Система управления многоосным транспортным средством

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ МНОГООСНЫМ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ, содерг ясащая силовые блоки, включаюгцие в себя насосы с регуляторами мощности и устройствами подпитки, соединенные силовыми гидролиниями с нерегулируемыми гидромоторами, и блок автоматического переключения диапазонов работы гидрообъемной трансмиссии , вход которого связан с силовыми гидролиниями насосов, а выходы с гидрораспределителями гидромоторов , отличающаяся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, она снабжена колесными редукторами, блоком автоматического переключения колесных редукторов , вход которого гидролиниями соединен с выходами устройств подпитки обоих силовых блоков, а выходы с управляющими элементами колесного редуктора, тормозным блоком, вход которого гидролиниями соединён с выходами систем подпитки обоих силовых блоков, а выходы - с управляющими элементами колесных редукторов, блоком гидравлического пуска приводных двигателей, вход которого срединен с гидроаккумуляторсм, а выход - с входами системы подпитки, и блоком уп равления приводными двигателями и насосами , вход которого соединен гидролиниями с выходами устройств подпитки обоих силовых блоков, а выходы с регуляторами мощности насосов и органами настройки всережимных регу ляторов приводных двигателей, 2. Система управления по п. 1, .отличающаяся тем, что блок автоматического переключения колесных редукторов включает в себя направляющий гидрораспределитель, вход которого гидролиниями связан с выходс1ми устройств подпитки обоих сия ловых блоков, а выходы - с соответствующими управляющими полостями гидрораспределителей переключения режимов работы колесных редукторов, вход каждого КЗ которых соединен с соотвеветствующим выходом блока автоматического переключения диапазонов работы гидрообъемной трансмиссии, а выходы соединены с соответствующими полостями гидрораспределителей перел ключения колесных редукторов и с уп- S равляющими полостями гидрораспреде (Л лителей включения гидромсторов, при этом вход каждого гидрораспределителя переключения колесных редукторов соединен с.выходом тормозного блока, а выходы - с соответствующим управляющим элементом колесного редуктора . О 3. Система управления по п. 1, :л tc 1 отличаюг аяся тем, что тормозной блок включает в себя редукционный клапан, кинематически связанный с педалью ножного тормоза, и гидрораспределитель включения тормозной системы, связанный с рукояткой ручного тормоза, при этом вход редукционного клапана гидролиниями соединен с выходами устройств подпитки обоих блоков, а выход - с ром гидрораспределителя включения тормозной системы, выход которого роединён с управляющими элементами колесных редукторов. 4. Система управления по п. 1, отличающаяся тем, что блок гидравлического пуска приводных двигателей включает в себя гидрораспределитель включения гидравлического

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) 0 (lh

3(ЯЭ В 60 К 17 10

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

4. Система управления по п. 1, отличающаяся тем, что блок гидравлического пуска приводных двигателей включает в себя гидрораспределитель включения гидравлического

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 2991262/27-11 ,(22) 04.10.80 .(46) 07.01.84. Бюл. 9 1 (72) Э.П. Степанченко (53) 629.113-,585-52 (56) 1. Авторское свидетельство СССР.

9 562447, кл. В 60 К 17/10, 1973 (прототип) . (54)(57) 1. системА упРАВления мнОГООСНЫМ тРАНСПОРтНЫМ С ЕдСтВОМ, содерт жащая силовые блоки, включающие в себя насосы с регуляторами мощности и устройствами подпитки, соединенные силовыми гидролиниями с нерегулируемыми гидромоторами, и блок автоматического переключения диапазонов работы гидрообъемной трансмиссии, вход которого связан с силовыми гидролиниями насосов, а выходы— с гидрораспределителями гидромото- . ров, отличающаяся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, она снабжена колесными редукторами, блоком автоматического переключения колесных редукторов, вход которого гидролиниями соединен с выходами устройств подпитки обоих силовых блоков, а выходыс управляющими элементами колесного редуктора, тормозным блоком, вход которого гидролиниями соединен с вы" ходами систем подпитки обоих силовых блоков, а выходы — с управляющими элементами колесных редукторов, блоком гидравлического пуска приводных двигателей, вход которого соединен с гидроаккумулятором, а выход — с входами системы подпитки, и блоком уц" равления приводными двигателями и насосами, вход которого соединен гидролиниями с выходами устройств подпитки обоих силовых блоков, а выходыс регуляторами мощности насосов и органами настройки всережимных рагу ляторов приводных двигателей

