Натяжное устройство для ленточного конвейера
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. НАТЯЖНОЕ УСТРОЙСТВО ЛЕНТОЧНОГО КОНВЕЙЕРА, содержащее натяжную каретку с датчиками конечных положений, канатную натяжную лебедку с электродвигателем н контакторами прямого и обратного хода, датчик натяжения, датчик скорости ленты, блок управления конвейером, три пороговых элемента, четыре элемента ЗАПРЕТ, элемент ЗАДЕРЖКИ, три усилителя мощности, третий из которых п-канальный, к выходам которых подключены контакторы приводных двигателей, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности , оно снабжено датчиком загрузки дополнительной (п-1) элементной схемой ЗАПРЕТ и функциональным блоком, причем входы датчика загрузки соединены с трансформатором тока и блоком управления, а выходы - с (п - 1)-элементной схемой ЗАПРЕТ, выходы которой соединены с п-канальным усилителем мощности, входы функционального блока соединены с блос € ком управления, третьим Пороговым элементо .м, датчиком загрузки и элементами ЗАПРЕТ, а выходы с первым и вторым пороговыми элементами.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
3(50 В 65 G 23/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ !О 4
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3428121/29-03 (22) 15.04.82 (46) 30.12.83. Бюл. № 48 (72) Ю. М. Шапиро, Р. С. Петров, В. С. Родненко, А. B. Вакуленко, И. Я. Ничик и А. Г1. Гlоваляев (71) Донецкое производственное объединение по горному машиностроению «3онецкгормаш» (53) 621.867.2 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 619405, кл. В 65 G 23/44, 1977.
2. Авторское свидетельство СССР № 385854, кл. В 65 G 23/00, !970 (прототип). (54) (57) l. ElАТЯЖНОЕ УСТРОЙСТВО
ЛЕНТОЧНОГО КОНВЕЙЕРА, содержащее натяжную каретку с датчиками конечных положений, канатную натяжную лебедку с электродвигателем и контакторами прямо„„SU„„! 063732 го и обратного хода, датчик натяжения, датчик скорости ленты, блок управления конвейером, три пороговых элемента, четыре элемента ЗАПРЕТ, элемент ЗАДЕРЖКИ, три усилителя мощности, гретий из которых и-канальный. к выходам которых подключены контакторы приводных,двигателей, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено датчиком загрузки дополнительной (п — 1) элементной схемой
ЗАПРЕТ и функциональным блоком, причем входы датчика загрузки соединены с трансформатором тока и блоком управления, а выходы — — с (и†1)-элементной схемой
ЗАПРЕТ, Bblходы которои соединены с и-канальным усилителем м(1щности, входы функционального блока соединены с блоЯ ком управления, третьим пороговым эле- щ ментом, датчиком загрузки и элементами
ЗАПРЕТ, а выходы с п(рвым и вторым пороговыми элементами.
1063732
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что функциональный блок выполнен в виде первой и второй параллельных цепочек, в каждой из которых соединены последовательно первый и второй резисторы, и третьей цепочки из двух последовательно включенных групп по и резисторов в каждой, и ключей, шунтирующих вторые резисторы первой и второй параллельных цепочек, и все резисторы, кроме первых в каждой из групп третьей цепочки, причем одни из выводов вторых резисторов первой и второй цепочек соединены между собой и с одной из групп третьей цепочки, входами блока являются входы всех ключей и и-резистор второй группы третьей цепочки, а выходами — одни из выводов первых резисторов первой и второй цепочек.
3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что датчик загрузки выполнен в виде четИзобретение относится к ленточным кон- вейерам и может быть использовано в горной промышленности.
Известны натяжные устройства периодического действия для ленточных конвейеров, содержагцие механический датчик натяжения ленты, преобразователь усилия натяжения ленты в электрический сигнал и лороговые элементы.
Однако такое устройство не обеспечивает регулирование натяжения ленты в зависНМосТН от загрузки ее при установившемся движении.
Известно также натяжное устройство для ленточного конвейера, содержащее натяж- 5 ную каретку с датчиками конечных положений, канатную натяжную лебедку с электродвигателем и контакторами прямого и обратного хода, датчик натяжения, датчик скорости ленты, блок управления конвейером, первый, второй и третий пороговые элементы, четыре элемента ЗАПРЕТ, элемент 3АДЕРЖКИ, три усилителя мощности, третий из которых п-канальный, к выходам которогп подключены контакторы приводных двигателей. 25 с
Недостатком этого устройства является то, что оно не обеспечивает изменение программы регулирования натяжения ленты в зависимости от ее загрузки, т.е. не обеспечивает требуемой точности регулирования натяжения. вертой цепочки из (n — !) последовательно включенных резисторов, шунтируемых ключами, четвертого и пятого пороговых элементов (п — 1)-элементной схемы I IAMHTb, первой и второй (и — 1) -элементной схемы
ЗАДЕРЖКА и пятого элемента ЗАПРЕТ, причем один вход четвертого элемента соединен с началом цепочки резисторов, а второй — с пятым пороговым элементом и пятым элементом ЗАПРЕТ, конец цепочки резисторов соединен с одним из входов пятого порогового элемента, выход которого соединен с одним из входов элемента ЗАПРЕТ, выход которого соединен с входами (и†!)элементной схемы ЗАДЕРЖКА, выходы которой соединены с входами (п — 1)-элементной схемы ПАМЯТЬ, выходы которой являются выходами датчика загрузки, а входами датчика являются вход выпрямительного элемента и начало цепочки резисторов.
