Способ определения индуктивных сопротивлений обмотки якоря синхронной машины (его варианты)
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. Способ определения индуктив ных сопротивлений обмотки якоря синхронной машины путем измереии1Г параметров обмотки в генераторном режиме при вращении ротора с индукторЪм и последующих вычислений, о т личающийся тем, что, с целью повышения точности определения сопротивлений, каждую фазу обмотки якоря подключают к одинаковым тарированным активным сопротивлениям. при трех разных значениях активных сопротивлений измеряют напряжения |фаз обмотки якоря, после чего опре деляют путем вычислений индуктивные сопротивления из системы уравнений Щ. при 1 1,2,3 :гдеА ,{ НКф4К„,(я.р,.по выражениям . ,,(X.l y-xlRt,(X.R,) HR.RH U RZ K-JMH-IC R. коэффициенты которых определяют по уравнению АХ +2ХВ+С 0, дeA..,, R,.(,jRj4 eH7f;R5 lR4+RHi ;KrxjR,R iRj-R,V,m..R,).,, k,(-Rj), - активное сопротивление нагрузки в цепи фазы обмотки якоря; АЛ - активное сопротивление фа . зы обмотки якоря; п - частота вргицения ротора. 0-
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
И/
РЕСПУБЛИК (19) (И) 3СЮ R
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ,Ц
МВЯ м:,.„
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
:коэффициенты которых определяют по уравнению
AX +2ХВ+С = 0
У е гдеА.к»ш»» >са к+а,п».а, а а,к+а,п)»а,»
» (М (н f / i(R iR»» p; аЗ R > Rg ) С и. "=" анРнЖ а)))п» "г "ьR»»)(R «};=
2 7 1
= " ан»анз(а» а.Ь
R»», — активное сопротивление нагрузки в цепи фазы обмотки якоря;
Й вЂ” активное сопротивление фазы обмотки якоря;
n - частота вращения ротора.
ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТН» ЫТИЙ (21) 3365659/24-07 (22) 16 12.81 (46) 07.01 ° 84. Бюл. У 1 (72) B.B Жуловян, Г.A. Шаншуров и А.В. Комаров (71) Новосибирский электротехничес- . кий институт (53) 621.313 ° 322(088.8) (56) 1. Губенко Т.П °, Губенко В.T.
Векторные диаграммы и построение статических характеристик синхронных машин. M.-Л., Энергия, 1966, с. 64-73.
2. Андрианов В.Н. и др. Практикум по электрическим машинам и аппаратам.
М., Колос, 1967, с. 137-140. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНДУКТИВНЫХ
СОПРОТИВЛЕНИЙ ОБМОТКИ ЯКОРЯ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ (ЕГО ВАРИАНТЫ) ° (57) 1. Способ определения индуктивных сопротивлений обмотки якоря синхронной машины путем измерений параметров обмотки в генераторном режиме при вращении ротора с индук-. . тором и последующих вычислений, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повьыения точности определения сопротивлений, каждую фазу обмотки якоря подключают к одинаковым тарированным активным сопротивлениям, при трех разных значениях активных сопротивлений измеряют напряжения фаз обмотки якоря, после чего опре деляют путем вычислений индуктивные сопротивления из системы уравнений
0»
К = — = С С„ при» 1,2,3 где С;."нВ И р» "н » ) tX
1065788
2..Способ определения индуктивных сопротивлений обмотки якоря синхрон ной машины путем измерений параметров обмотки в генераторном режиме при вращении ротора с индуктором и последующих вычислений, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повышения точности определения сопротивлений, каждую фазу обмотки подключают к одинаковым тарированным активным сопротивлениям, при трех .разных ,значениях частоты вращения ротора измеряют напряжения фаз обмотки якоря, после чего определяют путем вычислений индуктивные сопротивления из системы уравнений и;
К = —, К.А при = 1 2 3 и- n; - а
1 I где A=f
Изобретение относится к электрическим машинам и может быть использовано при испытаниях синхронных электрических машин различной мощности и различных назначений: дви- 5 гателей, генераторов, тахогенераторов и т.д. особенно при испытаниях машин .малой мощности и с постоянными магнитами.