2. Система управления по п. 1, отличающаясятем,что блок автоматического переключения колесных редукторов включает в себя направляющий гидрораспределитель, вход которого гидролиниями связан с выходами устройств подпитки обоих сил ловых блоков, а выходы - с соответствующими управляющими полостями гидрораспределителей переключения режи-, мов работы колесных редукторов, вход каждого из которых соединен с соотве; ветствующим выходом блока автоматического переключения диапазонов ра боты гидрообъемной трансмиссии, а выходы соединены с соответствующими полостями гкдрораспределителей пере- ключения колесных редукторов и с уп- Е равляющими полостями гидрораспреде лителей включения гидромоторов, при этом вход каждого гидрораспределителя переключвния колесных редукторов соединен с выходом тормозного блока, а выходы — с соответствующим Я управляющим элементом колесного ре дуктора.

3. Система управления по и. 1, отличающаяся тем, что тормозной блок включает в себя редукционный клапан, кинематически свя. ванный с педалью ножного тормоза, и гидрораспределитель включения тормозной системы, связанный с рукояткой ручного тормоза, при этом вход редукционного клапана гидролиниями соединен с выходами устройств подпитки обоих блоков, а выход - с вхо 1 дом гидрораспределителя включения 1 » тормозной системы, выход которого соединен с управляющими элементами колесных редукторов.

1065251 пуска, вход которого гидравлически соединеы с гидроаккумулятором, а вы ход через силовые гидролинии силовых блоков и распределители слива - с входами системы подпитки.

5. Система управления по и. 1, отличающаясятем, что блок управления приводными двигатеИзобретение относится к автомо бильному транспорту, а именно к системам управления многоосными транспортными средствами.

Известна система управления мно- 5 гоосным транспортным средством, содержащая силовые блоки, включающие . в себя насосы с регуляторами мощности и устройствами подпитки, соединенные силовыми гидролиниями с нерегулируемыми гидромоторами, и блок автоматического переключения диапазонов работы гидрообъемной трансмиссии, вход которого связан с силовыми гидролиниями насосов., а выходы с гицрораспределителями гидромоторов lj .

Недостатком этой системы является ограниченные функциональные возможности системы управления. В ней не предусмотрено отключение насоса от силовых магистралей, отсутствует система гидравлического пуска приводного двигателя, отсутствует система блокировки дифференциальной . связи между отдельными осями, что приводит к потере тяговых свойств транспортного средства при потере сцепления колес с грунтом в тяжелых условиях движения, гидромоторы не отключаются от колес, отсутст- 30 вуют двухскоростные редукторы колес, работа регулятора мощности наicoca, управляемого от давления нагнетания, не увязана с режимом работы .приводного двигателя. Все это приво- 35 дит к тому, что транспортное средство с такой системой управления имеет ограниченный диапазон регулирования при постоянной мощности с высоким значением коэффициента полезного дей-р0 ствия и малым удельным весом трансмиссии, снижена ее надежность, долговечность и экономичность.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей. укаэанная цель достигается тем, что система управления.многоосным транспортным средством, содержащая ! .силовые блоки, включающие в себя налями и насосами включает в себя управляемые редукционные клапаны, входы которых соединены с выходами устройств подпитки обоих силовых блоков, выходы каждого иэ которых соединены гидролиниями с органами настройки всережимных регуляторов приводных двигателей и регуляторами мощности насосов. сосы с регуляторами мощности и устройствами подпитки, соединенные силовыми гидролиниями с нерегулируе-, мыми гидромоторами, и блок автоматического переключения диапазонов работы гидрообъемной трансмиссии, вход которого связан с силовыми гидролиниями насосов, а выходы — с гидрораспределителями гидромоторов, снабжена колесными редукторами, блоком автоматического переключения колесных редукторов, вход которого гидролиниями соединен с выходами устройств подпитки обоих силовых блоков, а выходы — с управляющими элементами колесного редуктора, тормозным блоком вход которого гидролиниями соединен с выходами систем подпитки обоих силовых блоков, а. выходы - с управляю".. щими элементами колесных редукторов, блоком гидравлического пуска приводных двигателей, вход которого соединен с гидроаккумулятором, а выход . с входами системы подпитки,и блоком: управления приводными двигателями и насосами, вход которого соединен гидролиниями с выходами устройств под питки обоих силовых блоков, а выходы — с регуляторами мощности насосов и органами настройки всережимных регуляторов приводных двигателей.

