Гидротрансформатор
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ГИДРОТРАНСФОРМАТОР, содержащий неподвижный корпус, установленные в нем насосное колесо с ведущим ротором, .имеющим сквозные отверстия, И турбинное колесо,.расположенное :внутри ротора и образующее с н вспомогательную полость, сообщающуюся с межвенцёвым пространством и сквоэным1и отйерстиями - с полостью корпусаj о сличающийся тем, что, с целью увеличения КПД на расчетных режимах работы и сокрги ениявремени его выключения,он снабжен подпружиненным относительно ротора кольцом с..1Ь-образными лсаналами , установленйым| во вспомогательной полости.с возможнбстью перемещения И сообщения при торможении и рстанове турбинного колеса вспомогательной полости с полостью корпуса, S
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
COINMN
РЕСПУБЛИК,SU„„1064068 А
3(Я) Г. 16 Н 41 20.
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ. Ю
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3451010/25-06 (22) 04 ° 06.82 (46) 30.12.83. Бюл. М 48 (72) С.П. Стесни (71) Московский ордена Трудового
Красного Знамени автомобильно-дорожный институт (53) 621 ° 2265 (088.8) (56) 1. Патент США В 3537662, кл. 60-54 опублик. 1970.
2. Стесни С.П., Яковенко Е.A. .Гидродинамические передачи, М., Машиностроение, 1973, с. 264, фиг.148а. (54)(57) ГИДРОТРРНСФОРМАТОР, содержащий неподвижный корпус, установленные в нем насосное колесо с ведущим .ротором ;имеющим сквозные отверстия, и турбинное колесо,-расположенное
:внутри ротора и образующее с йим вспомогательную полость, сообщающуюся с межвенцевым пространством и сквозными отверстиями — с полостью корпуса, о т л и ч а ю щ и. и с я тем, что, с целью увеличения КПД на расчетных режимах работы и сок.ращения. времени его выключения,он снабжен подпружиненным относительно ротора хольцом с Ь-образными канала ми,:установленным(во вспомогательной полости,с возможнбстью перемещения и сообщения при торможении и останове турбинного колеса вспомогательной полости с полостью корпуса.
1064068
Изобретение относится к энергетическому машиностроению и касается усовершенствования гидротрансформа. торов, Известен гидротрасформатор, содержащий неподвижный корпус, ведущий ротор с муфтой сцепления, насосное и турбинное колеса, полость, образованную наружной поверхностью турбинного колеса и внутренней поверхностью цилиндрической части ведущего ротора и сообщающуюся с выходными межлопастными каналами насосного колеса (1).. . Недостатками известного гидротранс форматора являются сложность конструкции и невысокий КПД из-за пробуксовки муфты сцепления.
Наиболее близким по своей технической сущности к предлагаемому является гидротрасформатор, содержащий неподвижный корпус, установленные в нем насосное колесо с ведущим ротором, имеющим сквозные отверстия, и турбинное колесо, расположенное внутри ротора и образующее с ним вспомогательную полость, сообщающуюся с межвенцевым пространством и сквозными отверстиями — с полостью корпуса (2) .
Недостатком указанного гидротранс форматора является то, что сквозные отверстия в ведущем роторе выполнены с малым проходным сечением (2
3 мм) и при работе гидротрансформатора они постоянно открыты и через них вытекает рабочая жидкость. Утеч. ка рабочей жидкости через эти отверстия приводит к снижению на 2-ЗЪ объемного КПД гидротрасформатора, причем при увеличении сечения этих отверстий объемный КПД гидротрасформатора резко уменьшится, а при уменьшении сечений сквозных отверт стий выключение гидротрансформатора происходит медленно (40 — 50 с) °
Цель изобретения - увеличение
КПД на расчетных режимах работы и сокращение времени его выключения.
