Мелкосидящее судно

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

МЕЛКОСИДЯЩЕЕ СУДНО, вклю1 чающее транцовую кормовую оконечность 1с туннелями, входная часть каждого из ко торых выполнена шириной равной наружI ному диаметру направляющей насадки греб- , ного винта, а выходная часть сопряжена с насадкой заподлицо, отличающееся тем, что, с целью повышения пропульсивного коэффициента и улучшения тормозных характеристик судна, выходная часть каждого тун неля выполнена цилиндрической, щнриной равной наружному диаметру направляющей насадки гребного винта, и сопряжена с нищей , образованной транцом и вертикальными боковыми стенками, в месте соединения {которых с каждым туннелем на осях установлены поворотные рули-заслонки, имеющие длину, равную наружному диаметру направляющей насадки гребного винта, при этом вертикальные боковые стенки нищи выполнены расширяющимися к транцу судна, составляя с его диаметральной плоскостью угол равный ±35°.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

3 (59

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ фиг:!

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (2-1 ) 3502373/27-11 (22) 20.10.82 (46) 30.12.83. Бюл. № 48 (72) Б. М. Сахновский, Г. С. Никитин и В. Г. Павленко (? 1) Центральное технико- конструкторское бюро Министерства речного флота РСФСР (53) 629. 122 (088. 8), (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 632608, кл. В 63 В 1/08, 1978.

2. Справочник по серийным транспортным судам. М., «Транспорт», 1981, т. 7, с. 99, 111. (54) (57) МЕЛКОСИДЯЩЕЕ СУДНО, вклю, чающее транцовую кормовую оконечноеть с туннелями, входная часть каждого из ко-! торых выполнена шириной равной наруж ному диаметру направляющей насадки греб-:

„.SUÄÄ 1063692 А ного винта, а выходная часть сопряжена с насадкой заподлицо, отличающееся тем, ! что, с целью повышения пропульсивного коэффициента и улучн еиия тормозных характеристик судна, выходная часть каждого тун неля выполнена цилиндрической, шириной равной наружному диаметру направляющей насадки гребного винта, и сопряжена с нишей, образованной транцом и вертикальными боковыми стенками, в месте соединения

1которых с каждым туннелем на осях установлены поворотные рули-заслонки, имеющие длину, равную наружному диаметру направляющей насадки гребного винта, при этом вертикальные боковые стенки ниши выполнены расширяющимися к транцу судна, составляя с его диаметральной плоскостью угол равный +-35 .

1063692

Изобретение относится к судостроению, в частности к судам с ограниченной осад. кой и туннельными обводами в кормовой оконечности.

Известно судно, содержащее в кормовой оконечности туннели большого объема и направляющие насадки, соединенные с корпусом судна (1(.

Недостатком указанного судна является низкий пропульсивный коэффициент, обусловленный потерями на вэаимодействиа струи с кормовым свесом и невозможностью размещения в туннелях кормовой оконечности частично погруженных гребных винтов повышенного диаметра.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является мелкосидящее судно, включающее транцовую кормовую оконечность туннелями, входная часть каждого из которых выполнена шириной, равной наружному диаметру направляющей насадки гребного винта, а выхлопная часть сопряжена с насадкой заподлицо (2).

Недостатками указанного судна являются низкий пропульсивный коэффициент иэза возникновения сил засасывания на корпусе при обтекании кормовых свесов туннелей и невысокие тормозные характеристики судна, обусловленные отсутствием на

10

25 суАне средств активного торможения.

Цель изобретения — повышение пропуль сивного коэффициента и улучшение тормозных характеристик судна.

Поставленная цель достигается тем, что

0 у мелкосидящего судна, включающего транцовую кормовую оконечность с туннелями, входная часть каждого из которых выполнена шириной, равной наружному диаметру направляющей насадки гребного винта, а выходная часть сопряжена с насадкой заподлицо, выходная часть каждого туннеля выполнена цилиндрической, шириной равной наружному диаметру направляющей насадки гребного винта, и сопряжена с нишей, образованной транцом и вертикальны- 40 ми боковыми стенками, в месте соединения которых с каждым туннелем на осях установлены поворотные рули-заслонки, имеющие длину, равную наружному диаметру направляющей насадки гребного винта, при этом вертикальные боковые стенки ниши вы-. полнены расширяющимися к транцу судна, составляя с его диаметральНой плоскостью угол равный 35 .

На фиг. изображено мелкосидящее судно с углом установки транцовой стенки и осей рулей-заслонок на 90 к основной плоскости судна, вид с боку; на фиг. 2 -- то же, вид сверху; на фиг. 3 — то же, корпус., Мелкосидящее судно включает кормовую оконечность 1 с туннелями, состоящими из входной 2 и выходной 3 частей, Выходная часть 3 каждого туннеля выполнена в виде цилиндрической поверхности 4, имеющей ширину, равйую наружному дна метру направляющей насадки 5 гребного винта, и сопряженной с нишей 6.

Ниша 6 состоит из транцовой 7 и вертикальных боковых 8 стенок, в месте соединения которых на осях 9 установлены рулизаслонки !О длиной, равной наружному диаметру направляющей насадки 5 гребного винта.

Вертикальные боковые стенки 8 ниши 6 расширяются к транцу судна 11, составляя с его диаметральной плоскостью угол +35 .

Работа судна осуществляется следующим образом.

Перед заполнением туннелей водой рулизаслонки 10 (по одному от каждого гребного винта) устанавливаются рулевым приводом в положение I (фиг. 2) — параллельно транцовой стенке 7 ниши 6 — и плотно прижимаются к стенке 7, устраняя доступ воздуха в выходную часть 3 туннеля.

Затем включаются гребные винты и туннели заполняются водой.

Движение судка начинается при уста новке рулей-заслонок 10 в положение 11— вйлотную к вертикальным боковым стенкам

8 ниши 6 (фиг. 2). При этом струя от движителей выбрасывается в выходную часть 3 туннелей.

Для поворота судна рули-заслонки (по одному от каждого гребного винта) устанавливаются приводом на требуемый для поворота угол, например в положение . I I I (фиг, 2). При необходимости поворота судЪа на другой борт струи от движителей от. клоняет другая пара рулей-заслонок.

Для обеспечения заднего хода судна любая пара рулей-заслонок устанавливается в положение 1. Осуществляется реверс движителей, и гребные винты начинают засасывать воду из-под рулей-заслонок, прогоняя ее из выходной части 3 во входную часть 2 туннеля.

Для обеспечения экстренного торможения любая пара рулей-заслонок устанавливается в положение 1 и работает как акгивное средство торможения, создавая дополни тельную силу сопротивления и уменьшая тор мозной путь судна, 1063692

f0

Составитель А. Логачев

Редактор С. Юско Техред И. Верес Корректор А Фе/ч

Заказ 0424/20 Тираж 460 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и о1 крытий

I !3035, Москва, Ж вЂ” 35. Раушскан наб., a. 4/5

Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4