Блок автоматического переключения колесных редукторов включает в себя направляющий гидрораспределитель, вход которого гидролиниями связан с выходами устройств, подпитки обоих силовых блоков, а выходы - с соответствующими управляющими полостями гидрораспределителей переключения режимов работы колесных редукторов, вход каждого иэ которых соединен с соответствующим выходом, блока автоматического переключения диапазонов работы гидрообъемной трансмиссии, а выходы соединены с соответствующими полостями гидрораспределителей переключения колесных редукторов и с управляющими полостями гидрораспределителей вкпючеиия гидромоторов, при этом вход каждого гидрораспределите

1065251 ля переключения колесных редукторов .соединен с выходом тормозного блока, а выходы - с соответствующим управляющим элементом колесного редуктора.

Тормозной блок включает в себя 5 редукционный клапан, кинематически связанный с педалью ножного тормоза,и гидрораспределитель в ключения тормозной системы, связанный с рукояткой ручного тормоза, при этом вход редукционного клапана гидролиниями соединен с выходами устройств подпитки обоих бло« ков, а выход — с входом гидрораспределителя включения тормозной системы, выход которого соединен с управляющиг 5 ми элементами колесных редукторов.

Блок гидравлического пуска привод ных двигателей включает в себя. гидрораспределитель включения гидравлического пуска, вход которого гидравлически соединен с гидроаккумулятором:-, а выход через силовые гидролинии силовых блоков и распределители слива — с входами системы под- 25 питки

Блок управления приводными двигателями и насосами включает в себя управляемые редукционные клапаны, входы которых соединены с выходами устройств подпитки обоих силовых блоков, выходы каждого из которых соединены гидролиниями с органами настройки всережимных регуляторов приводных двигателей и регуляторами мощности насосов.

Яа чертеже показана принципиальная схема предлагаемой системы управления многоосным транспортным средством.

Гидрообьемная трансмиссия содер- 40 жит два одинаковых по конструкции силовых блока, каждый из которых приводится в действие от своего приводного двигателя.

Первый силовой блок содержит при- 45 водной двигатель 1 с всережимным ре гулятором 2 числа оборотов, от которого приводятся в действие включенные параллельно насосы 3 и 4, оснащенные регуляторами мощности 5 и 6 соответственно, и система подпитки 7.

Насосы 3 и 4,имеют предохранительный блок 8 с предохранительным клапаном, вход которого подключен через обратные клапаны к силовым магистралям насоса, а выход через Другие обратные клапаны соединен с теми

:же силовыми магистралями, и распре делитель 9 включения насосов. Регу ляторы мощности 5 И 6 насосов 3 и 4 управляются от давления нагнетания, подводимого к ним от входа предохранительного клапана блока 8, что обес. печивает работу регуляторов мощности при любом направлении подачи насосов, т.е. при движении транспортного б5 средства передним и задним ходом.

Распределитель 9 служит для включения или отключения насосов 3 и 4.

При отсутствии давления в его управа ляющей полости насосы 3 и 4 заколь-. цованы на малый круг циркуляции, а силовые магистрали трансмиссии эа ним разобщены. При наличии управляющего давления в распределителе 9 насосы 3 и 4 подключены к. силовым магистралям трансмиссии.

К выходам распределителя 9 подключены распределитель 10 включения гидромоторов 11 и 12 первой ведущей оси, которые через двухскоростные колесные редукторы 13 и 14 соответственно приводят в действие колеса этой оси, и -распределитель 15 включения гидромоторов 16 и 17 второй ведущей оси, которые через двухскоростные колесные редукторы 1,8 и 19 соответст венно приводят в действие колеса второй ведущей оси. Гидромоторы первой и второй ведущей оси имеют предохранительные блоки 20 и 21 соответственно.,При отсутствии давления в управляющих полостях распределителей

10 g 15 гидромоторы ведущих осей закольцованы на малый круг циркуляции, а силовые магистрали подвода жидкости к ним разобщены. При наличии упра вляющего давления в распределителях

