Обмотка индукционного устройства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЭ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУВЛИН (19) (11)
3(50 Н 01 Р 27/32
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЭОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
»» »
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3490358/24-07 (22) 15.09.82 (46) 30..12.83. Бюл. Р 48 (72) Ю.С.Конов и В.И.Языков (71) Московское производственное объединение "Электрозавод" .им.В.В.Куйбышева (53) 621.314.04(088.8) (56) 1. Конов Ю.С., Крайз A.Ã., Левченко В.Т., Широков И.С. и Языков B.È. Повышение электродинамической стойкости силовых транс-. форматоров класса 119 к В. — "Элек трические станции", 1975, Р 8, . с. 52-55.
2. Чертеж 6БТ.603.528 обмотки трансформатора типа ТРДЦН-63000/110, иЗготавливаемого МПО "Электрозавод"
:с 1970. (5 ) (57) 1. ОБМОТКА, ИНДУКЦИОННОГО
УСТРОЙСТВА, содержащая витки, разделенные на секции, между которымн размещены изоляционные прокладки, обра.эуюЩие rl вертикальных рядов, а между витками секций размещены плоские ,изоляционйые шайбы, выполненные по крайней мере, с одним радиальным разрезом, о т л и ч а ю ща я с я тем, что, с целью повышения механической устойчивости, радиальные разрезы соседних плоских изоляцион-. ных шайб равномерно смешены по окружности и перекрыты целыми участками соседних плоских изоляционных шайб, при этом количество радиальных разрезов в каждой плоской изоляционной PQ шайбе не превышает половины количества вертикальных рядов изоляционных прокладок.
1064328
2. Обмотка по,п.1, о т л и ч а .— ю щ а я с я тем, что радиальные разрезы соседних плоских изоляционных шайб смещены относительно друг
360 друга на угол о =,, где п - ко3
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано
s силовых трансформаторах и реакторах.
Известны концентрические обмотки, силовых трансформаторов или .реакто-. ров, содержащие набор расположенных, по вертикали катушек или витков, дистанцированных друг от друга изо« лирующими прокладками, чередующимися с радиальными воздушными или масляными каналами. Катушка или виток в радиальном направлении состоят из набора проводов прямоугольного сеЧения. Для поваааения механической ус: тойчивости обмоток к действию ради альных сжимающих сил провода в катушках или витках склеивают друг с другом (1) .
Под действием электромагнитных сил радиального сжатия s цилиндричес. 20 ких обмотках возникают местные деформации изгиба, приводящиЕ к потере устойчивости обмотки в целом или ее значительной части.
Наиболее, близкой к предлагаемой по технической сущности и достигаемому результату является обмотка инР дукциоиного устройства, содержащая катушки или витки, разделенные на секции,.между которыми размещены изоляционные прокладки, размещенные одна под другой и образующие ради альные охлаждающие каналы, а между катушками или витками секции размещены плоские шайбы иэ изоляционного материала с радиальными разреза- . ми. Плоские шайбы обеспечивают Необходимую изоляционную прочность между катушками (2) .
На величину максимального результирующего усилия радиального сжатия, 40 соответствующего внезапному изгибу группы катушек или витков обмотки в радиальном направлении, т.е. потере устойчивости, существенную роль, оказывают механические связи между 45 катушками или витками.
В известной обмогке индукционного устройства механические связи между катушками или витками осуществляются не по есей торцовой поверхности катушки или витка, а только по личество вертикальных рядов изоляционных прокладок.
3. Обмотка по пп.1. н 2, о т л ич а ю щ а я с я тем, что радиальные разрезы плоских изоляционных шайб раз- мещены под изоляционными прокладками. участкам, перекрытым прокладками.
Прокладки устанавливаются в осевых сечениях обмотки и образуют вертикальные столбы, воспринимающие осе- вое давление. При этом устойчивость обмотки определяется моментом сопротивления изгибу катушки или витков некоторой секции обмотки. Если имеются механические связи по всей тор цовой поверхности катушки или витка, то момент сопротивления изгибу,.этой секции возрастает по отношению к сумме моментов сопротивления таких же единичных катушек или витков и соответственно возрастает максимальное результирующее усилие сжатия в расчете на одну катушку нли виток, при котором цроисходнт потеря устойчивости. Так как обмотки, работающие в режимах радиального сжатия, одновременно подвергаются осевому сжатию за счет осевых электромагнитных сил и механических сил начальной прессовки, то всегда существует механическая связь между распределенными по высоте. обмотки катушками или . витками.
