Устройство для автоматического центрирования спицевого колеса
Иллюстрации
Показать всеРеферат
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ЦЕНТРИРОВАНИЯ СПИЦЕВОГО КОЛЕСА, содержащее опорную плиту для установки втулки колеса, механизмы центрирования и фиксации обода и втулки колеса во взаимно правильном положении, снабженные радиально расположенными Г-образными захватами обода, имеющими синхронный привод от силового цилиндра, установленного коаксиально колесу под опорной плитой, и зажим втулки колеса, имеющий привод от штока силового цилиндра проходящего через центральное отверстие втулки, устройства по числу сЯиц для одновременного натяжения и фиксации спиц колеса , снабженные секционным пневматическим механизмом подачи, секции которого по числу спиц расположены по окружности обода в направлении спиц колеса и связаны трубопроводами с общей пневмомагистралью , отличающееся тем, что, с целью повышения точности, производительности и технологичности центрирования, устройства для одновременной фиксации спиц выполнены в виде сварочных машинок, а каждая секция механизма подачи выполнена в виде двух Ъневмоцилиндров, шарнирно установленных на разных уровнях относительно опорной плиты, при этом на штоке нижнего (Л пневмоцилиндра закреплены самоустанавливающиеся губки с ловителем спицы и самотормозящимися клещами, а шток верхнего пневмоцилиндра связан с выдвижной головкой сварочной машинки.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
1066842 А (19) (11) уд) В 60 В 31 02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
М АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ пн;.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 2413672/27-.11 (22) 11.10.76 (46) 15.01.84..Бюл. № 2 (72) В. А. Шабайкович, Н. В. Ромаиенчук, Н. С. Григорьева, А. А. Товт и Э. В. Тритецкий (71) Львовский ордена Ленина политехнический институт (53) 629.113.012.3 (088.8) (56) 1. Патент Польши № 67690, кл. 63 д 5/02, 1973.
2. Патент СССР № 50294, кл. В 60 В 31/02, 1937 (прототип). (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ЦЕНТРИРОВАНИЯ СПИЦЕВОГО КОЛЕСА, содержащее опорную плиту для установки втулки колеса, механизмы центрирования и фиксации обода и втулки колеса во взаимно правильйом положении, снабженные радиально расположен йыми
Г-образными захватами обода, имеющими синхронный привод от силового цилиндра, установленного коаксиально колесу под опорной плитой, и зажим втулки колеса, имеющий привод от штока силового цилиндра проходящего через центральное отверстие втулки, устройства по числу спиц для одновременного натяжения и фиксации спиц колеса, снабженные секционным пневматическим механизмом подачи, секции которого по числу спиц расположены по окружности обода в направлении спиц колеса и связаны трубопроводами с общей пневмомагистралью, отличающееся тем, что, с целью повышения точности, производительности и технологичности центрирования, устройства для одновременной фиксации спиц выполнены в виде сварочных машинок, а каждая секция механизма подачи выполнена в виде двух Ьневмоцилиндров, шарнирно установленных на разных уровнях относительно В опорной плиты, при этом на штоке нижнего пневмоцилиндра закреплены самоустанав- Ц ф ливающиеся губки с ловителем спицы и самотормозящимися клещами, а шток верхнего пневмоцилиндра связан с выдвижной головкой сварочной машинки.
1066842
1О
55
Изобретение относится к сборке спицевых колес, используемых на велосипедах, мотоциклах, мопедах и др, а именно к устройствам для их автоматического центрирования.
Известна .устройство для автоматического центрирования спицевого колеса, содержащее обжимные диски, ниппелеверты, механизм зажима втулки. Автоматическое центрирование производится за счет равномерного предварительного натяжения спиц и дополнительного обжатия за счет эффекта упругого восстановления положения обода в первоначальное положение после его освобождения из состояния обжатия (1).
Упругое восстановление обода сообщает спицам дополнительное натяжение небольшой величины, зависящее от жесткости обода и не превышающей 500/р от необходимого натяжения спиц. При таких условиях предварительное натяжение спиц должно быть довольно большим, при которрм разброс натяжений спиц значительно возрастает и абсолютные значения переносятся на готовое колесо. Это не обеспечивает высокого качества спицевых колес.
Наиболее близким к изобретению по технической сути является устройство для автоматического центрирования спицевого колеса, содержащее опорную плиту для установки втулки колеса, механизмы центриро- 3ц вания и фиксации обода и втулки колеса во взаимно правильном положении, снабженные радиально расположенными Г-образными захватами обода, имеющими синхронный привод от силового цилиндра, установленного коаксиально колесу под опорной пли- З5 той, и зажим втулки колеса, имеющий привод от штока силового цилиндра, проходящего через центральное отверстие втулки, устройства по числу спиц для одновременного натяжения и фиксации спиц колеса, снабженные секционным пневматическим ме- 4О ханизмом подачи, секции которого по числу спиц расположены по окружности обода в направлении спиц колеса и связаны трубопроводами с общей пневмомагистралью (2).
Однако известное устройство не может обеспечить высокой точности центрирования колеса из-за нестабильности момента трения при натяжении спиц, влияющего на их затяжку. Кроме того, процесс натяжения и фиксации спиц колеса, осуществляемый с помощью пневматических гайковертов, является недостаточно производительным и технологичным.
Цель изобретения — повышение точности производительности и технологичности центрирования.
Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для автоматического центрирования спицевого колеса, содержащем опорную плиту для установки втулки колеса, механизмы центрирования и фиксации обода и втулки колеса во взаимно правильном положении, снабженные радиально расположенными Г-образными захватами обода, имеющими синхронный привод от силового цилиндра, установленного коаксиально колесу под опорной плитой, и зажим втулки колеса, имеющий привод от штока силового цилиндра, проходящего через центральное отверстие втулки, устройства по числу спиц для одновременного натяжения и фиксации спиц колеса, снабженные секционным пневматическим механизмом подачи, секции которого по числу спиц расположены по окружности обода в направлении спиц колеса и вязаны трубопроводами с общей пневмомагистралью, устройства для одновременной фиксации спиц выполнены в виде сварочных машинок, а каждая секция механизма подачи выполнена,в виде двух пневмоцилиндров, шарнирно установленных на разных уровнях относительно опорной плиты, при этом на штоке нижнего пневмоцилиндра закреплены самоустанавливающиеся губки с ловителем спицы и самотормозящимися клещами, а шток верхнего пневмоцилиндра связан с выдвижной головкой сварочной машинки.
На чертеже изображено схематично предложенное устройство, разрез.
Устройство для автоматического центрирования спицевого колеса состоит из наклонной плиты 1, на которой установлено опорное кольцо 2 и центрирующий стержень 3, оканчивающийся разжимным грибком 4, установленным на штоке 5 пневмоцилиндра
6. На плите 1 при помощи шарниров 7 установлены пневмоцилиндры натяжения 8 по количеству спиц колеса, несущие подвижные губки с ловителями 9 и подпружиненными самотормозящими клещами 10, и направляющие 11. Конструктивно самотормозящие клещи 10 представляют известную конструкцию с двумя подпружиненными эксцентриками. При движении в одном направлении производится захват спиц и ее натяжение, в другом — проскальзывание. На держателях 12 с помощью шарниров 13 установлены сварочные машинки 14, по количеству спиц имеющие сварочную головку 15 и приводвстроенный пневмоцилиндр подачи 16. Снизу имеются пружины 17. На корпусе установлены -также датчики контроля аксиального 18 и радиального 19 биений обода колеса по количеству секций спиц. По количеству секций спиц имеются центрирующие
Г-образные захваты 20, выполненные фасонными по полному внешнему профилю колеса, перемещающиеся по направляющим 21 и 22, укрепленным с помощью кронштейнов 23 к плите 1 станка. К Г-образным захватам
20 жестко прикреплены подвижные тяги 24, имеющие клиновую прорезь 25, в которую
1066842
3 входят клинья 26, установленные на тарелке 27, жестко соединенной со штоком 28 привода, например, пневмоцилиндра 29 и перемещающиеся по направляющим 30.
Все секции пневматического механизма подачи расположены по окружности обода в направлении спиц колеса и связаны трубопроводами с общей пневмомагистралью.
Каждая секция механизма подачи выполнена в виде двух пневмоцилиндров 8 и 16, шарнирно установленных на разных уров- 10 яях относительно опорной плиты 1.
Устройство работает следующим образом.
Спицевое колесо с предварительно наживленными спицами устанавливается втулкой на опорное кольцо 2 и центрирующий стержень 3, после чего втулка зажимается с помощью грибка 4, посаженного на шток 5 пневмоцилиндра 6. Затем зажимается обод колеса с помощью Г-образных захватов 20, синхронно перемещающихся по направляющим 21 и 22 за счет перемещения вверх клиньев 26 от пневмоцилиндра 29, горизонтального движения подвижных тяг 24. Операция выполняется одновременно и этим достигается фиксация взаимно правильного положения. обода относительно втулки. При этом спицы колеса попадают в ловители губок 9, которые за счет шарниров 7 и 13 и пружины
17 имеют возможность самоустановки по отношению к оси каждой спицы центрируемого колеса. После самоустановки г бок 9 включаются пневмоцилиндры 8, которые перемещают по направлению спицы губки 9, несущие самотормозящие подпружиненные клещи 10, которыми спица захватывается и натягивается. Обеспечение постоянного натяжения спиц обеспечивается за счет обще-
35 го подвода воздуха в пневмоцилиндры 8. Натяжение спиц можно регулировать, изменяя давление воздуха, подаваемого в сеть ггнев4 моцилиндров 8. После этого на конец спицы колеса, выступающий из промежуточной втулки на ободе колеса подается при помощи пневмоцилиндра 16 сварочная головка 15, обеспечивающая приварку спицы к промежуточной втулке колеса и формирование головки спицы. Для охлаждения в зону приварки подается воздух. Пассивный контроль правильности положения обода колеса после его автоматического центрирования производится с помощью датчиков 18 и 19 аксиального и радиального биений.
Втулка и обод колеса расфиксируются, самотормозящие клещи 10 с губками 9 возвращаются в исходное положение, а колесо снимается автоматически с помощью известных загрузочно-разгрузочных устройств или вручную.
Конструкция станка позволяет автоматизировать одну из наиболее трудоемких и утомительных сборочных операций — центрирование при значительном повышении эксплуатационных качеств колеса, производительности и надежности. При этом значительно уменьшается трудоемкость и себестоимость центрирования. Цикл центрирования одного колеса 10 с. Внедрение станка на производстве по предварительно сделанным расчетам обеспечивает снижение трудоемкости центрирования на 70/ц, себестоимости на 35 /р, производительность повышается на 150 /<>. Эксплуатационное качество колеса повышается за счет получения на станке более жесткой конструкции колеса; более точного фиксирования взаимно правильного положения втулки и обода при отсутствии резьбовых соединений. Сцентрированное колесо допускает перецентровку во время эксплуатации на аналогичных станках с дополнительной расваркой спицы от промежуточной втулки.
1066842
Составитель А. Глинка
Редактор Т. Веселова Техред И. Верес Корректор О. Билак
Заказ 10729/19 Тираж 66 3 Подписное
ВНИИ ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, . Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП сПатент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4