Цель изобретения — повышение точности.
Поставленная цель достигается тем, что натяжное устройство ленточного конвейера, содержащее натяжную каретку с датчиками конечных положений, канатную натяж-. ную лебедку с электродвигателем и контакторами прямого и обратного хода, датчик натяжения, датчик скорости ленты, блок управления конвейером, три пороговых элемента, четыре элемента ЗАПРЕТ, элемент
ЗАДЕРЖКИ, три усилителя мощности, третий из которых п-канальный, к выходам которых подключены контакторы приводных двигателей, снабжено датчиком загрузки дополнительной (п — 1) -элементной схемой
ЗАПРЕТ и функциональным блоком, причем входы датчика загрузки соединены с трансформатором тока и блоком управления, а выходы — с (и — l ) -элементной схемой ЗАПРЕТ, выходы которой соединены с п-канальным усилителем мощности, входы функционального блока соединены с блоками управления, третьим пороговым элементом, датчиком загрузки и элементами ЗАПРЕТ, а выходы с первым и вторым пороговыми элементамии.
Функциональный блок выполнен в виде первой и второй пчраллельных цепочек, в каждой из которых соединены последователь но первый и второй резисторы, и третьей цепочки из двух последовательно включенных групп по и-резисторов в каждой, и ключей, шунтирующих вторые резисторы первой и второй параллельных цепочек, и все ре!
063732
25
35
45
50 зисторы, кроме первых в каждой из групп третьей цспочки, причем одни из выводое вторых резисторов первой и второй цепочк3< соединсны между собой и с одной из груп< третьей цепочки, входами блока являютс < входы всех ключей и и-резистор второй группы третьей цепочки, а выходами — одни из выводов первых резисторов первой и второй цепочек.
Датчик загрузки выполнен в виде четвертой цепочки (и†I) последовательно включенных резисторов, шунтируемых ключами, четвертого и пятого пороговых элементов, (и — 1) -элементной схемы ПАМЯТЬ, первой и второй (33 — 1) -элементной схемы
ЗАДЕРЖКА и пятого элемента ЗАПРЕТ, причем олин вход четвертого порогового элемента соединен с началом цепочки резисторов, а второй — — с пятым пороговым элементом и пятым элементом ЗАПРЕТ, конец цепочки резисторов соединен с одним из входов пятого порогового элемента, выход которого соединен с одним из входов пятого элемента ЗАГ1РЕТ, выход которого соединен с входами (и — 1) -элементной схемы ЗАДЕРЖКА, выходы которой соединены с входами (п — 1) -элементной схемы память, выходы которой являются выходами датчика загрузки, а входами датчика являются вход выпрямительного элемента и начало цепочки резисторов.
На фиг. представлена кинематическая схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 — блок-схема устройства; на фиг. 3— блок-схема датчика загрузки конвейера.
Описан>(с работы натяжного устройства составлено применительно к конвейеру с многодвигательным электроприводом, который в настоягцее время является IIHIIG<>.>ее распространенным для мощных ленточных конвейеров в.
Натяжное устройство состоит из натяжной каретки 1, на которой расположен барабан 2, охва ц нный лентой 3 конвейера, Bbf ключателей концевыx положений 4 и 5, orpafIffIf<»x х»д каретки по направляющим 6,;цбс lKII 7 с канатом 8, приводимой в движение электродвигателем 9. Датчик 10 натяжения сия 3aff с канатом 8 посредством обводныx р<>ликов !1. Датчик 10 натяжения выполнен в ftfl 1(динамометра, в котором усилие про»бр;33y(.T<.H в электрический сигнал.
Вход дат IIIKr !0 натяжения соединен с вы.ходом бл»ка !2 управления, а его выход— с сигнальными вх»дами пороговых элементов !3 и !4 максимального и минимального
>3;3 < яжени H .I(и г>,>, 1. Выход порогового элемента ! с ><,tflfl(н с управляющим входом элемент;3 .1А! !РЕ Г !5, а его выход и выход п»р<>г»>3»» .>,и ч<>нт;3 13 через усилители 16 и 7 it»IIIII»< > II It к»нт;>кты !8 и 19 выключатс.н и v»flit< fжс ний 5, 4 соединены с контакторами 20 и 2! управления электро двигателем 9 натяжной лебедки 7.