В известной обмотке разрезы шайб, устанавливаемых между катушками, витками или группами параллельных проводов, размещаются в одном осевом сечении обмотки так, что механические связи между катушками илн витка-. ми в этом сечении отсутствуют. При этом под действием радиальных сжимающих сил в проводниках обмотки в се» чении, совпадающем с сечением, в котором расположены разрезы шайб, возникают механические напряжения большие, чем в остальных сечениях обмотки.
Экспериментальные исследования показали, что именно в этих сечениях имеет место радиальный изгиб обмотки, приводящий к потере устойчивости.
Цель изобретения - повьинение механической устойчивости обмотки.
Поставленная цель достигается тем, что в обмотке индукционного ) устройства, содержащей витки, раз-. деленные на секции, между хоторыми размещены изоляционные прокладки, образующие Q вертикальных рядов,.а
1064328
4 между витками секций размещены плос- под изоляционными прокладками), на кие изоляционные шайбы, выполненные; фиг.4 - расположение разрезов шайб по крайней мере с одним радиальным в обмотке на фиг.З, вид сверху. .% разрезом, радиальные .разрезы сосед- Обмотка содержит прессующее коль ме но, их йлоских изоляционных шайб равно- цо 1, катушку 2 изолирующую шайб р смещены .по окружности и пере- 3, прокладку 4; радиальный охлаждаюУ крыты целыми участками соседних плос- щий канал 5, разрез 6 шайбы и вертиких изЬляционных шайб, при этом коли» кальный столб 7 прокладок (буквой р чество радиальных-разрезов в каждой обозначена, осевая сила прессовки:.обплоской изоляционной шайбе .на превы- мотки) °
:шает половины количества вертикаль- . В предла аемой конструкции об10 ных рядов изоляционных прокладок. . мотки механ ческие напряжения в проДля повышения технологичносТи из- водниках во всех сечениях обмотки : ,готовления радиальные разрезы сосед- становятся практически,равными Сниних плоских изоляционных шайб смеще- жение механических напряжений в:проны относительно друг друга на угол . >5 воднйках обмотки достигается за счет
360, —,,где И - к зличество аертикл„яь-. того, что зажатая между двумя катушМ, :. . «ами или витками изолирующая плоская ных рядов изоляционных прокладок; ; шайба работает на изгиб совместно с
- Радиальные раэреэы:плоских изоля-- .проводниками катушек или витков. Доционных шайб могут быть Размещейы - . 20 стигаемый .эффект зависит от прочноспод изоляционнйми. прокладками -.: ::: : ти, т.е. от материала, шайбы и от . . того насколько сильно зажата шайба а иг. Показана предлагаемая
25 шайб можно обработать склеивающимися ным Разрезом, где РазРеэы сосеДннх - веществами полиме з
Уга сушке. Шайба работает в,рассматривае1мом случае на изгиб по малой оси а угол * -, —, где - число вертикальных P es прокладок обмотки р на-" . поэтому достигаемый эффект может г Р ожеиие шайб в -презла- З0:быть очень значительным, так как выгаемой обмотке на фиг.1, вид све ф - 3 р"у cDTa йбы на ож " ради на иг. - обмотка с плоскими изоля- ного размера.
Ыполненныаи. e чис- Ври расположении Разрезов шайб лом разрезов, равным:половине числа .. согласно изобретению ради вертикальных рядов изоляционных нию радиальная ускладок (разрезы шайб расположены 1,5 pasa. яционных прф . 5 тойчивость обмотки повыаается в
1064328..
Составитель Л.Шакина
Редактор Ю.Ковач Техред Л.Пилипенко Корректор Л.Патай
-Заказ 10539/52 Тираж 703 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП "Патент", r.Óàrîðîä, ул.Проектная, 4