Гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами переключения передач транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ УСТРОЙ. СТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОННЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА , содержащее селекторный механизм, имеющий основной поворотный золотник со сливными отверстиями и дополнительный поворотный золотник, посредством которых исполнительные гидроцилиндры связаны с устройством для изменения времени перекрытия передач, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности в ра (ПН боте, устройство для изменения времени перекрытия передач соединено со сливом и выполнено в виде клапанов, образованных радиальными отверстиями в валу контура переключаемых передач и элементах передачи мощности, установленных на-нем с возможностью поворота, каналов, выполненных в указанном валу, и двух пазов основного поворотного золотника селекторного механизма. 2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что клапаны выполнены в валу, свободноМ от фрикционных элементов, и в ступицах , установленных на нем с возможностью поворота шестерен переключаемых передач. 3.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что клапаны выполнены в валу с фрикционными элементами и корпусах фрикционных элементов.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

Уд11 . В 60 К 41/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3259759/27-11 (22) 16.03.81 (46) 07.01.84. Бюл. № 1 (72) А. С. Солонский, Г. В. Саенко, И, Н. Жуковский и В. Н. Ксендзов (53) 629.113 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 874403, кл. В 60 К 41/06 (прототип). (54) (57) 1. ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОННЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее селекторный механизм, имеющий основной поворотный золотник со сливными отверстиями и дополнительный поворотный золотник, посредством которых исполнительные гидроцилиндры связаны с устройством для изменения времени перекрытия передач, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности в ра„„SU„„1065257 боте, устройство для изменения времени перекрытия передач соединено со сливом и выполнено в виде клапанов, образованных радиальными отверстиями в валу контура переключаемых передач и элементах передачи мощности, установленных на. нем с возможностью поворота, каналов, выполненных в указанном валу, и двух пазов основного поворотного золотника селекторного механизма.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что клапаны выполнены в валу, сво бодном от фрикционных элементов, и в ступицах, установленных на нем с возможностью поворота шестерен переключаемых передач.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что клапаны выполнены в валу с фрик- Я ционными элементами и корпусах фрикционных элементов.

1065257

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидравлическим устройствам для управления фрикционными элементами переключения передач ступенчатых трансмиссий транспортных средств.

Известно гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами переключения передач транспортного средства, содержащее селекторный механизм, имеющий основной поворотный золотник со сливными отверстиями и дополнительный поворотный золотник, посредством которых исполнительные гидроцилиндры связаны с устройством для изменения времени перекрытия передач (1.) ..

Недостатком данного устройства является невысокая надежность работы, обусловленная ступенчатым изменением времени перекрытия передач при их переключении.

Цель изобретения — повышение надежности в работе устройства.

Указанная цель достигается тем, что в гидравлическом устройстве для управления фрикционными элементами переключения передач транспортного средства, содержащем селекторный механизм, имеющий основной поворотный золотник со сливными отверстиями и дополнительный поворотный золотник, посредством которых исполнительные гидроцилиндры связаны с уст.ройством для изменения времени перекрытия передач, устройство для изменения времени перекрытия передач соединено со сливом и выполнено в виде клапанор, образованных радиальными отверстиями в валу контура переключаемых передач и элементах передачи мощности, установленных на нем с возможностью поворота, каналов, выполненных в указанном валу и двух пазов основного поворотного золотника селекторного механизма.

При этом клапаны могут быть выполнены в валу, свободном от фрикционных элементов, и в ступицах, установленных на нем с возможностью поворота шестерен переключаемых передач или в валу с фрикционными эЛементами и корпусах последних.

На фиг. 1 представлена схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 — селекторный механизм; на фиг. 3 — разрез А — А

Б — Б и  — В на фиг. 2; на фиг. 4 — вал контура переключаемых передач; на фиг. 5 — разрез à — Г на фиг. 4; на фиг. 6— разрез Д вЂ” Д на фиг. 4; на фиг. 7 — разрез Š— Е на фиг. 4.

