Центробежный насос

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС по авт.св. № 981689, отличающийся тем, что, с целью расширения диапазона регулирования , колесо содержит дополнительные лопатки, укрепленные на секторных элементах периферийной части ведущего диска. 2.Насос по п. 1, отличающийся тем, что, с целью расширения диапазона регулирования напора, дополнительные лопатки укреплены на внутренней поверхности ведущего диска и расположены между лопатками рабочего колеса. 3.Насог по п. 1, отличающийся тем, что, с целью,упавновешивания осевых сил, действующих па колесо, дополнительные лопатки укреплены на наружной стороне ведущего диска и служат импеллером. (Л 05 4 О 4

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

F 04 D 1/00; F 04 D 15/00 ач

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ASTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 981689 (21) 3397203/25-06 (22) 18.02.82

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (46) 30.12.83. Бюл. № 48 (72) С. Л. Александров и Л. А. Павлович (53) 621.671 (088.8) (56) l. Авторское свидетельство СССР № 981689, кл. F 04 D 1/00, F 04 D 15/00, 1981. (54) (57) 1. ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС по авт.св. № 981689, отличающийся тем, что, с целью расширения диапазона регулирования, колесо содержит дополнительные

ÄÄSUÄÄ 1064047 A лопатки, укрепленные на секторных элементах периферийной части ведущего диска.

2. Насос по п. 1, отличающийся тем, что, с целью расширения диапазона регулирования напора, дополнительные лопатки укреплены на внутренней поверхности ведушего диска и расположены между лопатками рабочего колеса.

3. Насос по и. 1, отличающийся тем, что, с целью.уравновешивания осевых сил, действуюгцих па колесо, дополнительные лопатки укреплены на наружной стороне ведущего диска и служат пмпеллером.

1064047

Изобретение относится к гидромашиностроению и может быть использовано в центробежных насосах. . По основному авт.св. № 981689 известен центробежный насос, содержащий корпус, установленное в нем на валу рабочее колесо, 5 ведущий диск которого выполнен составным из центральной и периферийной частей, регулировочное кольцо с канавками íà его наружной поверхности, установленное с возможностью поворота вокруг вала, перифе- 1О рийная часть ведущего диска состоит из секторных элемейтов, имеющих фигурный паз и шаровую опору, а центральная часть этого диска снабжена втулками, размещенными в пазах секторных элементов, при этом шаровые опоры размещены в канавках регули- 15 ровочного кольца (1) .

Недостатком известного центробежного насоса является малый диапазон регулирования из-за ограничения изменения наружного диаметра ведущего диска рабочего колеса корпусом.

Цель изобретения — расширение диапазона регулирования и уравновешивание осевых сил.

Указанная цель достигается тем, что в центробежном насосе, содержащем корпус, 25 установленное в нем на валу рабочее колесо, ведущий диск которого выполнен составным из центральной и периферийной частей, регулировочное кольцо с канавками на его наружной поверхности, установленное с возможностью поворота вокруг вала, причем ЗО периферийная часть ведущего диска состоит, из секторных элементов, имеющих фигурный паз и шаровую опору, а центральная часть этого диска снабжена втулками, размещенными в пазах секторных элементов, при этом шаровые опоры размещены в канавках ре35 гулировочного кольца, колесо содержит дополнительные лопатки, укрепленные на секторных элементах периферийной части ве- . дущего диска.

Дополнительные лопатки могут быть укреплены на внутренней поверхности ведущего диска и расположены между лопатками рабочего колеса.

Дополнительные лопатки укреплены на наружной стороне ведущего диска и служат 45 импеллером.

На фиг. 1 изображен центробежный насос, продольный разрез, (дополнительные лопатки укреплены на внутренней поверхности ведущего диска, расположены между лопатками рабочего колеса и служат для регулирования напора насоса); на фиг. 2— то же, дополнительные лопатки, закрепленные на наружной стороне ведущего диска, образуют импеллер и служат для регулиро2 вания осевой силы, действующей на рабочее колесо; на фиг. 3 — рабочее колесо центробежного насоса, поперечный разрез; на фиг. 4 — центробежный насос, вид со стороны зоны выхода из рабочего колеса.

Центробежный насос содержит корпус 1, установленное в нем на валу 2 рабочее колесо 3, ведущий диск которого выполнен составным из центральной и периферийной частей 4 и 5, регулировочное кольцо 6 с канавками 7 на его наружной поверхности 8, установленное с возможностью поворота вокруг вала 2, периферийная часть 5 ведущего диска состоит из секторных элементов, имеющих фигурный паз 9 и шаровую опору

10, а центральная часть 4 снабжена втулками 11, размещенными в пазах 9, при этом шаровые опоры 10 размещены в канавках регулировочного кольца 6, дополнительные лопатки 12 укреплены на внутренней или наружной поверхностях 13; 14 ведущего диска.

Устройство работает следующим образом.

При работе насоса (фиг. 1) заданное изменение напора достигается изменением диаметрального размера рабочего колеса 3, обеспечиваемого поворотом секторных элементов периферийной части 5, на которых закреплены промежуточные лопатки 7, осуществляемого с, помощью устройства 6 поворота и фиксации. При этом происходит изменение как диаметрального размера ведущего диска, так и диаметра расположения промежуточных лопаток 7, которые выдвигаются из каналов рабочего колеса 3.

При повороте секторных элементов периферийной части 5 (фиг. 2), на которых закреплены импеллерные лопатки 12, с изменением диаметрального размера ведущего диска происходит изменение диаметра расположения лопаток 12 импеллера. Это позволяет изменять насосный эффект, создаваемый лопатками 12 импеллера, и регулировать уравновешивающую осевую силу; передаваемую от периферийной части 5 на рабочее колесо 3.

В связи с тем, что увеличение напора насоса приводит к увеличению осевой силы, действующей на рабочее колесо, для компенсации ее изменения при регулировании напора на секторных элементах могут быть закреплены одновременно как промежуточные лопатки рабочего колеса, так и импеллерные лопатки.

Использование изобретения позволяет осуществлять регулирование напора в широком диапазоне, а также повысить надежность насоса за счет уравновешивания осевых сил, возникающих на рабочем колесе при изменении напора.

1064047

1064047

Составитель Т. Куликова

Редактор М. Янович Техред И. Верес Корректор 0 Гирняк

Заказ 10443/38 Тираж 665 . Подпис ное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 7K — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4