10 и 15 гидромоторы ведущих осей подключены к силовым магистралям трансмиссии. Двухскоростные колесные редукторы переключаются иэ одного передаточного числа на другое с помощью двух тормозов, выполненных на замыкание. Растормаживание их осуществляется подачей рабочей жидкости к бустерам управления. При отсутствии управляющего давления s обоих бустерах оба тормоза заторможены и вращение колеса невозможно. При подаче управляющего давления к обоим. бустерам одновременно обеспечивается полное отключение колеса от редукто" ра, т.е. режим свободного выбега ко леса а остановленными гидромоторами, если они закольцованы на малый круг циркуляции.

При подаче управляющего давления к одному из бустеров обеспечивается работа редуктора на одном из передаточных-чисел. Транспортное средство в этом случае имеет два режима работы: транспортный и тяговый. На транспортном режиме обеспечивается движение с большими скоростями при незначительном сопротивлении движе нию, а на,тяговом-- с малыми скорос тями при большом сопротивлении дви» жению.

Подпитка силовых магистралей осуществляется от системы подпитки 7 через обратные клапаны на выходах предохранительных блоков 8, 20 и 21

1065251

Второй силовой блок выполнен аналогично первому и содержит приводной двигатель 22 с всережимным регулятором 23 чнсла оборотов, насосы

24 и 25 с регуляторами мощности 26 и 27 соответственно, систему подпитки 28, предохранительный блок 29 и распределитель 30 включения насосов.

К выходам распределителя 30 подключены распределитель 31 включения гйдромоторов 32 и 33 третьей веду- 10 щей оси, которые через двухскоростные колесные редукторы 34 и 35 соответственно приводят в действие колеса этой оси, и, распределитель 36 включения гидромоторов 37 и 38 четвер- 15 той ведущей оси, которые через двух» скоростные колесные редукторы 39 и

40 соответственно приводят в действие колеса этой оси. Гидромоторы третьей и четвертой ведущей оси 20 снабжены предохранительными блоками

41 и 42 соответственно.

Силовые магистрали обоих силовых блоков соединены между собой согла- сующими магистралями, в которых уста. 25 новлен распределитель блокировки 43.

Когда в управляющей полости этого распределителя давления нет, насосы обоих силовых блоков могут питать гидромоторы всех четырех осей, т.е. осуществляется гидробалансирная связь между силовыми блоками и гидромоторами ведущих осей. Когда же в управляющую полость золотника 43 подано давление, то он изолирует (блокирует) силовые блоки и они работают независимо. Такая блокировка необходима для преодолечия скользких участков дорог, т.е. при буксовании отдельных колес.

Система управления гидрообъемной 40 трансмиссий имеет блок автоматического переключения диапазонов работы 44 гидрообъемной трансмиссии, содержащий редукционный и пропорциональный клапаны подключенные к напорным линиям 45 насосов обоих силовых блоков через предохранительные блоки 8 и 29 и два клапана с логическими функциями ИЛИ, параллельно подключенные к выходам редукционного и пропорционального клапанов. Выходы этих четырех элементов составляют четыре выхода системы автоматического переключения диапазо- нов работы гидрообъемной трансмиссии, которые и обеспечивают включение или отключение гидромоторов ведущих .осей

1 в соответствии с условиями движения через систему переключения двухскоростных колесных редукторов.

Блок переключения двухскоростных колесных, редукторов содержит трех позиционный распределитель управления 45, вход которого подключен к выходам устройств подпитки обоих силовых блоков,а два выхода связаны i 65 с соответствующими управляющими цолс3стями четырех трехпозиционных распределителей 46 — 49 переключения режимов работы двухскоростных колесных редукторов, вход каждого иэ которых подключен к соответствующему выходу блока автоматического переключения диапазонов работы 44 гидрообъемной трансмиссии, а два выхода каждого иэ них связаны с соответствующей управляющей полостью трехпоэиционных распределителей 50 — 53 переключения двухскоростных колесных редукторов и с управляющей полостью соответствующих распределителей 10, 15, 31 и 36 включения гидромоторов ведущих осей. При этом вход каждого трехпоэиционного распределителя 50

