Стыковое соединение блоков сборной обделки тоннеля
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СТЫКОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ БЛОКОВ СБОРНОЙ ОБДЕЛКИ ТОННЕЛЯ , имеющих срезанные углы, включающее петлевые арматурные выпуски, расположенные по срезанным углам блоков, кольцевой элемент и клинья, отличающееся тем, что, с целью обеспечения равномерного распределе ния напряжений по толщине блоков и уменьшения трудозатрат при монтаже, арматурные выпуски размещены по нейтральной оси каждого блока, а кольцевой элемент выполнен с щелевыми отверстиями в стенках , расположенными соосно с выпусками арматуры блоков, причем каждый петлевой арматурный выпуск заведен в соответствующее отверстие кольцевого элемента. (Л С 05 ел
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1067151
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А BTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
CO
Cb 3
С фи8 f
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3480887/29-33 (22) 10.08.82 (46) 15.01.84. Бюл. № 2 (72) Э. Г. Чернякова, В. M. Цынков, А. И. Семенов, 1О. 3. Муромцев, Т. А. Мазаник, И. Л. Жуков и Е. А. Василенко (71) Государственный ордена Трудового
Красного Знамени проектно-изыскательский институт «Метрогипротранс» (53) 624.191.8 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 447477, кл. Е 21 D 11/08, 1973.
2. Патент ФРГ № 2118034, кл. 19 F 5/04, 1971 (прототип). з(5у Е 02 D 29/00; Е 21 D 11/08 (54) (57) СТЫКОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ
БЛОКОВ СБОРНОР1 ОБДЕЛКИ ТОННЕЛЯ, имеющих срезанные углы, включающее петлевые арматурные выпуски, расположенные по срезанным углам блоков, кольцевой элемент и клинья, отличающееся тем, что, с целью обеспечения равномерного распределе ния напряжений по толщине блоков и уменьщения трудозатрат при монтаже, арматурные выпуски размещены по нейтральной оси каждого блока, а кольцевой элемент выполнен с щелевыми отверстиями в стенках, расположенными соосно с выпусками арматуры блоков, причем каждый петлевой арматурный выпуск заведен в соответствующее отверстие кольцевого элемента.
1067151 нение блоков в плане; на фиг. 2 — то же, разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — кольцевой элемент стыкового соединения блоков; на фиг. 4 — блок в плане.
Сборная обделка тоннеля выполнена из звеньев, состоящих из блоков 1, соединенных между собой посредством установленного в месте сопряжения блоков 1 кольцевого элемента 2, пе периметру которого выполнены расположенные соосно выпускам арматуры блоков щелевые отверстия 3, через которые пропущены петлевые арматурные выпуски 4. Кольцевой элемент 2 укрепляют клиньями.5, заведенными в петлевые арматурные выпуски 4. Каждый из углов блока 1 срезан на глубину более 1/2 его толщины по дуге окружности, диаметр которой равен наружному диаметру кольцевого элемента 2. В каждом углу блока 1 по его нейтральной оси заделаны петлевой ар45
55
Изобретение относится к подземному строительству, а именно к конструкциям сборных обделок тоннелей.
Известно стыковое соединение блоков сборной обделки тоннеля, включающее выпущенные из углов блоков арматурные петли, которые перекрывают друг друга, соединяемые с помощью болта (1).
Однако данное соединение характеризуется недостаточной жесткостью в связи с невозможностью стянуть блоки между со- 10 бой и уплотнить стыки между блоками.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является стыковое соединение блоков сборной обделки тоннеля, имеющих срезанные углы, включающее петлевые арматурные выпуски, расположенные по срезанным углам блоков, кольцевой элемент и клинья (2).
Недостатком его является неравномерность натяжения верхних и нижних петлевых выпусков, что приводит к неравномерному напряжению в блоках, потере жесткости обделки, излишнему образованию трещин, увеличению трудозатрат при монтаже каждого блока кольца обделки.
Цель изобретения — обеспечение равномерного распределения напряжений по толщине блоков и уменьшение трудозатрат при монтаже.
Цель достигается тем, что в стыковом соединении блоков сборной обделки тоннеля имеющих срезанные углы, включающем петлевые арматурные выпуски, расположенные по срезанным углам блоков, кольцевой элемент и клинья, арматурные выпуски размещены по нейтральной оси каждого блока, а кольцевой элемент выполнен с щелевыми отверстиями в стенках, расположенными соосно с выпусками арматуры блоков, причем каждый петлевой арматурный выпуск заведен в соответствующее отверстие кольцевого элемента.
На фиг. 1 изображено стыковое соеди- 40 матурный выпуск 4, Стянутые между собой блоки 1 образуют уплотненные стыки 6.
Обделку тоннеля монтируют следующим образом.
Устанавливают первое прорезное кольцо обделки, к которому вплотную монтируют второе кольцо, составленные из блоков
1, по углам каждого из которых выведен петлевой арматурный выпуск 4. Монтаж второго и каждого последующего кольца обделки начинают с установки лоткового блока 1.
На свободные петлевые арматурные выпуски 4 лоткового блока 1 через щелевые отверстия 3 надевают кольцевой элемент 2 и закрепляют клинья 5, после чего с обоих торцов к лотковому блоку 1 присоединяют блоки кольца обделки тоннеля. Для этого петлевые арматурные выпуски 4 устанавливаемых блоков 1 заводят в соответствующие щелевые отверстия 3. Закрепленные на лотковом блоке 1 кольцевые элементы 2 фиксируют клиньями 5. В такой последовательности собирают остальные блоки 1 второго кольца обделки до полного его замыкания.
Третье кольцо обделки тоннеля монтируют следующим образом.
Устанавливают нижний лотковый блок 1, пропускают два петлевых арматурных выпуска 4 в щелевые отверстия 3 ранее установленных кольцевых элементов 2 собранного ранее второго блочного кольца обделки и в петлевые арматурные выпуски 4 вставляют клинья 5, на свободные петлевые выпуски 4 установленного лоткового блока надевают кольцевой элемент 2 и закрепляют их клиньями 5. К установленному лотковому блоку 1 с обоих торцов присоединяют. следующие блоки 1 так, чтобы размещенные на стыкуемых сторонах три петлевые выпуска 4 каждого присоединенного блока 1 попали в закрепленные кольцевые элементы 2, при этом в пропущенные через кольцевые элементы 2 петлевые выпуски 4 вставляют клинья 5 и закрепляют очередной блок 1 в трех точках. В такой последовательности устанавливают остальные блоки кольца обделки до его полного замыкания и окончательной забивки натяжных клиньев, начиная с третьего кольца.
По мере монтажа колец обделки углубления с соединительными кольцами заполняют расширяющимся водонепроницаемым цементом, а швы зачеканивают обычным способом.
Таким образом, стыковое соединение элементов сборной тоннельной обделки обеспечивает прочное и надежное скрепление блоков с прижатием друг к другу в поперечном и продольном направлениях. Уплотнение всех швов придает обделке в целом повышенную жесткость, устойчивость, водонепроницаемость и несущую способность, в связи с чем он может получить широкое распространение в сложных инженерно-геологических условиях строительства тоннелей метрополитена и вообще тоннелестроения.
1067151 рае 2
Составитель И. Воллер
Редактор К. Волощук Техред И. Верес Корректор А. Дзитко
Заказ 10903 35 Тираж 649 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и от крытий
113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4