Устройство содержит селекторный механизм 1, связанный каналами 2 — 5 с исполнительными гидроцилиндрами фрикционных элементов 6 — 9 переключения передач, каналом 10 — с нагнетательной полостью гидронасоса, каналом 11 — через дроссельное отверстие 12 со сливом, каналами 19 и 20 — с рабочими полостями 21 и 22 гидротернях 46, 47 и 48 выполнены радиальные отверстия 49, 50, 51 и 52, 53, 54 соответственно, образующие клапаны 16, 17 и 18, соединенные каналами 32, 33, 34 и 13, 14, 55 аккумулятора 23, каналом 24 — со сливом.

Селекторный механизм 1 .содержит основной поворотный золотник 25 с ручным управлением и дополнительный поворотный золотник 26, которые соосно расположены во втулке 27 и соединены между собой с помощью выступа и паза, допускающих относительное перемещение на величину поворота между смежными включениями.

1о Каналы 2 — 5, соединяющие исполнительные гидроцилиндры фрикционных элементов 6 — 9 с основным поворотным золотником 25, выполнены в корпусе селекторного механизма 1, и соединение их с дополнительным золотником 26 производится при помощи пазов 28, выполненных на внешней стороне втулки 27 вдоль ее оси от сечения А — А по сечению  — В. Каналы 13, 14 и 15, соединяющие основной золотник

25 с клапанами, выполнены также в кор20 -пусе селекторного механизма 1 и соединены с отверстиями 29, 30 и 31 во втулке 27 и с каналами 32, 33 и 34, выполненными в валу с шестернями переключаемых передач.

Основной золотник 25 имеет кольцевую проточку 35 для подвода масла от насоса и диаметрально расположенные пазы 36 для подвода масла к каналам, соединяющим основной золотник 25 с исполнительными гидроцилиндрами фрикционных элементов

6 — 9, диаметрально расположенные пазы

37 для соединения исполнительных цилиндров фрикционных элементов 6, 7 и 8 с клапанами 16, 17 и 18: смещенные против направления переключения передач с повышением относительно пазов 36 на расстоя35 ние по дуге, равное расстоянию между смежными включениями, сливные отверстия, из которых соседние с пазами 36 выполнены меньшего диаметра.

Дополнительный золотник 26 имеет две кольцевые проточки 38 и 39, два паза 40

4о и 41, диаметрально располо)кенные и занимающие по окружности золотника 26 дуги, равные расстоянию между смежными включениями, соединяющие кольцевые проточки 38 и 39 с каналами 2 — 5. Кольцевые проточки 38 и 39 постоянно соединены с

4 каналами 19 и 20, соединяющими селекторный механизм 1 с рабочими полостями

21 и 22 гидроаккумулятора 23, выполненного с одним упругим элементом и двумя поршнями 43 и 44.

На свободном от фрикционных элементов валу 45 контура переключаемых передач установлены с возможностью поворота, благодаря зазору в шлицевых соединениях, шестерйи 46, 47 и 48 первой — третьей передач соответственно. В валу 45 и шес1065257

15 с отверстиями 29, 30 и 31 во втулке 27, и соединяются с исполнительными гидро-. цилиндрами фрикционных элементов 6, 7 и 8 с помощью пазов 37 и каналов 2, 3 и 4.

Устройство работает следующим образом.

При включенной, например, второй передаче, если передачи возрастают, масло от насоса поступает в кольцевую проточку

35 основного поворотного золотника 25, откуда через паз 38 и канал 2 — в испол5 !

О нительный гидроцилиндр фрикционного элемента 7 второй передачи. Цилиндры остальных фрикционных элементов соединенысо сливом, который из цилиндра фрикционного элемента первой передачи 6 производится через клапан,16 по каналу 2, пазу !

37, каналам 13 и 32 и отверстиям 49 и 52.

Кроме того, масло с помощью паза 41; кольцевой проточки 39 дополнительного поворотного золотника 26 и канала 20 заполняет рабочую полость 22 гидроаккумулятора 23, поднимая давление до максимального в течение некоторого времени. обеспечивая этим плавное включение фрикционного элемента 7. При переключении, например, со второй передачи на третью водитель с помощью ручного привода се- >5 лекторного механизма 1 переводит последний из положения, соответствующего второй передаче, в положение, соответствующее третьей, жидкость от насоса с помощью каналов 10 и 4 поступает к гидроцилиндру фрикционного элемента 8 третьей передачи З0 и одновременно с помощью каналов 10 и 19, паза 40 и кольцевой проточки 38 — к рабочей полости 21 гидроаккумулятора 23.

