Вспомогательное тяговое устройство для перемещения корпуса ледокольного судна через ледяной покров

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

I. ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ТЯГОВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КОРПУСА ЛЕДОКОЛЬНОГО СУД- .. НА ЧЕРЕЗ ЛЕДЯНОЙ ПОКРОВ, содержащее двигательно-движительный комплекс для взаимодействия со льдом, смонтированный на опорном узле, соединенном посредством узла связи с корпусом судна, отличающееся тем,что,, с целью повышения ледогтро ходи мости судна, опорный узел включает герметичный понтон с полозьями на днище, выполненный с продольными проемами , расположенными параллельно диаметральной плоскости его корпуса, и снабженный шарнирно соединенной с ним в кормовой оконечности посредством горизонтального вала, перпендикулярного диаметраль;ной плоскости, опорной рамой, выполненной из отдельных частей, которые размещены в продольных проемах, при этом двигательно-движительный комплекс включает гусеничные движители, смонтированные на частях опорной рямы, а также кинематически связанные с ними тяговые электродвигатели , установленные также на опорной раме, причем последняя снабжена приводом поворота ее .частей вокруг оси горизонтального вала шарнира, смонтированным на корпусе понтона и соединенным кинематически с частями опорной рамы, а узел связи опорного узла с корпусом, судна включает упор-ную раму, шарнирно соединенную одним концом посредством горизонтальных цапф, перпендикулярных диаметральной плоскости корпуса судна, с носовой оконечностью последнего, а другим концом соединенную посредством шарнира, имеющего две степени свободы, с кормовой оконечностью герметичного понтона, при этом опорная рама снабжена скрепленным с ее частями ползунами , корпус понтона снабжен укрепленными на нем в вертикальной плоскости дугообразными направляющими, с которыми сопряжены ползуны опорной рамы, а упорная рама на втором ее конце и кормовая оконечность понтона снабжены укрепленными ползунами и соответственно расположенными в вертикальной плоскости дополнительными дугообразными направляющими , с которыми сопряжены дополнительные ползуны второго конца упорной рамы, причем тяговые электродвигатели гусеничных движителей и привод поворота опорной рамы снабжены источником их электрического питания и системой их дистанционного управления , смонтиррванными на корпусе суд (О на и подключенными к этим тяговым электродвигателям и приводу поворота опорной рамы посредством электрического кабеля. 2.Устройство по п. , отличающееся тем, что привод поворота опорной рамы включает гидронасос с электродвигателем и гидроцилиндры, размещенные по обоим CD СП Ю бортам понтона и шарнирйо соединенные одними концами с корпусом понтона, при этом другие концы гидроцилиндров щарнирно связаны с частями опорной рамы, а гид00 ронасос соединен гидравлической магистсо ралью с гидроцилиндрами. 3.Устройство по пп. I и 2, отличающееся тем, что шарнир с двумя степенями свободы связи второго конца упорной рамы с кормовой оконечностью понтона включает коробчатую балку с центрально расположенным на ней бугелем, установленную с возможностью поворота посредством цилиндрической опоры, сопрйженной с бугелем, вокруг горинтальной оси, расположенной в диаметральной плоскости корпуса понтона, при этом цилиндрическая опора укреплена на кормовой оконечности понтона в диа

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

ыш В 63 В 35/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

С5

Сл

К)

Я1

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (2l) 3288571/27-11 (22) 20.05.81. (46) 07.01.84. Бюл. № 1 (72) Н. Н. Ефремов (53) 629.124.791 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР . № 507479, кл. В 63 В 35/08, 1976 (прототип). (54) (57) 1. ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ТЯГО-, ВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КОРПУСА ЛЕДОКОЛЬНОГО СУД-,.

