Способ нанесения покрытий на стальные изделия

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СПОСОБ.НАНЕСЕНИЯ ПОКРЫТИЙ НА СТАЛЬНЫЕ ИЗДЕЛИЯ, включающий подогрев изделий, нанесение покрытия напылением и последующий отжиг при 500-680 С, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью повышения прочности сцепления покрытия с основой, перед операцией подогрева изделия закаливают На мартенсит.

69) (и) СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

3(Я) С 23 С g/00"" !

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

llO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

1 1 у

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНЙЯ= —.

К ABTOPCH0MV. СВИДЕТЕЛЬС РВУ (21 ),3467148/22-02 (22) 07.04.82 (46) 30.12.83. Бюл. )) 48 (72) В.С.Ивашко, Е.П.Генин, В.В.Бродко и Ю.Й.Гафо (71) Белорусское республиканское научно-производственное объединение порошковой металлургии (53) 621.793.7(088.8) (56) 1. Патент Англии )) 1284600, кл. С 23 С 7/00, 1972.

2. Елютин В.П. Высокотемпературные материалы. Т, 2, )4,, "Металлургия", 1973, с. 352-353, (54)(57) СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ПОКРЫТИЙ

НА СТАЛЬНЫЕ ИЗДЕЛИЯ, включающий подогрев изделий, нанесение покрытия напылением и последующий отжиг при

500-680 С, отличающийся тем, что, с целью повышения прочности . сцепления покрытия с основой, перед операцией подогрева иэделия закаливают на мартенсит.

1063859

Составитель Е. Гриц

Редактор С. Квятковская Техред А.Бабинец корректор А, Повх

Тираж 9 56

Подписное

Заказ 10478/29

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-3 5, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Изобретение относится к нанесению покрытий газотермическими методами, . в частности к гаэотермическому нанесению покрытий на стальные иэделия, и может быть использовано в машиностроительных отраслях промышленности. 5

Извес ген способ газотермического нанесения покрытий, включающий операцию предварительного подогрева иэделия (1) .

Наиболее близким к предлагаемому !О по технической сущности является способ нанесения покрытий на стальные иэделия, включающий подогрев, гаэотермическое напыление покрытия и последующии отжиг при 500-680 С (21.15

Недостатком известных способов является невысокая прочность сцепления покрытия с изделием, обусловленная возникновением в покрытии остаточных напряжений. 20

Цель изобретения - повышение прочности сцепления покрытия с основой.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу включающему25 подогрев изделия, нанесение покрытия напылением и последующий отжиг при

500-680ОС, перед операцией подогрева изделие закаливают на мартенсит.

Снижение уровня остаточных напря-, жений в покрытии и обусловленное

30 этим повышение прочности сцепления с основой происходит в результате объемных изменений, сопровождающих структурные изменения в закаленной стали при отжиге после нанесения 35 покрытия.

Способ осуществляют следующим образом. Изделие закаливают на мартенсит по режиму, рекомендуемому для данной марки стали. Этим поверх- 40 ность очищают от загрязнений, подог-. ревают до 250-400 С, производят газотермическое нанесение покрытия и производят отжиг при 500-680 С.

Пример 1. Перед нанесением покрытия на втулку из стали 45 (ф 60 ° 100) ее нагревают до 850 С, выдерживают при этой температуре

15 мин, охлаждают в воде до 290 С, затем выдерживают в соляной ванне, подогретой до 290 С в течение 30 мин, и окончательно охлаждают. После этого производят пескоструйную очистку поверхности, подогревают до 300 С и наносят покрытие толщиной 0,25 мм из А1203 °

После нанесения покрытия проводят отжиг изделия при 600 С в течение

1,5 ч.

Результаты испытаний на машине

"Инстрон" по штифтовой методике.йоказывают, что прочность сцепления покрытия с основой составляет 2 2Z 1

2,3 кг/мм, в то время к;.к прочность сцепления для покрытий, получаемых в тех же условиях по известному способу, равна 1,7-1,8 кг/мм

Для покрытия из алюминия адгезия возрастает с 2,2-2,3 до 2,6-2,7 кг/мм

Пример 2. Материал покрытия— плакированный никелем карбид титана (85% TiC + 15Ъ Ni). Нанесение покрытия осуществляют так же, как в предыдущем примере, только температура отжига составляет 500 C.

Прочность сцепления покрытия с основой составляет 5,1-5,4 кг/мм2, в Фо время как по известному способу прочность сцепления равна 0,390,42 кг/мм, Таким образом, реализация изобретения позволяет заметно повысить прочность сцепления покрытия с основой, что делает целесообразным использование изобретения при нанесе- нии износостойких и защитных покрытий на,изделия в различных отраслях машиностроения.