53 подключен к выходу блока ручного и ножного тормоза, а каждый иэ двух

его выходов — .к соответствующим бустерам отключения тормозов двухскоростных колесных редукторов, которые выполнены на замыкание. Трехпозиционный распределитель 45 в нейт- . ральном положении разобщает его вход и выходы, а при включении в одну или вторую позицию соединяет вход с. одним иэ его выходов. Трехпозиционные распределители 46 — 49 при отсутствии давления в управляющих полостях так же раэобщаЮт их входы и выходы, а при подаче давления в одну иэ управляющих полостей соединяют вход с соответствующlfм выходом. Трехпоэиционные распределители 50 — 53 при отсутствии давления в их управляющих полостях соединяют их вход с двумя выходами, а при наличии давления в одной иэ управляющих полостей соединяют вход с одним иэ выходов. Такое выполнение распределителей и подключение их в блок управления переключением двухскоростных колес-. ных редукторов к выходу блока автоматического переключения диапазонов работы 44 гидрообъемной трансмис" сии обеспечивает автоматическое поочередное включение гидромоторов и двухскоростных колесных редукторов при возрастании сопротивления движе нию, отключение их при уменьшении сопротивления движению, работу трансмиссии со свободным выбегом колес или полное торможение при отключенных гидромоторах.

В систему управления гидрбобъемной трансмиссии включен также блок ручного и ножного тормоза, которая имеет последовательно соединенные управляемый от педали ножного тормоза редукциоиный клапан 54 и распределитель 55 включения тормозной системы с ручным управлением от рукоятки ручного тормоза. Вход клапана 54 подключен к выходам систем подпитки обоих силовых блоков, а выход рас» пределителя 55 соединен с входами

1065251 распределителей 50 — 53. Распределитель 55 выполнен двухпоэиционным.

При торможении транспортного средства с помощью ручного тормоза их вход и выход разобщены, а при расторма живании вход и выход соединены.

Когда ручной тормоз включен, нритормаживание транспортного средства производится ножным тормозом с помощью редукционного клапана 54. При отпущенной педали тормоза редукционный клапан 54 не ограничивает давления на его выходе и транспортное средство растормаживается. При нажатии на педаль тормоза редукционный клапан начинает ограничинать 15 давление на выходе. В результате давление в бустерах тормозов двухскоростных колесных редукторов умень шается и колесные редукторы притормаживаются. 20

К системе управления относится также и система блокировки ведущих осей, которая содержит распределитель 43 блокировки и управляющий распределитель 56 блокировки, выход которого подключен к управляю щей полости распределителя 43, а вход — к выходу системы ручного и ножного тормоза.

Система управления содержит также систему гидравлического пуска

30 приводных двигателей, состоящую из распределителя включения гидравлического пуска 57, вход которого соединен с гидроаккумулятором 58, подключенным через обратный клапан 59 к напорным линиям насосов через предохранительные блоки 8 и 29, а выход подключен к одной из согласующих магистралей силовых блоков, и два распределителя слива 60 и 61, входы ко- 40 торых подключены к другой силовой магистрали каждого силового блока, а выходы соединены с входом системы подпитки, т.е. с дополнительными баками систем подпитки. 45

К системе управления относится и система включения насосов силовых блокон, включающая в себя двухпози-

:ционные распределители 9 и 30 включения насосов, управляющие полости которых подключены к соответствующим выходам управляющих распределителей 62 и 63 включения насосов, а входы последних соединены с другим гидроаккумулятором 64, подключенным через обратный клапан 65 к выходам систем подпитки, обоих силовых блоков. В нейтральном положении распределители 62 и 63 разобщают свои входы и выходы. а при включении соединяют их, что 60 дает возможность отключать. насосы от системы или подключать их принудительно. Отключение насосов используется на транспортном средстве с целью быстрого прогрева рабочей жид-, у кости при запуске приводных двигателей при низкой наружной температуре.

В систему управления включена система управления приводными двигателями и насосами силовых блоков.

