Статор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержащий корпус,- обмотку с лобовыми частями и составной магнитопровод , включающий в себя внешнюю часзть и внутренний пакет из граненых по наружной поверхности стальных пластин, отличающийся тем, что, с целью экономии стали и повьииения КПД, внешняя часть магнитопровода выполнена из непрерывной стальной ленты, состоящей из чередующихся перемычек и сегментов, которие сопрягаются с гранями внутреннего пакета, и жестко соединена с корпусом, которая имеет кольцевые выступы, ограничивающие осевое перемещение внутреннего пакета, причем в кольцевых выступах выполнены продольные пазы, а корпус и внешняя часть магнитопровода имеют радиальный разрез, расположенный диаметральнопротивоположно пазам. 2. Статор по п. 1,отличаю щ и и с я тем, что,с целью улучше (П |НИя охлаждения, кольцевые выступы сопрягаются с изолированными лобос: выми частями обмотки. 05 ел со о со

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

3(51) Н 02 К 1 12

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

В

1 описания изоьгяткния 1)

К АВТОРСКОИГФ СВИДЕТЕЛЬСТВУ . 1

/4 N РХ

f0

1/ (21) 3488539/24-07 (22) 10.09.82 (46) 07.01,84. Бюл, 9 1 (72) H.П.Белоус, С.H.Бочкарев, Г.A.Êðóìåöàäèê, A.М.Федюшкин и A.È.ßêoâëåâ (71) Харьковский ордена Ленина авиационный институт им.Н.Е.Жуковского (53) 621. 313. 04 (088. 8) (56) 1,Патент США Р 4116033, кл. 72-142, 1978.

2.Авторское свидетельство СССР

Р 942203, кл, Н 02 К 1/00, 1979, (5 4 ) (5 7 ) 1. CTATOP ЭЛЕКТР ИЧЕСКОИ

МАШИНЫ, содержащий корпус, обмотку с лобовыми частями и составной магнитопровод, включающий в себя внешнюю часть и внутренний пакет из граненых по наружной поверхности

„„SU„„l 065963 А стальных пластин, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью экономии стали и повышения КПД, внешняя часть магнитопровода выполнена из непрерывной стальной ленты, состоящей из чередующихся перемычек и сегментов, которые сопрягаются с гранями внутреннего пакета, и жестко соединена с корпусом, который имеет кольцевые выступы, ограничивающие осевое перемещение внутреннего пакета, причем в кольцевых выступах выполнены продольные пазы, а корпус и внешняя часть магнитопровода имеют радиальный разрез, расположенный диаметрально противоположно пазам.

2. Статор по п. 1, о т л и ч а ю шийся тем, что,с целью улучше,ния охлаждения, кольцевые выступы сопрягаются с изолированными лобовыми частями обмотки.

1065963

Изобретение относится к электротехнике, в частности к конструкции статора электрической машины с составным магнитопроводом.

Известна конструкция магнитопровода статора, выполненного витым из непрерынной зубчатой полосы, поставленной на ребро (13

К недостаткам указанной конструкции относятся понышенные трудоемкость изготовления и отходы электротехнической стали при вырубке зубцов в непрерынной ленте, невысокая точность совмещения зубцов и необходимость в нестандартном высокоточном оборудовании для сонмещения зубцов при навивке пакета.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является статор электрической машины, содер жащий обмотку и магнитопровод, вклю. чающий в себя пакет, ныполненный из граненых по наружной поверхности стальных пластин, и внешнюю часть иэ магнитодизлектрика, напрессованного снаружи на внутренний пакет(2), Расход стали на изготовление известного статора меньше,чем на изготовление вышеуказанного. Однако для машин с требованиями пониженного нагрева, нысоких энергетических и эксплуатационных показателей, а также сниженной трудоемкости изготовления такое техническое решение не применимо, так как в прессованной иэ железного порошка спинке выделяются повышенные в 2-2,5 раза по сравнению са сталью электромагнитные потери, что приводит к повышенному нагреву и снижению КПД электро" двигателя. При штамповке граненых стальных пластин иэ полосы значительная часть ее идет в отходы, что повышает расход стали на изготовление машины.

Цель изобретения — зкономия стали и повышение КПД двигателя.