НА ЧЕРЕЗ ЛЕДЯНОЙ ПОКРОВ, содержащее двигательно-движительный комплекс для взаимодействия со льдом, смонтированный на опорном узле, соединенном посредством узла связи с корпусом судна, отличающееся тем,что,. с целью повын1ения ледопроходимости судна, опорный узел включает герметичный понтон с полозьями ва днище, выполненный с продольными проемами, расположенными параллельно диаметральной плоскости его корпуса, и снабженный шарнирно соединенной с ним в кор- . мовой оконечности посредством горизонтального вала, перпендикулярного диаметральной плоскости, опорной рамой, выполненной из отдельпых частей, которые размещены в продольных проемах, при этом двигательяо-движительный комплекс включает гусеничные движители, смонтированные на частях опорной рамы, а также кинематически связанные с ними тяговые электродвигатели, установленные также на опорной раме, причем последняя снабжена приводом поворота ее частей вокруг оси горизонтального вала шарнира, смонтированным на корпусе понтона и соединенным кинематически с частями опорной рамы, а узел связи опорного узла с корпусом судна включает упорную раму, шарнирно соединенную одним концом посредством горизонтальных цапф, перпендикулярных диаметральной плоскости корпуса судна, с носовой оконечностью последнего, а другим концом соединенную посредством шарнира, имеющего две сте„„SU„„1065289 А пени свободы, с кормовой оконечностью герметичного понтона, при этом опорная рама снабжена скрепленным с ее частями ползунами, корпус понтона снабжен укрепленными на нем в вертикальной плоскости дугообразными направляющими, с которыми сопряжены ползуны опорной рамы, а упорная рама на втором ее конце и кормовая оконечность понтона снабжены укрепленными ползунами и соответственно расположенными в вертикальной плоскости дополнительными дугообразными направляющими,с которыми сопряжены дополнительные ползуны второго конца упорной рамы, причем тяговые электродвигатели гусеничных движителей и привод поворота опорной рамы снабжены источником их электрического питания и системой их дистайционного уп- 9 равления, смонтированными на корпусе судна и подключенными к этим тяговым электродвигателям и приводу поворота опорной рамы посредством электрического кабеля.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что привод поворота опорной рамы включает гидронасос с электродвигателем и гидроцилиндры, размещенные по обоим бортам понтона и шарнирно соединенные одними концами с корпусом понтона, при этом другие концы гидроцилиндров шарнирно связаны с частями опорной рамы, а гидронасос соединен гидравлической магистралью с гидроцилиндрами.

3. Устройство по пп. l и 2, отличающееся тем, что шарнир с двумя степенями свободы связи второго конца упорной рамы с кормовой оконечностью понтона включает коробчатую балку с центрально расположенным на ней бугелем, установленную с возможностью поворота посредством цилиндрической опоры, сопряженной с бугелем, вок.руг горинтальной оси, расположенной в диаметральной плоскости корпуса понтона, при этом цилиндрическая опора укреплена на кормовой оконечности понтона в диа1065289 метральной его плоскости, а на концах ко. робчатой балки укреплены упомянутые до ° полнительные ползуны, шарнирно соедиf

Изобретение относится к судостроейию, в частности к вспомогательному тяговому устройству для перемещения корпуса ле докольйого судна через ледяной покров.

Известно вспомогательное тяговое уст. ройство для перемещения корпуса ледоколь. ного судна через ледяной покров, содержащее двигательно-движительный комплекс для взаимодействия со льдом, смонтированный иа опорном узле, соединенном посредством узла связи с корпусом ледокольного судна } .

Недостатком известного вспомогательного тягового устройства является малая ледопроходимость ледокольного судна.

Цель . изобретения. — повышение ледо. проходимости ледокольного судна.

Поставленная цель достигается тем, что во вспомогательном тяговом устройстве для перемещения корпуса ледокольного судна .через ледяной покров, содержащем двигательно-движительный комплекс для взаимодействия сб льдом, смонтированный на опорном узле, соединенном посредством узла связи корпусом судна, опорный узел включает герметичный понтон с полозьями на днище, выполненный с продольными проемами, расположенными параллельно диаметральной плоскости его корпуса, и снабженный шарнирно соединенной с ним в кормовой оконечности посредством горизонтального вала, перпендикулярного диаметральной плоскости, опорной рамой, выполненной из отдельных частей, которые размещены в продольных проемах, при этом двигательно-движительный комплекс включает гусеничные движители, смонтированные иа частях опорнои рамы, а также кинематически связанные с ними тяговые электродвигатели, установленные также на опорной раме, причем последняя снабжена приводом поворота ее частей вокруг оси горизонтального вала шарнира, смонтированным на корпусе понтона и соединенным кинематически с частями опорной рамы, а узел связи опорного узла с корпусом судна включает упорную раму, шарнирно соединенную одним концом посредством горизонтальных цапф, перпендикулярных диаметральной плоскости корпуса судна, с носовой оконечностью последнего, а другим концом соединенную посредством шарнира, именениые поередством пальцев, параллельных оси коробчатой балки, с вторым концом упорной рамы..

Ф

3Ю ющего две степени свободы, с кормовой оконечностью герметичного понтона, при этом опорная ама снабжена скреплейными с ее частями ползунами, корпус понтона снабжен укреп енными на нем в вертикальной плоскости дугообразными направляю-, щими, с которыми сопряжены ползуны опорной рамы, а упорная рама на втором ее, конце и кормова оконечность понтона снабжена укрепленн ми на них дополнительны t0 .ми ползунами и соответственно располо; жениыми в вер икальной плоскости допол-! нительнымк дугообразными направляющими, с которыми сопряжены дополнительные, ползуны второго конца упорной рамы; при чем тяговые электродвигатели гусеничных

, движителей и привод поворота опорной рамы снабжены источником их электрического . питания и системой их дистанционного управления, смонтированными на корпусе судна и подключенными к этим тяговым электI родвигателям и приводу поворота опорной рамы посредством электрического кабеля.