Под действием давления жидкости поршень

43 перемещается, сжимая упругий элемент

42 гидроаккумулятора 23, обеспечивая плавное нарастание давления в исполнительном гидроцилиндре фрикционного элемента 8 третьей передачи до максимального, что ведет к плавному включению . последнего.

Одновременно с подключением гидро- 40 цилиндра фрикционного элемента 8 к насосу происходит отключение гидроцилиндра фрикционного элемента 7 второй передачи от насоса и соединение его с помощью паза 37, каналов 14 и 33 с клапаном 17, который образован радиальным отверстием 4

50 в валу 45 и радиальным отверстием 53 в ступице ведомой шестерни второй передачи 47, установленной на валу 45 с возможностью поворота на такой угол, чтобы при передаче мощности через элементы второй передачи отверстия 50 и 53 перекрывались (клапан закрыт), а в случае, если вал 45 начинает обгонять шестерню

47 — совмещались (клапан закрыт). Рабочая полость 22 гидроаккумулятора 23 при этом остается подключенной с помощью ка- Б налов 3 и 20 к исполнительному гидравлическому цилиндру фрикционного элемента

7 второй передачи. Под действием ранее сжатого упругого элемента 42 поршень 44 гидроаккумулятора 23 начинает перемещаться, подавая масло на заполнение ранее опорожненных каналов 14 и 33 с помощью канала 20, кольцевой проточки 39 и пазов 41, 28 и 37, поддерживая при этом в гидроцилиндре фрикционного элемента 7 второй передачи давление, необходимое для передачи из требуемого момента. Таким образом, происходит одновременная передача мощности от двигателя к движителям машины двумя фрикционными элементами: включенным 7 и включаемым 8.

По мере роста давления масла в исполнительном гидроцилиндре фрикционного элемента 8 третьей передачи растет доля передаваемого им момента, в то время как доля момента, передаваемого фрикционным элементом 7 второй передачи, уменьшается и, при достижении моментом, передаваемым фрикционным элементом 8, величины, равной моменту сопротивления движению машины, приведенного к фрикционному элементу 8, становится равной нулю. В дальнейшем при увеличении давления масла в гидроцилиндре фрикционного элемента 8 и росте передаваемого им момента, а также вследствие разницы передаточных чисел (i >i,) переключаемых передач, происходит поворот вала, ведомого шестерней 48 третьей передачи, относительно шестерни 47 второй передачи, вследствие наличия зазора в шлицевом соединении вала 45 и шестерни 47, совмещение отверстий 50 и 53 и резкий слив масла из исполнительного гидроцилиндра фрикционного элемента 7 второй передачи— выключение последней.

Таким образом, перекрытие передач происходит до тех пор, пока фрикционный элемент включаемой передачи не начнет передавать момент, преодолевающий момент сопротивления движению машины, приведенный к нему, после чего происходит резкое отключение фрикционного элемента сменяемой передачи.

Переключение с третьей на четвертую передачу производится аналогично изложенному, лишь меняются местами заполняемая и опорожняемая полости гидроцилиндра 23.

Возникновение в замкнутом контуре переключаемых передач циркуляции паразитной мощности нормирует величину времени перекрытия передач. Очевидно большей загруженности машины весовой или крюковой нагрузкой соответствует большая продолжительность перекрытия передач, что и требуется на практике. Кроме того, использование явления циркуляции паразитной мощности в контуре переключаемых передач позволяет осуществить нормированное перекрытие передач по моментам, что обеспечивает наиболее оптимальные условия протекания переходного процесса в трансмиссии машины, вызванного переключением передач на ходу (минимальные величины

1065257

Фиг.2 динамических нагрузок, фрикционных элементов, рений и т. п.). Все это работ буксования зывается на надежности как фрикциоиных потерь пути, уско- элементов переключения передач, так и положительно ска- трансмиссии машины в целом.

I065257 т"гУ2. 7.ВНИИПИ Заказ 10556 20 Тираж 659 Подписное

Филиал 11ПП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4