращаться в одной плоскости беэ колебания. При этом вращение на ведомый вал 16 не передается.

При снятии усилия с рычага 15 пружина 6 отклонит диск на угол В, вращение отклоненного диска приведет в колебательное движение маятник 18. При движении маятника по ходу часовой стрелки, сидящего на пальце 19, эксцентрик 20 с кольцом 21, поджатый пружиной 24 заклинит буртик 17 и часть ведомого вала повернется на угол хода маятника, При обратном движении маятника эксцентрик с кольцом расклинится, произойдет холостой ход маятника по принципу работы храпового механизма.

1062457 рости движения транспорта. С повышением:крутящего момента на ведомом валу (движение в гору), пружина 6 сжимается, угол отклонения диска и маятника уменьшается, скорость вращения ведомого вала автоматически уменьшается и будет зависеть от крутящего момента на ведомом валу, Так происходит автоматическое изменение скорости от нагрузки.

Для принудительной регулировки 10 скорости транспорта необходимо поворотом рычага 15 и оси 13 управлять положением упора 8, изменяя величи-ну отклонения диска, это изменит величину колебания маятника и скорость 15 вращения частей ведомого вала.

Для реверса необходимо принудительно усилием рычага 15 вернуть диск к вертикальной плоскости по отношению к вращаюцемуся ведуцему валу, Маятники установятся в одной плоскости, при этом тягой 30 повертывают упоры 27 до отказа против хода часовых стрелок и возвращают в исходное положение. В серповидном отверстии а упор передвинет штифт 22 на другую сторону от оси луча маятника, а на пальце 19 повернется эксцентрик 20 с кольцом 21, пружина 24 прижмет эксцентрик с кольцом другим боком к буртику и заклинивание буртика будет ,происходить при движении маятника против хода часовых стрелок. Произойдет реверс храпового механизма и вращение частей ведомого вала.

При применении вариатора-дифферен циала, например на транспорте с гусеничным ходом, для его поворота необходимо сделать реверс только на одной части ведомого вала, при этом части ведомого вала будут вращаться в противоположные стороны, а гусеницы своим движением создадут пару сил противоположного направления и повернут транспорт в ту сторону, где изменено движение гусеницы. После поворота храповой механизм приводят в первоначальное состояние. Транспорт пойдет прямо.

При применении вариатора-дифференциала, например в транспорте на колесном ходу,.разность скоростей ведущих колес на повороте (колес идущих по внутреннему и наружному радиусу поворота) обеспечивается тем, что ведуцими они бывают поочередно в зависимости от рабочего хода маятника. Когда одно колесо движется как ведущее, другое колесо свободно катится только от движения транспорта. Если свободно катяцееся колесо движется по наружному радиусу, то это колесо проходит больший путь. Если колесо свободно движется по внутреннему радиусу движения, то проходит меньший путь. Этим обеспечивается разность скоростей колес, идущих по внутреннему и наружному радиусу поворота, выполняя функции дифференциала.

В результате применения Ьариатора-дифференциала улучшится проходимость колесного транспорта по грунтовым дорогам, маневренность гусеничного транспорта и упростится система управления.

1062457

l062457

Я-Л

puz. 2

1062457

6-б у ф

Составитель A. Хабаров

Техред A.Áàáèíåö

Редактор С.Патрушева

Корректор С,ШекМар

Тираж 925 .Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д, 4/5

Заказ 10190/38

Филиал ППП Патент, г.ужгород, ул,Проектная.