Двухступенчатая раздаточная коробка транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ РАЗДА-: ТОЧНАЯ КОРОБКА ТРАНСПОРТНОГО .СРЕДСТВА, содержащая установленные в корпусе соосно ведущий вал и вал привода заднего моста, параллельный им третий вал, шестерни, установленные жестко и свободно на указанных валах, и две переключающие скользящие муфты, причем шестер;ня , жестко установленная на ведущем валу, введена в постоянное зацепление с шеСтер; ней, свободно установленной на третьем валу , а шестерня свободно установленная на валу привода заднего моста, введена в постоянное зацепление с шестерней, жестко установленной на третьем валу, а каретки переключающих муфт установлены с возможностью зацепления с соединительными зубьями ведущего вала и третьего вала с шестер1ней вала привода заднего моста, а также сое, динены между собой поводком, причем расстояние между плоскостями, проходящими через обращенный к ведущему валу торец зубьев каретки первой муфты и противоположный зубьев каретки второй муфты , меньше, чем расстояние между плоскостями , проходящими через торцы, соединительных зубьев ведущего и третьего валов, отличающаяся тем, что, с целью, повышения надежности путем предотвращения самопроизвольного переключения передач под н;агрузкой, в средней части соединительных зубьев вала привода заднего ведущего моста выполнены утолщения, а на каретке переключающей муфты, установленной на Ъткх соединительных зубьях, выполнены поперек зубьев две проточки, ширина которых больше осевой длины утолщений, а щаг равен ходу каретки при переключении соседних передач, при этом длина зубьев каретки от торца, юбращенного к ведущему валу до первой проточки, больше, чем длина зубьев каретки от второй проточки до второго торца.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

М АВТОРСМОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ @д

ОЪ

4:ь

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3376081/27-11 (22) 07.01.82 (46) 30.12.83. Бюл. №.48 (72) В. Г. Ступин (71) Московский автомобильный завод им. И. А. Лихачева (53) 629.113-585.9 (088.8) . (56) 1. Авторское свидетельство СССР

4 795997, кл. В 60 К 17/28, 1981 (прото. тип) . (54) (57) ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ТРАНСНОРТНОГО .СРЕДСТВА, содержащая установленные в корпусе соосно ведущий вал и вал "привода заднего моста, параллельный им третий вал, шестерни, установленные жестко и свободно на указанных валах, и две переключающие скользящие муфты, причем шестерня, жестко установленная на ведущем валу, введена в постоянное зацепление с шестерней, свободно установленной на третьем ва: лу, а шестерня свободно установленная на валу привода заднего моста, введена в постоянное зацепление с шестерней, жестко установленной на третьем валу, а каретки пе реключающих муфт установлены с возмож,„SUÄÄ1063647

3(5Р В 60 К 17/28; В 60 К 17/34 костью зацепления с соединительными зубьями ведущего вала и третьего вала с шестерней вала привода заднего моста, а также сое динены между собой поводком, причем расстояние между плоскостями, проходящими через обращенный к ведущему валу торец зубьев каретки первой муфты и противоположный торец зубьев каретки второй муфты, меньше, чем расстояние между плоскостями, проходящими через торцы соединительных зубьев ведущего и третьего валов, отличающаяся тем, что, с целью, повышения надежности путем предотвращения самопроизвольного переключения передач под нагрузкой, в средней части соединительных зубьев вала привода заднего ведущего моста выполнены утолщения, а на каретке переключающей муфты, установленной на этих соединительнь:х зубьях, выполнены поперек зубьев две проточки, ширина которых больше осевой длины утолщений, а у шаг равен ходу каретки при переключении соседних передач, при этом длина зубьев каретки от торца, обращенного к ведущему валу до первой проточки, больше, чем длина зубьев каретки от второй проточки до второго торца. (Ь

Изобретение относится к транс!Юртпым сред.тням, пренмуп(сстнснн(> к ус(янявлиня(.мы м HB них ряздятО Иым кОрОбкям.