Поставленная цель достигается тем,что н статоре электрической машины, содержащем корпус, обмотку с лобовыми частями и составной магнитопровод, включающий н себя внешнюю часть и внутренний пакет, выполненный иэ граненых по наружной поверхности стальных пластин, внешняя часть магнитопровода выполнена из непрерывной стальной ленты, состоящей иэ чередующихся перемычек и сегментов, которые сопрягаются с гранями ннутреннего пакета и жестко соединены с корпусом, который имеет кольцевые выступы, ограничивающие. осевое перемещение внутреннего пакета, причем н кольцевьн: выступах выполнены продольные пазы, а корпус и внешняя часть магнитопровода имеют радиальный разрез, расположенный диаметрально противоположно паэам.

Для улучшения охлаждения лобовых частей обмотки кольцевые выступы сопря гаются с изолированными лобовыми частями обмотки °

На фиг. 1 показан продольный разрез статора; на Фиг. 2 — то же, поперечный разрез; на фиг. 3 — клеммная коробка и Фланцы, вид сверху; на фиг. 4 — раскрой полосы при вырубке граненых пластин и непрерыв10 ной ленты; на фиг. 5 — навивка ленты при образовании внешней части магнитопровода, Статор содержит пакет граненых по внешней поверхности пластин 1 с пазами 2 (фиг.- 1). Пакет охватывает внешняя часть магнитопровода, выполненная в виде граненого изнутри по форме стальных пластин 1 цилиндра 3, навитого на ребро иэ ленты, на которой сегменты 4 чередуются с тонкими (1,5-2 мм) перемычками 5, Снаружи цилиндр 3 жестко со15

20 единен с корпусом 6. В цилиндре 3 и корпусе б в зоне клеммной коробки 7 выполнен продольный сквозной разрез 8 ° Клеммная коробка 7 соеди иена с корпусом б винтами 9. На краонную прокладку 11. После этого корпус 6 и цилиндр 3 обжимают с внешней стороны до полного сведения их раэgg реэанных частей. и скрепляют весь ях корпуса выполнены кольцевые вы, ступы 10, к внутреьней стороне которых через изоляционную прокладку 11 прижаты лобовые части обмотки 12 ° Снаружи корпуса расположены игольчатые охлаждающие элементы 13, а на остальной цилиндрической части — прямые ребра 14 охлаждения

35 (фиг. 1-3), В выступах 10 по всей длине на стороне, противоположной коробке 7, выполнены продольные пазы 15, Торцы 16 кольцевых выступов 10 ограничивают осевое перемеще40 ние внутреннего пакета пластин 1 °

Изготовление и сборку статора осуществляют в следующей последовательности.

Лента 17, образуемая, при штамповке иэ единой бесконечной стальной полосы граненых пластин 1 (фиг„ 4), наматывается на оправку 18 (фиг. 5) .

После этого ленту в виде цилиндра 3 (фиг. 1) снимают с оправки 18 и скрепляют распланом алюминия, например, н литьеной Форме, образуя однонременно оребренный корпус 6. .При этом в кольцевых выступах 10 выполняют пазы 15, а снаружи корпуса— приливы 19 для коробки 7 и соединительные фланцы 20. Затем корпус 6 и цилиндр 3 разрезают вдоль оси и разжимают их относительно ослабленного пазами 15 сечения, Внутрь цилиндра 3 вводят граненый пакет плас60 тин 1 с обмоткой 12, предварительно наложив на ее лобовые части иэоляци1065963 статор в единое целое при помощи клеммной коробки 7 с винтами 9 и фланцев 20.

Затем статор поступает на сборку электрической машины. Его работа в составе машины не отличается от работы серийных статоров электрических машин с наружным обдувом.

По сравнению с известными асинхронными двигателями, использование изобретения за счет лучшего раскроя полосы повышает коэффициент использования стали при изготовлении двигателя в среднем на 13%.

Потери энергии в ярме магнитопровода по сравнению с прототипом иэза замены магнитодиэлектрика сталью сокращаются в 1,5-2 раза. улучшение охлаждения лобовых частей обмотки снижает их температуру на 20-25 о что позволяет улучшить удельные ха10 рактеристики машины.

1065963

1065963

Закаэ 11054/55

Тираж 672 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэооретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП Патент, r.Óæãîðoä, ул.Проектная,4

Составитель В.Алфимов

Редактор A.Ëåæíèíà Техред Т. Фанта Корректор А.Повх