Эта система содержит подключенные к выходу системы подпитки каждого силового блока» два управляемых редукционных клапана 66 и 67, выход каждого из которых соединен с органом настройки всережимного регулятора 2 числа оборотов первого приводного двигателя 1 и соответствующим органом настройки регуляторов мощности

5 и 6 насосов 3 и 4, и два управляемых редукционных клапана 68 и

69, выход каждого из которых соединен с органом настройки всережимного регулятора 23 числа оборотон второго принодного двигателя. 22 и соответствующим органом настройки регуля-, торов мощности 26 и 27 насосов 24 и 25. Для обеспечения реверса движения имеется распределитель 70 управ ления реверсом, вход которого соединен с выхоцами систем подпитки обоих силовых блоков, а выход соединен с распределителем реверса серномоторов регуляторов мощности всех наcocos, что и обеспечивает согласованную работу двигателей и регуляторов мощности их насосов с минимальным удельным расходом топлива,соответствующим уровню мощности приводных двигателей, заданных регуляторами мощности насосов, т.е. чем больше заданная регуляторами мощнос ти мощность принодных двигателей, тем при большем числе оборотов они будут Работать.

Работает система управления следующим образом.

В исходном положении давление в системе отсутствует, но гндроаккуму-. ляторы 58 и 64 заряжены. Распределителями 9и 30 насосы, а распределителями 10, 15. 31 и 36 гндромоторы закольцованы на-малый круг циркуля-. ции. двухскоростные колесные редукторы заторможены, входы и выходы распределителей 43, 45 - 49, 55, 56, 57, 60 - 63 и 70 разобщены, а распределители 50 - 53 соединены, редук« ционный клапан 54 не орграничивает давление на выхоДе, а редукционные клапаны 66 - 69 раэобщают полностью входы и выходы и тем самым всережимНые регуляторы числа оборотов. 2 и

23 двигателей 1 и 22 настроены на прекращение подачи топлива. Регуляторы мощности 5, 6, 26 и 27 насосов

3, 4, 24 и 25 соответственно настроены на минимальную расчетную мощность, соответствующую работе двигателей на минимальных устойчивых оборотах, и органы управления производительностью насосов находятся

1065251

9 положении максимальной подачи насосов.

Работа системы начинается с запуска одного из приводных двигателей от гидроаккумуляторов 58 и 64, зарядка которых производится при вводе транспортного средства в эксплуатацию на заводе-изготовителе и злектростартеры на транспортном средстве могут не устанавливать ся.

Для запуска, например, двигателя 1 необходимо вначале включить распределитель 62, тогда давление жидкости от гидроаккумулятора 64 подается в управляющую полость золотника 9 и насосы 3 и 4 подключаются к силовым магистралям трансмиссии.,Затем необходимо подготовить регуляторы мощности 5 и б насосоа 3 и 4, а также всережимный регулятор 2 двигателя 1 к работе на минимальной расчетной мощности с минимальными устойчивыми оборотами, для чего рукоятками управления редукционных клапанов G6 и

67 настроить их на соответствующий режим. Запуск двигателя возможен также и от одного насоса, но в этом случае один из редукционных клапанов 66 или 67 должен быть настроен на большую мощность ° После этого необходимо включить распределитель 57 и 60 кнопками включения и удерживать их в этом состоянии до запуска двигателя (2-3 с) . Тогда рабочая жидкость из гидроаккумулятора 58 через распределитель 57 начинает поступать в одну из силовых магистралей трансмиссии, а вторая силовая магистраль через распределитель 60 соединяется со сливом (с дополнительным баком системы подпитки 7). Под действием перепада давления на насосах они начинают работать в режиме гидромоторов и прокручивают вал двигателя 1. Это же давление гидроаккумулятора 58 через предохранительный блок 8 подается к регуляторам мощности 5 и б насосов 3 и 4, устанавливая их на меньшую подачу. Как только вал двигателя 1 начинает провертываться, начинает работать система подпитки 7. В результате на входе редукционных клапанов бб и 67 появляется давление, а на их выходе устанавливается давление, соответствующее настройке регуляторов мощности 5 и б ьасосов 3 и 4 и всережимного регулятора 2 числа оборотов двигателя 1 заданному минимальному режиму, топливо, подается к двигателю и он запускается. Как только двигатель начнет работать распределитель 62 необходимо выключить и кнопки включения распределителей

57 и 60 отпустить,.Насосы 3 и 4 окажутся закольцованными на малый круг циркуляции, давление в их магистралях практически равно давлению системы подпитки, а подача их максимальна, Устанавливается режим максимальной прокачки на холостых оборотах двигателя, рабочая жидкость в насосах и двигатель начинают прогреваться. Давление системы подпитки 7 подведено на входы всех

10 золотников и всех редукционных клайанов, подключенных к системе подпитки, и через предохранительные блоки 20, 21, 41 и 42 — к магистра:лям гидромоторов. Гидроаккумулятор

15 64 начинает подзаряжаться.