Известия двухступенчатая раз iaTO«iiBsi коробка TpBHcttopTftor0 средства, содержащая установленные в корпусе СООснО Бсду(ций вал и Бал привода заднегo моста, параллельный иM третий нал, шестерни, установленные жестко и свободно на указанных валах, и две персключаю(цие скользящис муфты, причем шестерня, жестко ус.!3новлснная на веду(цем валу, находится Б постояHHoi зацеплении с шестерней, сНОбодно установленной HB третьем валу, 3 шестерня, свободно установленная на валу привода заднего моста, находится н постоян ном зацеплении с шестерней, жестко установленной на третьем валу, а каретки переключающих муфт установлены с возможностью зацепления с соединительны !". зубьями ведущего Валя :. третьего валя, с шестерней вала привода заднего моста и соединены между собой поводком, причем расстояние между плоскостями, проходящими через обращенный к ведущему валу тор ц зубьев каретки первой муфты. и противоположный торец зубьев каретки Второй муфты меньше, чем расстояние между плоскостями, проходящими через торцы соединительных зубьев ведущего и третьего ва лов (l j.

Недо тятком указанной конструкции является возможность самопроизвольного пе. реключения передач под нагрузкой, что сни. жает ее надежность.

Цель изобретения — повьпнение надежности путем предотвращения самопроизвольного переключения передач под нагрузкой. >

Поставленная цель достигается тем. что н двухступенчатой раздаточной коробке транспортного средства, содержащей установленные в корпусе соосно ведущий вал и нал привода заднего моста, параллельный им третий вал, шестерни, установленные жестко и свободно на указанных валах, и дне переключающие скользящие муфты, причем шестерня, жестко установленная на ведущем валу, введена в постоянное зацепление с шестерней, свободно устанонленной на третьем Ei3?(y, а шестерня, свободно установленная на валу привода заднего моста, введена в постоянное зацепление с шестер. ней, жестко установленной на третьем валу, а каретки переключающих муфт устянонле. ны с возможностью зацепления с соединительными зубьями ведущего валя и третьего вала с шестерней вала привода заднего м )ста, а также соединены между собой поводком, причем расстояние между плоскостями проходя!цими через обращенный к ведущему валу торец зубьев каретки первой муфты и противоположный торец зубьев каретки второй муфты меньше, чем расстояние м(и<}(... (, Io(косгп",l и 11>o <01РПI f;I 1 1}сз

1 Ы ((! (i (I Н НТ(«!ЬН (! Х («() (>СИ (>(I, «(((Г() H } > тЬСГО «BËÎH, В СРСД!Н и (Н«.— и CoCДИНИТС if. н«ь,:-;зубьев валя привода зяд !(>г ) Веду цеi(5

МОСТЯ ВЫ ПОЛ НРНh! (ТОЛ I((cllk P... Я kiB КЯР(Г «( перскл!0«BEO!!>,ñ-è му(!>Т(,1, уста:!ОвлсlIHÎH I>i! зт!(х .-.Оедииитсльl!(I:(>. ()1>)(х, ш>(полн. i

«0))СР К > ) () (,СБ i.>С;I CO}:) > и,, ;!: k! Д КО f -.)f.. X i:O. Il:I1(0CСВ0И,iЛ:(НЫ ", !0. )>ЦСН(-Р ii 1!0(>

1 пянеп ходу каретки при Ii(реключении c( (сдi)их (1(pL, .3 I. и () и:- тс и (ли и B з бьеВ к я !

1CT:(l i! P I 1;= РЕК.1ЮЧС i H (. ОС I (>И Х;СОСЯ Я Ч при Ятом дл и и" 3",бье() к Я (-.-Стк и ()т тÎi) HЯ, обг)ян(е(н!Ого к Б(сд>г(цсму валу,; -:;- и рв(й проточl(H больп)с, чеlf л, ",::. - >бься каретки

0Т ВТОРОИ ПЛОТЯ! 1<Н Дс BTOOOÃC TOPЦЯ. ()-!Г(ф): . 1 СХЕ((я. Н ПК(КП (!!C,(;!Р) Я.К НЯ ДВУ;:СТ> П: It ((! Я! -.> и Р 3 ЗДЯ!(>>1 (1 3)! <0POi )Ка IP0301 f ный разрез; ня фиг.:;(срск.-."! -:.яю)ц iH

