Способ контроля технического состояния форсунки и устройство для его осуществления
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. Способ контроля технического состояния форсунки, заключающийся в том, что определяют параметры процесса впрыска рабочего тела путем последовательно осуществляемых в , ультразвуковом диапазоне частот выделения по времени, измерения и сравнения вибрационных сигналов с форсунки,отличающийся тем, что, с целью повышения точности и универсальности способа, осущест вляют вьщ еление по времени зоны вибi рационных сигналов; сформирова1}ный . :гидродинамическими силами впрыска р&г ;бочего тела,измеряют начальную и/или максимальную амплитуды вибрационньЁс сигналов,по которым определяют давле ние начала и/или максимальное давление впрыска рабочего тепа,измеряют частоту,соответствующую максимальной аМплитуде, сравнивают измеренные параметры с эталонными и по результату сравнения оценивают техническое состояние форсунки. f tpai няв
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
15 00 F 02 М 65 00 .
3(59
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPb(TMA
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOIVIY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
3(;ГО))() м; е
)3,"„"", .3, ЙИЬЗ;: 0 1"gq д,521) 3392733/25-06
i.(25) 3413213/25-06 .(22) 01 . 02. 82
;(23) 19. 03 . 82 (46) 07.01 .84. Вюл. 9 1 (72) И.в.козлов (71) Ленинградский ордена Трудового
Красного Знамени сельскохозяйственный институт (53) 621.436.038 (088.8) (56) . 1. Соловьев В.И. Исследование и разработка метода диагностирования механизмов тракторного двигателя по параметрам виброударных импульсов, выделенных в ультразвуковом диапазоне частот. Канд. дисс. Л., 1975..
2. Авторское свидетельство СССР
9 427263, «л.Г 02 М 65/00.
ÄÄSuÄÄ 1065715 А (54 ) СНОСОВ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО
СОСТОЯНИЯ ФОРСУНКИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ
ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ. (57 ) 1 . Способ к онтроля тех ническ oro состояния форсунки, заключакщийся в том, что. определяют параметры процесса впрыска рабочего тела путем последовательно осуществляемых. в ультразвуковом диапазоне частот выделения по времени, измерения и сравнения вибрационных сигналов с форсунки, отличающийся тем, что, с целью повышения точности н универсальности способа, осуществляют выделение по времени зоны виб. рационных сигналов,"сформировайных-",,гидродинамическими силами впрыска ра Е
С2
:бочего тела, измеряют начальную и/или максимальную амплитуды вибрационных . сигналов,по которым определяют давле, ние начала и/или максимальное давле- С, ние впрыска рабочего тела, измеряют частоту,соответствукщую максимальной Я амплитуде, сравнивают измеренные параметры с эталонныки и по .результату сравнения оценивают техническое состояние форсунки.
2. Способ по и. 1, о т л и ч а юшийся тем, что эталонные значения амплитуды и частот вибрационных сигналов и границы выделяемой эоны частот получают путем проливки форсунки стационарным давлением в среду 5 с заданной плотностью и противсдавлением при величинах давления рабочего тела от начального, равного даВлению начала впрыска, до максималь;., ного давления впрыска рабочего тела. 10
3. Способ по пп. 1,2, о т л ич а ю шийся тем, что частоту, соответствующую максимальной амплитуде, определяют путем перемещения полосы пропускания частот 1 — 2 кГц, от начальной до максимальной частоты в пределах выделяемой области частотного спектра.
4. Устройство для контроля технического состояния форсунки, содержащее соединенные последовательно вибропреобрзователь, ключ„ усилитель, частотный фильтр, пиковый детектор и регистратор, причем ключом управляет работакщая параллельно схема выделения сигналов по времени, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности, в схему включен фильтр плавной настройки и регистратор частоты, причем вход фильтра плавной настройки соединен с выходом частотного фильтра, а выходы — с входами пикового детектора и регистратора.
Изобретение относится к техническому диагностированию, а именно к безразборной оценке технического состояния форсунок двигателей внутреннего сгорания. 5
Известен способ контроля технического . состояния форсунки, заключающ йся в том, что определяют параметры процесса впрыска рабочего тела путем последовательно осуществляемых 19 в ультразвуковом диапазоне частот выделения по"времени, измерения и сравнения вибрационных сигналов с форсунки (1 3.
Известно также устройство для контроля технического состояния форсунки, содержащее соединенные последовательно вибропреобразователь, ключ, усилитель, частотный фильтр, пиковый детектор и регистратор, причем ключом управляет работакщая параллельно схема выделения сигналов по времени (2 ).
Недостаток известного способа состоит в том, что он не отвечает требованиям точности и универсальности, так как результаты контроля зависят от характеристики вибропре образователя, от технического состо, яния линии нагветания, и не может быть применен для контроля клапанных форсунок. Крсие того, отсутствие частотной фильтрации снижает точность контроля и не позволяет определять частоту, соответствующую максималь-ной амплитуде вибрационного сигнала . 35
Целью изобретения является повыае ние точности и универсальности способа и устройства контроля техничес кого состояния форсунок.
Эта цель достигается тем, что соглас-40
Н0 способу контроля технического сос1 тояния форсунки, заключакщемуся в определении параметров процесса впрыска рабочего тела путем последовательно осуществляемых в ультразвуковом диапазоне частот выделения по времени, измерения и сравнения вибрационных сигналов с форсунки, осуществляют выделение по времени зоны вибрационных сигналов, сформированных гидродинамическими силами впрыска рабочего тела, измеряют начальную и/или максимальную амплитуды вибрационных сигналов, по которым определяют давление начала и/или максимальное давление впрыска рабочего тела, измеряют частоту, соответствующую максимальной амплитуде, сравнивают измеренные параметры с эта)онными и по результату сравнения оценивают техническое состояние фор.сунки.