Известны способы определения индуктивных сопротивлений обмотки якоря синхронной машины пуьем измерения и последующих вычислений параметров синхронной электрической машины.
Для этой цели при постоянной частоте 15 вращения нагрузкой машины добиваются обеспечения определенного фазового сдвига между ЭДС холостого хода и током обмотки якоря, измеряют величины токов, напряжений и активных 20 мощностей, величину ЭДС холостого хода определяют из предварительно построенной опытным путем характеристики холостого хода и последующими вычислениями определяют величину 25 синхронных индуктивных сопротивлений обмотки якоря. Это метод прямого опыта и его модификации fl) .
Указанные способы не учитывают активного сопротивления обмотки якоря, что вносит погрешность.в определение параметров. Погрешность за счет активного сопротивления обмоток якоря в сильной степени возрастает с уменьшением мощности машин. (ali Wp) (. ;)(° И(Ь ; Х,) = 2iif gg коэффициенты которых определяют по уравнению х (Ае,ве,.ce,)+ õ(äå,+se,.ce,pip, всо. где А = К, (n>1 пг);
8 = К (п4 зг) г
C=K(n-n); г
3 г
8„= n (R +Н„)
К,= f/n — коэффициент редукции; f — частота напряжения фазы;
n — частота вращения ротора;
R — активное сопротивле-, И ние нагрузки в цепи фазы обмотки якоря;
R+ — активное сопротивление фазы обмотки якоря, Наиболее близким. к предлагаемому является способ определения индуктивных сопротивлений обмотки якоря синхронной машины путем измерений параметров обмотки в генераторном режиме при вращении ротора с индуктором и последующих вычислений f2) .
Недостатком такого способа является то, что он не учитывает активного сопротивления обмотки якоря.
Кроме того, в эксперимент вносят погрешности короткозамкнутые контуры ротора.
Цель изобретения — повышение точности определения индуктивных сопро.тивлений.
Указанная цель достигается тем, что согласно способу определения индуктивнйх сопротивлений обмотки якоря синхронной машины путем измерений параметров обмотки в генераторном режиме.при вращении ротора с индуктором и последующих вычислений, каждую фазу обмотки якоря подключают к одинаковым тарированным активным сопротивлениям, при трех различных значениях активных сопротивлений измеряют напряжения фаз обмотки якоря, после чего определяют путем вычислений индуктивные сопротив ления из системы уравнений и; — npH L 1,2,3
n - е где
С;=Rq;fgqiy@qg,P) (Х )(,1 (Р + „.)) ;
1065788 по выражениям
X< =(K, К Х+Р,) -KzR„,(X+ g ) )»
"КR
C=R,к+а,m а
7, i=H. .,> и =(.,l ;R>=« <.,)
2 2 2
">"н " нз "i " }
R . .— активное сопротивление наи; грузки в цепи фазы обмотки якоря;
Rg) — активное сопротивление 20 фазы обмотки якоря;
n — частота вращения ротора».
Согласно второму варианту способа каждую фазу обмотки подключают к одинаковым тарированным активным сопро- 75 тивлениям, при трех- разных значениях частоты вращения ротора измеряют напряжения фаз обмотки якоря, после чего определяют путем вычислений индуктивные сопротивления иэ системы уравнений и;
К; = "- К A „п Ри 1 -- 1 2 3, i где <=t-"+14 ""ГМ t." "Ч" а (КЕ) «1 35 по выражениям ц -(ДЯК 1 р . } )
1 4 че,)) (И1КР б:W< 9ufL< "д Qiif8 40
) коэффициенты которых определяют по уравнению х (ae,tse tce }+ях(ле,ts e ce,)twtstc=o, А й,(->,);
Е„., 1--, <р 50
К -f(n — коэффициент редукции;
f — частота напряжения фаэыу и - частота вращения ротора;
R> — активное сопротивление нагрузки в цепи фазы обмотки якоря;
R< - активное сопротивление фазы обмотки якоря.