?()>(фтя: нЯ (1>и! . 0 — "0(;>! .!l èòñë üí -:c Bуоья

БЯ.(3(! .(?t. 1}0!!;l ЗЯДНЕ((? i;(Т .; I,B ШНГ. j (СО((И Н НТС. ЬН:-) ЗХ((}Ь>> «3 (П (I ) }33 ЗЯД (ЕГО м (: ста, В>)д 1!дол ь Ос!-: Бял 3; ii! f3((!) и Г. 5

Реp >< Б1JИ * ю на" м>((pтя >; I.(>. (О<(.с-k! и H при Кото(}0! Вкл>Г )СН ЗЯП!>И (-!OC-.; (!3 ФИ! 6)

Г!Е)}ЕКЛЮЧЯ)0(Цап >,.У !TB Б П>}ЛО: (!!".H. ПРИ KO"

I то!}Ом Б((((IO>!cill>! (}бя (;;o; .;, IIB ip!- ":

К - > ( г(ЗРСКЛ ю -:;I olijilп !)(Уч}тя ", нс11> Ря 1„110,-, пОЛОН(енин; li3 (I? El г. 8 - - Пер еК.(!О (3 IT)((LB (уфтя при вкл, е !HO((псш н я)0(цс(! ередаче: на фиг. В -- кi!ii,;.Ят!."::.B!я схгма рязд<()Оч,oA к0000ки I;-pи Включенном зяднсм .!0(даточ ной к.) роб:(и i! p! i г кл ю! CII tf lx Обои(х мОстя х; на (3 ) . ! — — то ?H C, В не ЙтГ)ял ьном положен IH:, i B фиГ 2 — . 10 ?I(L. Б по, (>жсНИИ, ПРИ <(УГООО(i BHCI>C -I(H Я Пo)!) ?((3 Ю((13 передача и Обя вед>(щих моi Т;.

Ряздято iHB!} коробка (Одер>кит устанонленнь,с Б Ko(?Ei>; 1 ((!}Иг ) Ве,>":.ций HB (-, с ц(естсрней 3, которая зацеплсня с шестерней 4, установленной свободно iiB валу 5, расположенный соосно в«дущсму 1}ялу нал 6

ПРИВОДЯ ЗаДНЕГО МОСта, Пя КОТОРОМ СВОООДно установлена шестерня 7. зацеплен) ян с шестеРней 8, жсс-; l 0 г(}TBI!03!I":HíîH:f!3

Н Я Л ) ), Н Е !} С К Ч 0 ((Я Ю Н (H (С ((? t I > B .-> I I ((> f, ф Т Ы ;) и 10, карет) .и 11 и I". «;.((р-..:. : Соединень) межд, собой поводком f .). V.BpcTI 11 имеет зубья - !. )Боди(!ьк. Б:->янсп. I(!)пе с сосДин итсл ьн ь((,! и зубьями "-) !}c (? l! (C! 0 kIB,. 13. зубья.»и,6 33 (IB 5 (прг!ВО}(3 зяднсl о м(остя и зубьями, 7 (псстерни 7. н.г(р()-.кг I 2 мс(т

1 8 H(O3 f " «)b! 3 3B,,(("f1. C <1hc c b>. бьяО и 19 (llccTc>Hi!i р „, " 3 б >я(4!i 2! (I!ccTcp hit 4. (»

Посредине с(}един и.гсл, ii:.; зубьев 16 вяля 6 и !} и ВОД«1 зяднс! 0 )1(, ",И (с) 0 >focT3 Выполне(IO ?->0.3(flicfIHc 2! (фп —. 3, 41! Нм!С(,1

Г Ля) (ТИ Ч ..КОГО ((.«1И«ИВ (И(1)! Ьс() I! iI)И Н .>((Oi> ° (. д «13 кяретпс f I!Cреключян)щей (,:., фты l l ()C «)рого(! ки 22) I l 2 ) !HI! Lp(н бьсн .(1 I(I)!)г.:?), 1>Яздсляю 1(ис их ня три учясткB 24. 25 и 21). !11Г -.!I)IB (!(:() (0()сн 2 !