Кроме того, привод поворота опорной рамы включает гидронасос с электродвигателем и гидроцилиндры, размещенные по обоим .бортам понтона и шарнирно соеди2S пенные одними концами с корпусом понтона, при этом другие концы гидроцилиндров шарнирно связаны с частями опорной рамы, а гидронасос соединен гидравлической магистралью с гидроцилиндрами.

Кроме того, шарнир с двумя степенями, свободы связи второго конца упорной рамы .с кормовой оконечностью понтона включает коробчатую балку с центрально расположенным на ней бугелем, установлен, ную с возможностью поворота посредством

З5 цилиндрической опоры, сопряженной с бу: гелем, вокруг горизонтальной оси, расположенной в диаметральной плоскости корпуса понтона, при этом цилиндрическая опора укреплена на кормовой оконечности понта . иа в диаметральной его плоскости, а на кон40 цах коробчатой балки укреплены упомянутые дополнительные ползуны, шарнирно соединенные .посредством пальцев, параллельных оси коробчатой балки, с вторым концом упорной рамы.

На фиг. E схематично изображено вспомогательное тяговое устройство, вид сверху; на фиг. 2 — то же, вид сбоку; иа фиг. 3—

1065289 то же, вид с кормы; на фиг, 4 -- вид А на фиг. 2 с местным разрезом; на фиг, 5— разрез Б-Б на фиг. 4; на фиг. 6 — устройство вместе с ледокольным судном, общий вид, Вспомогательное тяговое устройство для перемещения корпуса ледокольного судна состоит иэ металлического герметично закрываемого понтона опорного узла (фнг, l ), имеющего прочный силовой набор, обшивку, водонепроницаемые переборки и двойное дно., По всей длине понтона, на днище, проч но закреплены полозья 2 (фиг. 1 и 2), приподнятые в носовой и кормовой частях, В корпусе понтона параллельно диаметральной плоскости и каждому борту имеются прямоугольные продольные проемы 3, открытые со стороны днища и закрываемые съемными щитами на болтах (для удобства ремонта) со стороны палубы, В проеме каждого борта помещены отдельные части прочной сварной опорной рамы 4, один конец которой шарнирно соединен с корпусом понтона и может вращаться на цапфах бортового горизонтального вала 5. На бортовом валу 5 между гцеками

6 рамы закреплена на шпанках ведущая звездочка 7, а сам вал 5 покоится на двух мощных опорно-упорных подшипниках 8, на его конце закреплена на шпанках большая коническая шестерня 9, которая находится в зацеплении с малой конической шестерней 10, составляющей одно целое с концевым валом 11. Последний находится в двух опорно-упорных подшипниках 12. Концевой вал кинематически соединен полумуфтой с валом редуктора 13, вал редуктора соединен полумуфтой с валом. тягового электродвигателя 14, имеющего дистанцион. ное управление из ходовой рубки ледокола.

Для подъема, опускания и создания дополнительной нагрузки на гусеницы сварная опорная рама 4 соединена подвижно (кинематически) с гидравлическим цилиндром 15 поворота ее частей, установленном на фундаменте 16.

Гидроцилиндры правого и левого бортов . соединены трубопривадом с гидронасасам

17, имеющим электродвигатель 18, емкость для масла 19 и распределитель 20 системы дистанционного управления из ходовой рубки ледокола.

На палубе понтона имеются горловина

21 для подачи горячего воздуха в моторное отделение 22, клеммная коробка 23 для соединения шлангового электрического кабеля (не показан), питающего электроэнергией тяговые электродвигатели, приемная гайка

24 для подачи горячей воды в трубы орошения гусениц двигательно-движительнага комплекса. Трубы с малыми отверстиями проходят в бортовых проемах, над гусеницами (не показаны).

В передней части 25 на раме гусениц закреплены ползуны 26 (фиг, и 2) для устранения, бокового смещения гусениц, ко. торые вмонтированы подвижно в дугообраЯ ные направляющие 27 (фиг. 1 и 2), соединенные на болтах с набором корпуса понтона, на конце рамы установлено подвижно направляюшсе колесо 28 (фиг, 2) с возмож пастью вращения на валу 29 (фиг. 2), имекнцем эксцентричные шейки для натяженяя

1о гусеницы, а также устройство для ее пово. рота и стопарения (не показаны).

