Тяговый линейный электродвигатель
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ТЯГОВЫЙ ЛИИЕПНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ , состоящий из установленного неподвижно двустороннего индуктора , вдоль которого расположены встречно наклоненные защитные плиты , свободные концы которых расположены над рабочим зазором, и вторичного элемента, установленного на подвижной части, отличающийся тем, что, с целью уменьшения габаритов двигателя по высоте и повышения надежности, каждая из защитных плит шарнирно закреплена на индукторе и подпружинена с возможностью ограниченного пово.рота в плоскости, перпендикулярной продольной оси двигателя, на защитных плитах со стороны входа и выхода индуктора установлены ролики, а вторичный элемент снабжен направляющими , установленными с его обеих сторон, с которыми контактируют ролики, при этом концевые участки направляющих выполнены заостренными i и выступают за пределы вторичного элемента, а расстояние между своО ) бодными концами защитных плит больше толщины вторичного элемента, но меньше, чем суммарная толщина вторичного элемента и двух направляющих .
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
3(59 Н 02 К 4 1/025
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПР ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3486537/24-07 (22) 30.08.82 (46) 07.01.84. Бюл. Р 1 (72) B.Ô. Шинкаренко и В.С. Попков (71) Особое конструкторское бюро линейных электродвигателей (53) 621.313.33(088.8) (56) 1. Тартаковский Б.Н. и др. Конвейерные поезда в горной промышленности. Киев, "Наукова думка", 1974, с. 91.
2. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 3291459/24-07, Н 02 К 41/025, 1981. (54) (57 ) ТЯГОВЫИ ЛИЕ1ЕИНЫИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ, состоящий иэ установленного неподвижно двустороннего индуктора, вдоль которого расположены встречно наклоненные защитные плиты, свободные концы которых расположены над рабочим зазором, и вторичного элемента, установленного на
ÄÄSuÄÄ1065987 А подвижной части, о т л и ч а ющ и и с я тем, что, с целью уменьшения габаритов двигателя по высоте и повышения надежности, каждая иэ защитных плит шарнирно закреплена на индукторе и подпружинена с возможностью ограниченного пово.— рота в плоскости, перпендикулярНой продольной оси двигателя, на защитных плитах со стороны входа и выхода индуктора установлены ролики, а вторичный элемент снабжен направляющими, установленными с его обеих сторон, с которыми контактируют ролики, при этом концевые участки направляющих выполнены заостренными и выступают эа пределы вторичного ф элемента, а расстояние между свободными концами защитных плит больше толщины вторичного элемента, но меньше, чем суммарная толщина вторичного элемента и двух направляющих.
1065987
Изобретение относится к электрическим машинам, в частности к двусторонним линейным электродвигателям с неподвижной установкой индукторов и размещением вторичного элемента на транспортирующем устройст- 5 ве, и может применяться в качестве тягового привода различных систем промышленного транспорта.
Известен линейный асинхронный электродвигатель, включающий ряд 10 двусторонних индукторов„ установленных вдоль пути транспортирования, и вторичный элемент, соединенный с транспортирующим устройством— конвейерным поездом l1 3. 15
Недостатком такой конструкции является низкая эксплуатационная надежность линейного двигателя из -за воэможности прямого попадания кусков транспортируемого груза 20 (камней, угля, руды, окалины и т.д.) в зону лобовых частей и в воздушный зазор между индукторами, что может привести к механическому повреждению обмотки двигателя, заклинива- 75 нию пластин вторичного элемента и выходу иэ строя двигателя в целом.
Наиболее близок к предлагаемому по технической сущности тяговый линейный электродвигатель, состоящий 30 из установленного неподвижно двустороннего индуктора, вдоль которого расположены встречно наклоненные защитные плиты, свободные концы кото-. рых расположены над рабочим зазо- 35 ром, и вторичного элеме. та, установленного на подвижной части (2).
Известная конструкция исключает. п ямсе попадание кусков транспортируемого груза в воздушный зазор дви- 40 гателя и обеспечивает простую и надежную защиту лобовых частей. Однако устройство характеризуется увеличенными габаритами двигателя по высоте, вызванными необходимостью 45 образования лабиринта с требуемыми зазорами, а также недостаточной надежностью, особенно для мощных двигателей с тяжелыми массивными вторичными элементами, так как в 50 результате смещения центра масс вторичного элемента от места закрепления криволинейного кронштейна при движении могут возникнуть колебания вторичного элемента в плоскос- 55 ти, перпендикулярной продольной оси двигателя, амплитуда которых может превысить фактические размеры входного воздушного зазора, что приводит к повреждению вторичного элемен- 60 та или индуктора в момент входа вторичного элемента в зазор индуктора.