Запуск и прогрев второго двигателя 22 производится аналогично пер вому, только в этом случае на минимальный режим настраиваются ре;р дукционные клапаны 68 и 69, включается распределитель 63 и нажимаются кнопки распределителей 57 и 61.

Для трогания с места и движения транспортного средства на транспорт75 ном или тяговом режимах необходимо рукояткой управления распределитель

:45 установить в положение тягового „ или транспортного режима в соответ-, ствии с условиями трогания и движе-

ЗО «ния. Тогда давление систем подпитки 7 и 28 подается к соответствующему выходу распределителя 45 и распределители 46 — 49 включатся в соответствующие позиции,. подготовив проход жидкости от выходов системы автоматического переключения диапазонов работы 44 гидрообъемной трансмиссии через. распределители 46 — 49 в соответствующие управляющие полости рас пределителей 50 - 53 и на включение

40 распределителей 10, 15, 31 и 36. После этого необходимо включить один или два распределителя 62 и 63 и подключить тем самым насосы трансмиссии распределителями 9 и 30 к сило45 вым магистралям тран1мисс и. В силу того, что силовые магистрали насосов окажутся в этом случае разобщенными, давления в напорных магистралях на-1 сосоа начинают быстро возрастать, но не резко, так как через предохранительные блоки 8 и 29 жидкость от насосоа начинает поступать на зарядку гидроаккумулятора 58, а регуляторы мощности насосов начинают быстро уменьшать подачу насосов. И только когда гидроаккумулятор 58 зарядит-ся до давления настройки, предохранительных клапанов блоков 8 и 29, они откроются и насосы закольцовываются через них, работая на максимальном давлении при минимальной подаче. Одновременно от предохранительных блоков 8 и 29 давление подводится к системе автоматического переключения диапазонов работы 44

65 гидрообъемной трансмиссии и на всех

1065251

12 четырех ее выходах появляется давление, которое через. распределители

46 - 49 поступает в соответствующие заданному режиму управЛяющие полости распределителей 50 - 53 и в управляющие полости распределителей 10, 15, 31 и 36. Распределители 50 - 53 подготавливают растормаживание соответствующих тормозов двухскоростных колесных редукторов, так как их входы. соединяются с одни из выходов, соответствующих заданному режиму движения, но пока давление на их входе отсутствует, двух-. скоростные колесные редукторы остаются заторможенными. Распределители

10, 15, 31 и 36 подключают гидромо торы всех ведущих осей, к насосам.

Трансмиссия остается под максимальным давлением и работают все предохранительные блоки насосов и гид4 ромоторов. Чтобы начать движение нужно снять лишь ручной тормоз,включив распределитель 55. Тогда двухскоростные колесные редукторы вклю«. чатся на соответствующее заданному режиму передаточное число„ гидромоторы приводят в движение колеса и транспортное средство трогает с месута. Давление в силовых магистралях уменьшается, регуляторы мощности увеличивают подачу насосов,скорость транспортного средства возрастает в соответствии с настройкой их регуляторов клапанами 66 - 69.

Если сопротивление движению уменьшается, то в соответствии с настройкой блока 44 закрывается сначала одиц выход блока 44, например, выход, соединенный с входом распределителя -49. Тогда распределитель 53 занимает нейтральное положение и двухскоростные редукторы четвертой оси оказываются отключенными от колеса (оба тормоза расторможены),а распределителем 36 гидромоторы 37 и 38 четвертой оси закольцованы на малый круг циркуляции и останавливаются. Четвертая ведущая ось оказывается в режиме свободного выбега колес без вращения гидромоторов. В момент отключения гидромоторов четвертой ведущей оси давление в системе воЗрастает и насосы уменьшают подачу, сохраняя неизменной скорость движения. Если и далее сопротивление движению продолжает уменьшаться, то насосы увеличивают подачу рабочей жидкости при уменьшающемся давлении в системе пока блок 44 не отключит третью ведущую ось.