Указанная цель достигается тем, что гидротрасформатор, содержащий неподвижный корпус, установленные
В нем насосное колесо с ведущим ротором, имеющим сквозные отверстия, и турбинное колесо, расположенное внутри ротора и образующее с ним вспомогательную полость, сообщающуюся с межвенцевым пространством и сквозными отверстиями — с полостью корпуса, снабжен подпружиненным относительно ротора кольцом с L-образными каналами, установленным во вспомогательной полости с возможностью перемещения и сообщения при торможении и останове: турбинного колеса вспомогательной полости с полость корпуса, °
На фиг. 1 изображен схематично гидротрансформатор, поперечный разрез; на фиг. 2 - кривая зависимости напора во вспомогательной полости гидротрансформатора от скорости вращения турбинного колеса.
Гидротрасформатор содержит неподвижный корпус 1, установленные в нем насосное колесо 2 с ведущим ротором 3, имеющим сквозные отвер1О стия 4, и турбинное колесо 5, расположенное внутри .ротора 3 и образующее с ним вспомогательную полость
6, сообщающуюся с межвенцевым пространством 7 и сквозными отверстиями
15 4 — с полостью 8 корпуса 1. Гидротрансформатор снабжен подпружиненным относительно ротора,3 кольцом 9 с
L-образными каналами 10, установленным во вспомогательнойй полости 6
2р с воэможностью перемещения и coo6-. щения при торможении и останове турбинного колеса 5 вспомогательной полости 6 с полостью 8 корпуса 1.
Кроме того, гидротрансформатор
25 имеет стопорные кольца 11 и 12, установленные на роторе 3, пружину
13 и реактор 14, который с насосным и турбинным колесами 2 и 5 образует рабочую полость 15.
Гидротрансформатор работает следующим образом.
1;ри работающем насосном колесе 2 в начале разгона турбинного колеса . 5 (nT =О) напор во внешней полости
Нд гидратрансформатора имеет мини35 мальное значение (фиг. 2) . Пружины
13 рассчитаны таким образом, что в этот момент (при nT-- О) кольцо 9
;упирается в стопорное кольцо 11, а
L-образные каналы 10 сообщаются со
40 сквозными отверстиями 4. При этом проходные сечения каналов 10 и отверстий 4 подобраны таким образом, чтобы при остановленном турбинном колесе 5 был бы обеспечен быстрый
45 слив жидкости из рабочей полости 15.
По мере разгона турбинного колеса 5 (фиг. 2) увеличивается напор Н„, ко-. торый, преодолевая усилия пружин 13, перемещает кольцо 9 в осевом направ о ленни таким образом, чтобы на расчетных режимах работы гидротрансформатора сквозные отверстия 4 бы- ли полностью перекрыты кольцом 9.. (фиг. 1) . При дальнейшем разгоне
55 турбинного колеса 5 (включая режимы холостого хода и „„ ) сквозные отвер стия 4 остаются перекрытыми, При торможении турбинного колеса 5 перемещение кольца 9 происходит автомат тически в противоположном направле60 под действием разности сил упру-, гости пружин 13 и напора Н действующего со стороны межвенцевого пространства 7 насосного колеса 2. При ю выключении гидротрасформатора рабо. 65 чая жидкость с помощью золотника
1064068 ИУ 7 (В и. Х
Составитель С. Анисимов .
Редактор Я. Руднева Техред Т.фанта Коррек тор И. Эрдей и
Заказ 10497/39 . . Тираж 925 . Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 переключения (условно не показан), установленного отдельно в системе питания, перепускается на слив, минуя рабочую полость 15 гидротрансформатора, давление со стороны межвенцевого пространства 7 резко падает, а кольцо-9 перемещается под действием пружин 13 до стопорного кольца 11. При этом каналы 10 и сквозные отверстия 4 сообщаются и происходит быстрый слив жидкости в полость 8 корпуса 1 гидротрансформатора, что приводит к разъединению двигателя н TpQHcvHccHH мааи ны, Описанные усовершенствования обеспечивают быстрое выключение гидротрансформатора, в то же время:на рас5 четных режимах работы гидротрансфсрматора (режимах наиболее частой его работы в приводах самоходных машин) ° утечки жидкости через сквозные отверстия 4 из рабочей пслости прек10 ращаются, что приводит к увеличению объемного и, как следствие, общего
КПД гидротрансформатора. !