На фиг. 1 показана схема измерения; на Фиг. 2-5 - графики,.поясняющие схему измерения. 60
Схема измерения параметров (фиг. 1), необходимых для определения синхронных индуктивных сопротивлений, состоит иэ исследуемой синхронной Злектрической машины 1 и исполнительного двигателя 2, задающего требуемую частоту вращения. Валы 3 электрических машин 1 и 2 жестко соединены.
Синхронная электрическая машина 1 имеет электромагнитное возбуждение или возбуждение от постоянных магнитов. Каждую фазу 4 обмотки якоря синхронной машины 1 подключают к тарированному сопротивлению и нагрузки 5, одинаковому по величине для каждой фазы 4. К зажимам 4 обмотки якоря подключают вольтметр б для измерения напряжения U и частотоМ мер 7 для измерения частоты .вращения п, которая в синхронных, машинах жестко связана с частотой f напряжения и тока якоря
f и
Кр где Кр - коэФфициент редукции, апределяемый отношением частоты напряжения и тока. якоря к частоте ротора
Для синхронных машин традиционного исполнения коэффициент редукции равен числу пар полюсов Р обмотки якоря
Kp = Р, а для синхронных машин с электромагнитной редукцией частоты числу зубцов ротора 2
KP = Е2
На фиг. 4 и 3 показаны зависимости 8 и 9 напряжений Б; при изменении частоты вращения и соответственно на холостом ходу и под нагрузкой.
Величина сопротивлений Rit„ обеспечивается при разомкнутых контактах
10 и 11 и замкнутых контактах 12 в цепи якоря синхронной машины 1. Величина сопротивления ВН обечпечивается замыканием контактов 10, а
Rit — замыканием контактов 10 и 11.
Величину В„, = оо получают, разомкнув контакты 12 в цепи обмотки якоря 4.
При постоянстве потока возбуждения синхронной машины 1, приводимой. во вращение исполнительным двигателем 2, жестко связанным валом 3, действующее значение 8 напряжения
П, индуктируемого в обмотке якоря на холостом ходу Z> =Со, изменяется от частоты вращения п по линейному закону.
При включении в цепь якоря тарированных сопротивлений Rz, нагрузки 5 по обмотке якоря протекает ток, вызывающий падение напряжения как .на активном сопротивлении R обмотки якоря, так и на индуктивйых сопротивлениях Х, Х или Х . В синхронных машинах при изменении частоты вращения меняется частота напряжений П; и тока в обмотке якоря, 1065788 что приводит к изменению индуктивных сопротивлений Х, Х< или Х . .)то определяет нелинейно характер (9) изменения U, (фиг. 2 и 3). От величины сопротивления нагрузки R зависит и наклон характеристик 9 и степень отклонения от их линейного закона
К = - -. = СеС; при 1 = 1ф2р3, U
U<
К; = — =С -М при i = 1,2,3
Ф
Коэффициенты нелинейности C„" и
N, определяются из уравнений электрического равновесия, в которое и входят параметры обмотки якоря Х> или Х = Xg X< с„=РН1(х, (й,р н„1 ) (y y p(g р кн11 1 7
"1="н1(" р 1"q ""нй 1
Если синхрояная машина 1 явноПолюсная, то при трех значениях сопротивления нагрузки якоря R>, .замерают соответственно три значения (фиг.2) напряжения U c помощью вольтметра б, а частоту вращения фиксируют при этом, например, с помощью частотомера 7. Путем последующего расчета по соотношениям, полученным из уравнения электрического равновесия, рассчитывают синхронные индуктивные сопротивления обмотки якоря из системы уравнений
К = — = Се С при 1 = 1,2,3
1 = и по выражениям
-4 коэффициенты которых определяют по уравнению
AX +2XB+C = О, В=В„К+К тЕ,, С=й1К Я2Щ+Я Г а R„=(R+ R„,1, К2=(Р,,+Р„2 ); R>-(R+> gz>)
„К= К, .,R„,ß2-R,1; =К,Н „„Кн2,(-,);.=
2 2 2
Ъ И1 Н2 % 2).