Функциональный блок 22 содержит первую и вторую параллельные цепочки, включающие по два последовательно соединенных резйстора 23, 24 и 25, 26, а также третью цепочку, включающую две группы 27, 28 по п резисторов в каждой последовательно соединенных между собой. Количество и резисторов принимается равным количеству электродвигателей 29 приводов ленточного конвейера. Начала первой и второй цепочек резисторов 23, 24 и 25. 26 соединены соответственно с пороговыми входами пороговых элементов 13 и 14, а концы этих цепочек— с началом третьей цепочки. Конец третьей цепочки резисторов 27, 28 соединен с выходом блока 12 управления, с пороговым входом порогового элемента 30, входами элементов ЗАПРЕТ !5, 31 и 32.
Параллельно резисторам 24 первой цепочки и 26 второй цепочки включены ключи 33 и 34, входы которых соединены соответственно с выходами усилителей 17 и 16 мощности.
Параллельно каждому резистору первой
27 и второ" 28 группы третьей цепочки, кроме резисторов 27 — 1 и 28 — -I, включены ключи 35 и 36, соединенные одноименными входами между собой, а также с соответствующими входами (и- — 1) -элементной схемы
ЗАГ1РЕТ 37 и выходами датчика 38 загрузки. Параллельно второй группе резисторов
28 включен ключ 39. вход которого соединен с выходом порогового элемента 30 и управляющим входом элемента ЗАПРЕТ 32. Вход порогового элемента 30 соединен с датчиком 40 скорости. Выход элемента ЗАПРЕТ
32 через элемент ЗАДЕРЖКА 41 соединен с управляющим входом элемента ЗА11РЕ1
31 «e»lx<>дом элел<с нта ЗАПРЕТ 42, вход которого соединс>3 с выходом усилителя 7 мощности. Выход элемеHT;I ЗАПРЕТ 3! соединен с управляющим вход<>м элемента ЗАПРЕТ 42, вх<>дами (и-- ) -элементной схемы ЗАГ1РЕТ 37 и через первый канал усилителя мощности 43 — - с контактором 44 ут>равления первым приводным электродвигателем 29 конвейера. Вь>ходы (и — l ) -элементной схемы ЗАПРЕГ 37 через соответствующие каналы усилителя 43 мощности соединены с контакторами 44 управления вторым и последующимtl электродвигателями 29 конвейер(3.
Датчик 38 загрузк>< с<>ст»ит из выпрямительного блока 45, иоро (>f3hlx эдемеHT<>B 46 и 47, цепочки после.l»13HT< Il>H(> соединенных резисторов 48, шуflT>tl><>BIIHHhlx ключами 49, элемента ЗАПРЕТ <>(3, (и -- ) -элемеHTHblx схем ЗАДЕРЖКА 51 и 52 и (и--! ) -э.1!с л<с HTной схемы 11АМЯТЬ;>:!.
Вход выпрямит ;lhH»l > б>л(>к<3 4,> с >единен с выходом транс<ай»рл«;т<>р;I <>4 т»ка
1063732
Регулирование натяжения ленты 3 в зависи мости от ее загрузки производится следующим образом.
Сигнал нагрузки 1г трансформаторами 54 тока поступает через выпрямительный блок
45 датчика 38 загрузки на сигнальные входы пороговых элементов 46 и 47 и на вход элемента ЗАПРЕТ 50. Одновременно с выхода блока !2 управления на пороговый вход порогового элемента 46 и через цепочку резисторов 48 — на пороговый вход порогового элемента 47 поступают задающие сигналы ссютветственно I „è 1,„;». Если имеет место неравенства I + I „è I > I то на выходе пороговых элементов 46 и 47 появляются сигналы. При пуске эти сигналы не влияют на работу устройства, так как (n — 1)-элементная задержка 51 не пропускает сигналы с элемента 46 до окончания пуска, а сигнал с выхода элемента 47 закрывает элемент
ЗАПРЕТ 50 и с выхода последнего сигнал в (п — 1) -элементную схему ЗАДЕРЖКА 52 не поступает. Если до пуска конвейер был остановлен при полной загрузке электродвигателей 29, то на выходе (п — !)-элементной схемы ПАМЯТЬ 53, управляющих входах (и — 1) -элементной схемы ЗАПРЕТ 37 и на входах ключей 35 и 36 сигналы отсутствуют, резисторы 27 и 28 на пороговом входе пороговых элементов 13 и 14 введены, что обеспечивает повышенное натяжение ленты 3 перед пуском и во время пуска конвейера. После подачи команды на пуск конвейера вначале включается натяжная лебедка 7.
