Осевой вентилятор
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОСЕВОЙ ВЕНТИЛЯТОР преиму щественно для системы охлаждения двигателя транспортного средства, например автомобиля, по авт.св. N° 574548, отличающийся тем, что, с целью повышения КПД и надежности работы, кольцо снабжено дополнительными радиальными лопатками, каждая из которых установлена напротив основной с противоположной стороны кольца , и перемычкой, связывающей основную и дополнительную лопатки и охватывающей кольцо со стороны оси колеса.
COlOS СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) 1064050 A
З1511 F 04 D 19/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 574548 (21) 3496666/25-06 (22) 29.09.82 (46) 30.12.83. Бюл. № 48 (72) М. Е. Дискин, И. А. Курзель, В. Н. Сокульский и О. Ф. Трофимов (71) Московский автомобильный завод им. И. А. Лихачева (производственное объединение ЗИЛ) (53) 621.63-523 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 574548, кл. F 04 D 19/00, 1975. (54) (57) OCEBOPf ВЕНТИЛЯТОР преиму щественно для системы охлаждения двигателя транспортного средства, например автомобиля, по авт.св. ¹ 574548, отличаю. и1ийся тем, что, с целью повышения КПД и надежности работы, кольцо снабжено дополнительными радиальными лопатками, каждая из которых установлена напротив основной с противоположной стороны кольца, и перемычкой, связывающей основную и дополнительную лопатки и охватывающей кольцо со стороны оси колеса.. CO
С5
° |
CO
Сл
1064050
Изобретение относится к вентиляторостроению, в частности к осевому вентиляторуПо основному авт. св. № 574548 известен осевой вентилятор преимущественно для системы охлаждения двигателя транспортного средства, например автомобиля, содержащей подвижные в осевом и радиальном направлениях лопастное колесо и кожух, внутренний диаметр которого больше наружного диаметра колеса на величину зазора, соответствующего максимально возможным взаимным перемещениям кожуха и колеса, а задняя кромка кожуха расположена между плоскостями, проведенными по передним и задним кромкам лопастей колеса, колесо в плоскости задних кромок лопастей снабжено кольцом, имеющим наружный диаметр, равный 1,00 — 1,5 внутреннего диаметра кожуха, и расположенным по отношению к кожуху с осевым зазором, соответствующим максимальным перемещениям кожуха и колеса f1/.
Однако такое выполнение не обеспечивает высокое значение КПД и высокую надежность ввиду недостаточного аэродинамического уплотнения потока в радиальном зазоре между колесом и кожухом, кроме того, под действием центробежных сил в месте крепления кольца;. к лопастям возникают изгибающие напряжения, снижающие надежность осевого вентилятора.
Цель изобретения — повышение КПД и надежности работы.
Указанная цель достигается тем, что в осевом вентиляторе преимущественно для системы охлаждения двигателя транспортного средства, например автомобиля, содержащем неподвижные в осевом и радиальном направлениях лопастное колесо и кожух, внутренний диаметр которого больше наружного диаметра колеса на величину зазора, соответствующего максимально возможным взаимным перемещениям кожуха и колеса, а задняя кромка кожуха расположена между полостями, проведенными по передним и задним кромкам лопастей колеса, колесо в полости задних кромок лопастей снабжено кольцом, имеющим наружный диаметр, равный 1,00 — 1,05 внутреннего диаметра кожуха, и расположенным по отношению к кожуху с осевым зазором, соответствующим макСимальным перемещениям кожуха и колеса, кольцо снабжено дополнительными радиальными лопатками, каждая из которых установлена напротив основной с противоположной стороны кольца, и перемычкой, связывающей основную и дополнительную лопатку и охватывающей кольцо со стороны оси колеса.
Зо
2
На фиг. 1 показан осевой вентилятор; на фиг. 2 — узел 1 на фиг. 1 (увеличено); на фиг. 3: вид по стрелке А на фиг. 2.
Вентилятор содержит подвижные в осевом и радиальном направлениях лопастное колесо 1 и кожух 2. Внутренний диаметр Е4 кожуха 2 больше наружного диаметра Da. колеса 1 на величину зазора, соответствующего максимально возможным взаимным перемещениям кожуха, 2 и колеса 1, задняя кромка 3 кожуха 2 расположена между плоскостями, проведенными по передним кромкам 4 и задним кромкам 5 лопастей 6 колеса 1. Колесо 1 в плоскости задних кромок 5 лопастей 6 снабжено кольцом 7, имеющим наружный диаметр D, равный 1,00 — 1,05 внутреннего диаметра D кожуха 2, и расположенным по отношению к кожуху 2 с осевым зазором 1,: соответствующим максимальным перемещениям кожуха и колеса.
На кольце 7 со стороны 8, обращенной к кожуху 2, укреплены радиальные лопатки 9, передние кромки 10 которых расположены от кожуха 2 на расстоянии, соответствующем максимальным взаимным перемещениям кожуха 2 и колеса 1.
Кольцо 7 также снабжено дополнительными радиальными лопатками 11; каждая из которых установлена напротив основной лопатки 9 с противоположной стороны 12 кольца 7, и перемычкой 13, связывающей основную лопатку 9 и дополнительную лопатку 11 и охватывающей кольцо 7 со стороны оси колеса 1. Перед вентилятором расположен радиатор 14.
Внилятор работает следующим образом.
При вращении лопастного колеса 1 воздух засасывают через радиатор 14 и подают в пространство за колесом 1. Лопатки 9 и 11 создают радиальный поток воздуха по наружному диаметру D> колеса 1, создавая дополнительное разряжение в радиальном зазоре между внутренним диаметром Dq кожуха 2 и наружным диаметром D колеса 1.
Кольцо 7 дополнительно препятствует обратному перетеканию воздуха из зоны нагнетания в зону всасывания.
Таким образом дополнительные радиаль-, ные лопатки создают дополнительное разряжение по периферии колеса, уменьшают перетечку обратных токов в радиальном зазоре между колесом и кожухом и тем самым увеличивают КПД вентилятора, кроме того, установка дополнительных лопаток компенсирует изгибающий момент, приложенный к кольцу от действия центробежных сил основных лопаток, и установка перемычки обеспечивает надежность крепления лопаток к кольцу, что в конечном итоге повышает надежность работы вентилятора.
1064050 дид 4
f3
Фиг,з
Редактор М. Янович
Заказ 10443/38
Составитель Ю. Антипов
Техред И. Верес Корректор О. Гирняк
Тираж 665 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и, открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4