Расчетную часть и экспериментальную часть можно упростить.
Для этого измерения U, т.е. пер. вое измерение, выполняют при разомкнутом контакте 12 на холостом ходу (Rq; = О2 ). Параметры синхронной машинй расчитывают по выражениям =(дщ) ((х р р„ ) коэффициенты которых определяются уравнением
2 2 2 2 2
3 Н2КЗ "2 <н K2 О °
В случае неявнополюсной машины синхронное индуктивное сопротивление фазы обмотки якоря Х =ХА = Х определяют, проведя измерения выходного напряжения обмотки якоря Uj npu двух различных значения нагрузки Н, расчетным путем из системы уравнений где "1=ОН,(Х (асср "н, P) по выражению)(=(ц (q + } ц (Р } )
В этом случае расчет и эксперимент могут быть упрощены, если первое измерение фазного напряжения U, выполняют йа холостом ходу при
R = oo, а параметры расчитывают по
Н1 выражению
Напряжение фазы изменяется под нагрузкой от частоты вращения n„ не по линейному закону (фиг, 4 и 5) характеристика 9
Ui
К = — = К Ли. и 2 при i = 1,2,3
35 — — К ° В и и
Коэффициент нелинейности A . .и В; .определяется из уравнения электрического равновесия, в которое входят параметры обмотки якоря Ь,), L или L> ;= „,L "" "" „,L ""Р " 2 (a 2«Kp y aia
Если синхронная машина 1 явнополюсная при трех значениях частоты вращения n,, обеспечиваемых исполнительным двигателем 2 по второму варианту способа замеряют соответственно три значения (фиг. 2) напряжения
U с помощью вольтметра 6, а частоту вращения фиксируют при этом, например, с помощью частотомера 7. Путем последующего расчета по соотношениям, полученным из уравнения электрического равновесия, расчитывают синхронные индуктивности обмотки якоря из системы уравнений
K; =-+ = К ° Л; при j. = 1,2,3.
1 по выражениям
1065788
e = const коэффициенты которых определяют по уравнению х (Ае „веф+се, +ах(де,+ее,.ce,)+p в+с.о, 2 2 2, где Д g (Tl -ь у
В.k (< h>) > я г
С= К (п - и, ) ;. n 0 р "н1
В случае неявнополюсной синхронной машины синхронную индуктивность
L+ = Lg Ь<.определяют, проводя измерения вйходного напряжения odмотки 4 якоря U при двух значениях частоты вращения (фиг..5, характеристика 9), расчетным путем из системы уравнений.
Способ определения синхронных индуктивных сопротивлений предполагает, что величина сопротивления нагрузки 5 тарирована предварительно.
Однако возможно определение величины сопротивления нагрузки 5 н непосредственно в опыте. Для этого в йепь обмотки якоря 4 необходимо включить амперметр (не указан) и расчетным путем определить сопротивление нагрузки В„;
Rt11 = U4 iZ4 °
Способ определения индуктивных сопротивлений обмотки якоря применим
)O для синхронных машин как с обмоткой возбуждения, так и с постоянными магнитами и позволяет учитывать aicтивное сопротивление как явнополюсных, так и неявнополюсных синхрон- . ных машин, повьыая точность определения.
Предлагаемый способ может найти применение и для различных электрических машин двойного питания. Для этого одну обмотку подключают к источнику постоянного тока, а другую используют как якорную и .наоборот.
1065788
с>
Составитель В. Трегубов
Редактор Е. Кривина ТехредМ.Гергель .,Корректор Л. Патай. г
Заказ 11036/46 Тираж 716 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1l3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патеит, r. Ужгород, УЛ. Проектная, 4