После достижения повышенного натяжения ленты 3 и отключения натяжной лебедки на выходе элемента ЗАПРЕТ 31 появляется . сигнал, поступающий на первый вход усилителя 43 мощности и через (n — 1) -элементную схему ЗАПРЕТ 37 -:: " — - льные входы укаэанного усилителя,о.ц ос; и. С выхода последнего сигналы поступают на контакторы 44 управления электродвигателями
29 конвейера. Происходит пуск конвейера на всех электродвигателях 29.
В дальнейшем после окончания пуска при работе конвейера уменьшение нагрузки привода конвейера до величины < 1,„;„приводит к появлению сигнала на входах (п — ) -элементной схемы ЗАДЕРЖКА 52, у которой выдержки времени элементов настроенЙ с учетом исключения их одновременного срабатывания. Первым срабатывает элемент 52 — 1, от которого поступает сигнал на элемент 53 — 1 (и — 1)-элементйой схемы ПАМЯТЬ 53. На выходе последнего сигнал появляется и запоминается. Этот сигнал поступает иа управляющий вход элемента 37 — (и — 1)-элементной схемы ЗАПРЕТ 37, что приводит к отключению элен. тродвигателя 29 — 2 конвейера, и на вход ключа 49- — 1, в результате чего шунтируется резистор 48--1 и меняется задание 11»!» на пороговом входе порогового элемента 47.
Указанное изменение задания 1,»!» необходимо по мере отключения электродвигателей
29 конвейера с целью исключения возможнос. ти перегрузки неотключенных электродвигателей 29 конвейера. Одновременно с элемента 53 — 1 схемы ПАМЯТЬ 53 сигнал поступает на. входы ключей 35 — l и 36 — 1, шунтируя резисторы 27 — 2 и 28 — 2. Шунтирование резистора 27 — 2 приводит к увеличению сигнала 1„ на пороговых входах пороговых элементов 13 и 14 и изменению заданных пределов регулирования натяжения ленты в сторону меньших усилий. Например, если до шунтирования резистора 27 — 2 регулирование натяжения ленты производилось в диапазоне от 3 до 4 т, то после шунтирования. указанного резистора диапазон регулирования будет от 2 до 3 т.
Снижение усилия в ленте стало возможным благодаря уменьшению нагрузки на нее.
Шунтирование резистора 28 — 2 не меняет
20 при установившейся скорости ленты состояние устройства, так как при этом все резисторы -28 запунктированы ключем 39. Это состояние запоминается, тем самым перед последующим пуском конвейера создается меньшее предпусковое усилие в ленте. Например, если при полной загрузке конвейера (все резисторы 28 введены) предпусковое . усилие в ленте было 6 т, то при частичной загрузке конвейера (резистор 28 — 2 зашун. тирован) предпусковое усилие в ленте будет 4,5 т. Дальнейшее уменьшение нагрузки на ленту 3 при, установившемся движении вызывает последовательное отключение других электродвигателей 29 — 3, 29 — n, шунтирование резисторов 27 — 3, 27 — n и 28 — 3, 28 — n и соответствующее изменение лро35 граммы регулирования натяжения ленты в сторону меньших условий. Увеличение нагрузки на ленту приводит к последовательному прохождению сигналов на обнуляющие входы (n — 1) -элементной схемы ПАМЯТЬ 53, исчезновению сигналов на их выходе, включению электродвигателей 29 конвейера, изменению программы регулирования натяжения ленты в сторону больших усилий.
При возникновении пробуксовки ленты 3
41 сигнал от датчика 40 скорости уменьшается и на выходе порогового элемента 30 сигнал исчезает, в результате расшунтируются резисторы 28. На пороговом входе элементов
13 и 14 сигнал !» снижается в зависимости от количества вводимых резисторов 28. Это приводит к включению .натяжной лебедки 7 в сторону увеличения натяжения ленты 3.
При исчезновении пробуксовки ленты 3 поступает сигнал от датчика 40 скорости через пороговый элемент 30 на вход ключа
39, резисторы 28 вновь шунтируются, и натяжение ленты 3 восстанавливается. Если пробуксовка не прекращается, то через элементы ЗАПРЕТ 32 и ЗАДЕРЖКА 41 сигнал
l063732
Puz z
Техред И. Верес Корректор И.Муски
Тираж 949 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретениИ и открытий! l 3035, Москва, )K — 35, Раушская иаб., д. 4/5
Филиал ППП «Патеит», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор О. Св пко
Закаэ l 0434/22 поступает на управляющйй вход элемента
ЗАПРЕТ 31, вызывая отключение конвейера.
Использование натяЖного устройства позволяет повысить надежность работы устройства, срок службы ленты за счет снижения усилий в ней, а также срок службы аппаратуры и механизма натяжения ленты за счет устранения повторных многократных включений,