063647

3 и 23 больше осевой длины утолщения 21.

IIar проточек равен ходу каретки при переключении соседних передач. Длина зубьев

24 каретки от торца 27 до первой проточки 22 больше, чем длина зубьев 26 от вто. рой проточки 23 до второго торца 28.

Раздаточная коробка работает следующим образом.

Для включения одного заднего мос га скользящая муфта 9 перемещается поводком 13 в положение, при котором она соединяет вал 2 с валом 6 привода заднего моста (фиг. 9). При этом проточка 23 каретки 11 (фиг. 5) совмещается с утолщением 21, выполненным на зубьях 16 вала 6, а зубья 25 и 26 каретки 1! зацепляются с утоненными участками зубьев 16 вала 6, Таким образом при передаче крутящего мо. мента исключается возможность самопроизвольного перемещения каретки, поскольку при возникновении осевого перемещения каретки 11 торцы зубьев 25 и 26 будут упираться в выступы утолщений 21 зубьев 16 вала 6 (фиг. 4).

Для включения обоих мостов (фиг. 10) скользящая муфта 9 перемещается в положение, при котором она соединяет вал 2 с валом 6 привода заднего моста и с шестерней ?, от которой вращение передается шестерне 8 и валу 5.привода переднего моста.

Муфта 10, связанная с муфтой 9 поводком 13, перемещается по зубьям 20 шестерни 4, не входя в зацепление с зубьями 19 шестерни 8. В этом случае момент от вала 2 передается через муфту 9 вала 6 привода заднего моста и через шестерни 7 и 8 валу 5 привода переднего моста. Каретка 11 находится в положении (фиг. 6), при котором проточка 22 совмещена с утолщениями 21 зубьев 16 и зубья 24 и 25 каретки располагаются с обоих сторон утолщения 21 на участках с более тонкими зубьями 16.

Фиксация скользящей муфты от самопроизвольного осевого псрсмещения при пер!. даче крутящего момента происходит аналогично фиксации в предыдущем положении муфты.

При дальнейн ем псремсшении поводка 13 муфта 9 выходит из зацепления с зубы.ми 15 ведущего вала 2 (фиг. 1!), а муфта 10 еще не сцеплена с зубьями 19 шестер:;и 8. 3Т0 положение соотвстствует нейтральной передаче в раздаточной короб-!

0 ке. При этом каретка 11 занимает положение, показанное на фиг. 7, и не передаст крутящего момента.

Для включения понижающей передачи (фиг. 12) поводок 13 перемещают в положение, при котором ведугций вал 2 разобщен с валом 6, а вал 6 сцеплен с муфтой 9 с шестерней 7. 11ри этом муфта IO соединяет шестерню 4 с шестерней 8 и валом 5.

В этом случае крутящий момент с вала 2 передается шестерне 3 и шестерне 4, муфте 10, шестерне 8 и валу 5. От шестерни 8 моме т передается через шестерню 7 и муфту 9 валу 6. Фиксация от самопроизвольного перемещения осуществляется следующим образом (фиг. 8). Каретка 11 располагает25 ся между торцом шестерни 7, который ограничивает перемегц; ие каретки !! вправо, и утолщением 21 зубьев 6 вала G, которое при муфте передающей крутящий момент, ограничивает перемещение каретки 11 влево, 30

По сравнению с базовым объектом используемой в настоящее время на автомобилях ЗИЛ раздаточной коробкой персдачпредлагаемая раздаточная коробка и зволяет облегчить переключение ступеней по сравнению с протбтипом, позволяет исключить самопроизвольное г;ереключение передач под нагрузкой.

Эти преимущества позволяют улучшить показатели качества 1родукции и условия труда водителя.

l Г)6 3r><?!

063647

9 иР

1f

1б З 1b

Риг. 6

1063647

Фиг. У

Составитель С. Белоусько

Редактор Е. Лушникова Техред И. Верее Корректор А. Ференц

Заказ 10422/18 Тираж 675 Подписное

ВНИИ ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий ! l.3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП <Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4