В средней части рамы 4 гусениц имеются два пальца 30 (фиг. 2), один нэ них шарнирна соединяет гидроцилиндр IS с опорными балками фундамента, второй палец

15 также шарнирно соединяет раму 4 гусениц са штокам 31 гидроцилиндра, имеющим поршень 32. Рама 4 гусениц имеет нижние опорные катки 33 (фиг, 2) и верхние направляющие катки 34, на которых смонтирована гусеница, состоящая иэ траков 35, съемных

2О шпор 36 и соединенных пальцев (не пока заны).

В кормовой части понтона 1 имеется упорная рама 37 узла связи опорного узла с корпусом ледокольного судна (коробчато

25 га сечения), шариирна соединенная с горизонтальными цапфами 38 (фиг. 1 и 2) корпуса носовой части ледокольного судна (атомохода). Второй конец упорной рамы 37 также шарнирно соединен при помощи пальцев 39 (фиг. 4) с дополнительными ползу3о нами 40 (фиг. 5), вмонтированными в расположенные в вертикальной плоскости дополнительные дугообразные направляющие

4! (фиг. 5), закрепленные на транцевой корме понтона 1.

Палзуны 40 соединены плечами короб35 чатой балки 42 (фиг. 4 и 5) с бугелем 43 (фиг, 4 и 5), который свободно вращается вокруг горизонтальной оси на цилиндрической опоре 44 (фиг. 4 и 5), закрепленной в диаметральной плоскости понтона и в центре воображаемой окружности дугообразных

4О направляющих 41. Пальцы 39 и -бугель 43 образуют двухстепенной шарнир, при этом ла.пьцы 39 параллельны оси коробчатой балки 42.

Вспомогательное тяговое устройство работает следующим образом.

В нерабочем состоянии понтон 1 буксируется за вспомогательным буксиром, при этом нижние траки 35 гусеницы находятся на уровне полозьев 2.

В случае необходимости понтон I уста50 навливается в носовой части ледокола своей кормовой частью. Упорная рама 37 (фиг. 2) опускается и при помощи пальцев 39 (фиг. 2) соединяется с ползунами 40 правого и левого бортов.

55 На понтон 1 опускаются необходимые шланги, а также кабель для подачи электроэнергии ат силовой установки ледокольного судна и соединяются на палубе приставки с!

065289 горловиной 21, клеммной коробкой 23, приемной гайкой 24.

Пользуясь дистанционным управлением, запускаются тяговые электродвигатели 14 понтона на малых оборотах, одновременно ледокольному судну (атомоходу) дается малый ход гребными винтами. При этом нижние траки 35 гусеницы находятся на уровне нижней кромки полозьев 2, Понтон 1 постепенно выталкивается на ледяную поверхность, При помощи гидроцилиндров 15 гусеницы опускаются на ледяную поверхность, обо.роты тяговых электродвигателей 14 доводят постепенно до максимальных, а гребные винты выключаются.

В случае пробуксировки гусениц в гидроцилиндрах 15 над поршнем 32 повышается давление до нормального зацепления траков 35 гусениц с ледяной поверхностью.

При появлении ледяной поверхности толщиной свыше 2-3 м в носовые балластные танки ледокольного судна (атомохода) добавляется жидкий балласт, чтобы увеличить вес носовой части. Включаются на полные обороты тяговыф электродвигатели 14 понтона и гребные, винты. При этом упор ледокола повышается до 1288 т.

В случае отсутствия надобности в понтоне 1 пальцы 39 выпрессовываются, упорная рама 37 приподнимается брашпилем и закрепляется по-походному, Ледокол используется в прежнем варианте, а понтон устанавливается в безопасное место или буксируется за вспомогательным ледоколом.

Перед выходом в эксплуатацию с целью

10 увеличения веса носовой части атомохода в его носовые балластные танки загружается твердый балласт в виде металлических . чушек и закрепляется, Вес твердого балласта должен быть около 25% от веса балласта в его носовой части. Во время эксплуатации

15: количество твердого балласта уточняется.

В зависимости от температуры наружного воздуха в моторное отделение приставки подается подогретый воздух.

Перед запуском тяговых электродвигателей 14 в проемы гусениц по трубам орошения подается горячая вода.

Предложенное вспомогательное тяговое устройство повышает ледопроходимость ледокольного судна.!

065289

Риг Я

l065280

Составитель О. Васильева

Редактор М. Цнткнна Техред И. Верес. Корректор Г. Огар

Заказ 10659/2! Тира ж 458 Подписное . ВНИИ ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4