Максимальная скорость .двкженВЙ транспортного средства, соответствующая заданному режиму передаточ» ными числами двухскоростных колесных редукторов, достигается при ра боте двух ведущих осей. Диапазон регулирования трансмиссии на каждом .из режимов равен четырем при постоянной мощности насосов, так как транс миссия имеет возможность повысить тяговое усилие в два раза за счет увеличения давления и в два раза за

5 счет включения гидромоторов двух ве дущих осей. Отношение передаточных чисел двухскоростных колесных редукторов выбирается как один к четырем.

Поэтому общий диапазон регулирова1О ния трансмиссии с постоянной мощностью равен шестнадцати, что вполне достаточно для транспортного средства высокой проходимости.

Подключение с тягового режима на транспортный можно производить во время движения, не останавливая транспортного средства, так как распределитель 45 при переключении, например, с тягового режима на транспортный должен пройти нейтральное положение, при котором колеса движут.ся в режиме. свободного выбега и трансмиссия разгружается от давления.

При экстренном торможении, с целью

25 разгрузки тормозов двухскорос7""х колесных редукторов, необходимо при .нажатии ножного тормоза клапаном 54 переключить распределитель 45 в нейтральное положение, а затем выключить распределители 62 и 63.. Во время слу30,жебного торможения это делать не обязательно, а лучше пользоваться руко ятками редукционных клапанов 66 - 69,, уменьшая мощность двигателей .и насосов.

35 Для проезда труднопроходимых участков или при буксовании отдельных колес необходимо включить блокировку силовых блоков распределителем 56.

4О Для обеспечения движения задним ходом необходимо включить распределитель 70, который подключает давление подпитки к распределителю peaep-. са сервомоторов регуляторов мощности всех насосов/. B результате направление подачи насосов изменяется на обратное, и работа регуляторов мощности не нарушается.

Для обеспечения движения накатом (по инерЦии) необходимо лишь уста5О;новить распределитель,45 в нейтраль:ное положение и выключить распределители 62 и 63.

Трансмиссия может работать и с

Одним приводным двигателем, Тяговые свойства в этом случае сохраняются неизменными, а максимальная возможная-скорость уменьшается . вдвое. При этом КПД трансмиссии ие ухудшается. Движение с одним рабо-.

60 тающим приводным двигателем используется для движения ненагруженного транспортного средства, когда мощности одного двигателя достаточно для движения с максимальной скоростью. Для этого в системе 44 преду1065251

14 смотрена воэможность отключения и второй ведущей оси. Тогда два насо са одного силового блока работают на подачу рабочей жидкости к гидромоторам одной первой ведущей оси.

Таким образом, предлагаемая система управления гидрообъемной трансмиссии .содержит только гидравлические,.элементы, проста по устройству и в управлении, обеспечивает повышение экономичности транспортного сред 1О ства и надежности его трансмисии.

Преимущества предлагаемой системы управления заключаются в том, что она обеспечивает возможность создания транспорных средств большой 15 грузоподъемности за счет использования нескольких двигателей небольшой мощности без усложнения системы управления и без ухудшения экономичности, а также воэможность соз- 2О давания серии унифицированных транспортных средств с четырьмя, шестью,, восьмью и т.д. ведущими осями с использованием одних и тех же силовых блоков, экономию моторесурса приводных двигателей во время движения ненагруженного транспортного

BHHHIIH Заказ 10976/19

Тираж 662 Подписное

Филиал ППП "Патент", г.ужгород,ул.Проектная,4 средства и на нерасчетных режимах движения, когда необходимости в работе всех приводных двигателей нет; экономию моторесурса гидромоторов и уменьшаются потери в трансмиссии ! при движении по хорошим дорогам,когда часть ведущих осей отключена и гидромоторы этих осей остановлены; отпадает необходимость в электростар" терах и уменьшается потребная емкость аккумуляторных батарей. Кроме того, обеспечивается воэможность движения транспортного средства при полном отсутствии электроэнергии на транспортном средстве, работа трансмиссии и ее системы управления не зависит от источников электроэнергии; значительно повышается общая надежность работы трансмиссии и ее системы управления, так как обеспечивается воэможность движения при выходе из строя отдельных приводных двигателей или насосов одного из силовых блоков, а также обеспечивается возможность движения со свободным выбегом колес, т.е. движение накатом на любом из двух режимов движения транспортном или тяговом.