Кроме того, эаталонные значения амплитуд и частот вибрационных сигналов и границы выделяемой эоны частот получают путем проливки форсунки стационарным давлением в среду с заданной плотностью и противодавлением при величинах давления рабочего тела от начального, равного давлению начала впрыска, до максимального давления впрыска рабочего тела.
Причем частоту, соответствующую максимальной амплитуде, определяют путем перемещения полосы пропускания частот 1 - 2 кГц-.от начальной до максимальной частоты в пределах выделяемой области частотного спектра.
При этом в,устройстве для контроля технического состояния форсунки, содержащем соединенные последовательно вибропреобразователь, ключ, усили.тель, частотный фильтр, пиковый
1065715
3 4 детектор и регистратор, причем клю- дре дизеля, куда осуЩествляется чом управляет работающая параллельно впрыск рабочего тела, а плотность схема выделения сигналов пс времени, среды задают в соответствии с плотв схему включен фильтр плавной на- ностью воздуха в цилиндре при данном стройки и регистратор частоты, при- давлении. чем вход фильтра плавной настройки 5 далее запускают дизель, прогревасоединен с выходом частотного фильт- ют его до рабочих температур и устара, а выходы - с входами пикового навливают заданный режим работы (на-. детектора и регистратора. пример, режим нскинальной мсщности), da фиг. 1 представлена диаграмма после чего с-помсщью устройства для впрыска рабочего тела; на фиг. 2 - 10 контроля технического состояния Фор.пример эталонной зависимости давле-. сунки осуществляют выделение по ния вПрЫска рабочего тела от величи- времени зоны вибрационных сигналов, ны вибросигнала для дизеля Д-240; сформированных гидродинамическими на фиг. 3 - устройство для контроля силами впрыска рабочего тела (притехнического состояния форсунки, 5 мерно 50 до BNT и 20О поворота кореализук цее . предложенный способ. ленчатого вала после BMT), измеряют .Устройство (фиг . 3) содержит по- начальную и/илн максимальную амплитуследовательно соединенные вибропре-. ды внбрационных сигналов, по которым обраэователь 1, ключ 2, усилитель 3, с помсщью зависимости на фиг. 2 опчастотный фильтр 4, пиковый детектор 2О,ределяют давление начала и/или мак5 и регистратор 6, причем ключам 2 симальное давление впрыска рабочего управляет работающая параллельно тела, измеряют частоту с помсщью схема 7 выделения сигналов по време- регистратора 9 частоты, соответствуюни. Между частотным фильтром 4 и щую максимальной амплитуде, сравни» пиковым детектором 5 включен фильтр 25 вают лзмеренные параметры г. эталон8 плавной настройки и регистратор ными и по результату сравнения оцени9 частоты, причем ввод фильтра 8,. вают техническое состояние форсунки. плавной настройки соединен с выходом При этом частоту, соответствующую частотного фильтра 4, а выхсды— максимальной амплитуде, определяют. вхсдами пикового детектора 5 и - ., путем перемещения полосы пропускания регистратора 6. ЗО частот 1 - 2 к1 ц от начальной до
Способ контроля технического сос- максимальяой частоты в прЕделах вытояния форсунки осуществляется сле- деляемой области частотного спектра. дующим образом. Для двигателя Д-240, например, выПеред проверкой форсунки снимают . деляемый диапазон частот составляет осциллограмму впрыска рабочего тела Зз .80 — 300 кГц. (фиг. 1) на данном режиме H по, ней: При оценке технического состояния оценивают начало впрыска (величииа, форсунки следует учитывать, что сниРе} и максимальное давление впрыска; жение максимального давления впрыска рабочего тела (величина Р „„). 3атем без понижения давления начала впрыспутем проливки рабочего. тела с по-. 40 ка свидетельствует об иэнощенности стоянньм давлением с помсщью устрой- плунжерных пар, одновременное снижества для контроля технического сос- ние указанных давлений свидетельсттояния Форсунки снимают эталонную . вует о закоксованности распылителя зависимость давления впрыска рабоче- Форсунки и т.дго тела от величины вибросигнала . 45 Предложенный способ позволяет по(Фиг. 2) .в пределах иэмейения давие-, высить точность результатов контроля, ния от 0,7 начального, равного дав- Форсунки за счет исключения иэ аналениа начала впрыска рабочего тела лиза вибрационных сигналов,,связан(т.е. 0,7 Р ), до максимального дав- ных с работой клапана Форсунки, т.е. ения впрыска рабочего теда (величИ- 5О промежуточного звена информации, а на Ря,д„), развиваемого данной топлив- также повысить универсальность приной системой на данном режиме работы, менения вследствие возможности контПри этом противодавление задают роля клапанных и других типов форсу" в соответствии с давлением в цилин- нок.
Репа фив 2 ие. Ю
Составитель П.Покровский
Редактор H.Ëàçàðåíêî Техред Л. Мартяшова i К оррек торА .Дз ятко
Эаказ 11031/42 Тираа,828 Псдписное
ВНИИПИ Государственного ксийтета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, E-35, Раушская наб, д.4/5
Филиал ППП Паеент, Г. ужгорсд, ул. Проектная, 4