Кроме того, асимметричное приложение тягового усилия по отношению к продольной оси транспортирующего устройства приводит к ускоренному износу реборд колес и рельсового пуТИ.
Цель изобретения — уменьшение габаритов двигателя по высоте и повышение его надежности.
Поставленная цель достигается тем, что в тяговом линейном электродвигателе, состоящем из установленного неподвижно двустороннего индуктора, вдоль которого расположены встречно наклоненные защитные плиты, свободные концы которых расположены над рабочим зазором, и вторичного элемента, установленного на подвижной части, каждая из защитных плит шарнирно закреплена на индукторе и подпружинена с воэможностью поворота в плоскости, перпендикулярной продольной оси двигателя, на защитных плитах со стороны входа и выхода индуктора установлены ролики, а вторичный элемент снабжен направляющими, установленными с его обеих сторон, с которыми. контактируют ролики, при этом концевые участки н правляющих выполнены заостренными и выступают за пределы вторичного элемента, а расстояние между свободными концами защитных плит больше толщины вторичного элемента, но меньше, чем суммарная толщина вторичного элемента и двух направляющих.
На фиг. 1 схематически показана конструкция линейного электродвигателя, рабочее положение; на фиг. 2 исходное положение защитных плит при отсутствии вторичного элемента в зазоре двигателя, на .фиг. 3 — взаимное положение узлов двигателя в момент входа вторичного элемента в зону индукторов.
Тяговый электродвигатель состоит из неподвижных индукторов 1 и вторичного элемента 2, закрепленного на подвижкой части 3. К индуктору 1 при помощи шарнирного соединения 4 закреплены защитные плиты
5, снабженные боковыми стенками 6.
На боковых стенках 6, на входе и выходе индукторов 1, установлены ролики 7. На поверхности вторичногс элемента 2 закреплены направляющие
8, выполненные из износоустойчивого материала.
Расстояние между свободными концами защитных плит больше толщины вторичного элемента, но меньше, чем суммарная толщина вторичного элемента и двух направляющих.
Для поддержания защитных плит 5 в закрытом положении и снижения ударных нагрузок на ролики 7 защитные плиты 5 выполнены подпр.жиненными при помощи пружин 9, а концы направляющих 8 выполйены заостренными
1065987 и выступают за пределы вторичного элемента (фиг. 3). устройство работает следующим образом.
В исходном положении защитные плиты 5 под действием пружин 9 зак- 5 рывают воздушный зазор, как показано на фиг. 2. В момент входа вторичного элемента 2 в рабочую зону индуктора 1 заостренный конец направляющих 8 входит в зазор между роли- 10 ками 7. По мере передвижения вторичного элемента 2 вперед через роли ки 7, которые взаимодействуют с концами направляющих, осуществляется поворот защитных плит 5 относительно шарнирных соединений 4 и открытие зазора для свободного прохождения вторичного элемента 2. Вторичный элемент 2 входит в воздушный зазор индукторов 1 при достижении максимального расстояния между роликами 7.
При выходе вторичного элемента 2 из рабочей зоны индукторов 1 под действием пружин 9 защитные плиты 5 возвращаются в исходное положение и закрывают воздушный зазор .
Предлагаемое конструктивное решение позволяет уменьшить габариты двигателя по высоте, улучшает условия эксплуатации и обеспечивает на30 дежную работу двигателя при лйбом исполнении и массе вторичного элемента, так как я данном случае существенно упрощается креплечие вторичного элемента и повышается его жесткость, что ведет к уменьшению колебаний и вибраций вторичного элемента и повышению его надежности в целом, тяговый линейный электродвигатель может применяться преимущественно для низкоскоростных систем промышленного транспорта, работающих в условиях горнодобывающей, .металлургической, химической, горноперерабатывающей и др. отраслей промышленности, где по условиям эксплуатации работа двигателей связана с возможностью прямого попадания кусков транспортируемого груза в зону рабочего зазора индуктора. Наличие боковых стенок на защитных плитах обеспечивает механическую защиту лобовых частей обмоток со стороны входа и выхода индуктора. Наклонные поверхности ,и подвижность (поворот) защитных
;плит способствуют сбрасыванию оставшихся кусков транспортиру"мого груза с поверхности защитных плит.
1065987
Фис. 1
Составитель С. Венгржановская
Редактор Л. Пчелинская ТехредЖ. Кастелевич корректор Л. Патай
Заказ 11055/56 Тираж 672 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4