Запорный клапан

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. ЗАПОРНЫЙ КДАПАН, в корпусе которого установлены закрепленные на штоке основной затвор с узлом фиксации его относительно штока и размешенный в полости основного затвора разгрузочный затвор, отличающийся тем, что. с целью повышения надежности, на внутренней боковой поверхности основного затвора выполнены выемки с осевым смешением одна относительно другой, узел фиксации выполнен в виде полого поршня с радиальными отверстиями, в которых размешен упорньт элемент с элементом поджатия его к-основному затвору, установленный с возможностью взаимодействия ,с выемками, а разгрузочный затвор размешен коаксиально штоку, причем его торцовая поверхность смещена относительно торцовой поверхности штока на величину, больп1ую величины смешения выемок, основного затвора. 2. Клапан по п. I, отличающийся тем, что элемент поджатия упорного элемента о S к основному затвору выполнен в виде подпружиненной втулки, размешенной в полос (Л ти поршня.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ.

РЕСПУБЛИН

1067283 А (19) (П) уЮ F 16 К 39 02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ.

",г",; р:-; ж;. !

"-" гЫН ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3505854/25-08 (22) 2.07.82 (46) 15.01.84. Бюл: № 2 (72) В. М. Нащенков, A. И. Майоров, С. В. Москалев и А. И. Косков (71-) Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт атомного энергетического машиностроения (53) 621.646(088.8) (56) 1. Клетковые клапаны Кассиль. Проспект фирмы АДАР. Франция, 1977, 2. Авторское свидетельство СССР № 806969, кл. F 6 К 39/02, 1979 (прототип}. (54) (57) 1. ЗАПОРНЫИ КЛА11АН, в корпусе которого установлены за крепленные на штоке основной затвор с узлом фиксации его относительно штока и размещенный в полости основного затвора разгрузочный затвор, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, на внутренней боковой поверхности основного затвора выполнены выемки с осевым смещением одна относительно другой, узел фиксации выполнен в виде полого поршня с радиальными отверстиями, в KOTopblx размещен упорный элемент с элементом поджатия его к основному затвору, установ- ленный с возможностью взаимодействия ,с выемками, а разгрузочный затвор размещен коаксиально штоку, причем его торцо-вая поверхность смещена относительно торцовой поверхности штока на величину, большую величины смещения выемок, основного затвора.

2. Клапан по п. 1, отличающийся тем, что элемент поджатия упорного элемента к основному затвору выполнен в виде под- щ

C пружиненной втулки, размещенной в полости поршня.

1067283

Изобретение относится к арматурострое- о нию, преимущественно к запорно-регулирую-. П щим клапанам для жидких и газообразных д сред различных параметров. M

Известен клапан с внутренней разгруэ- в кой, содержащий основной и разгрузочный 5 е затворы, укрепленные на штоке, связанном н еприводом,,и пружину,,снижающую осевые р вибрации штока )I). п

Недостатком этого устройства являются б большие энергозатраты на привод, в связи Ið с с тем, чго в закрытом положении требуются н дополнительные усилия на привод для соз- н дания герметизации. н

Наиболее близким по технической сущ- в ности и достигаемому результату к изоб- м ретению является запорный клапан, в кор- 1 м пусе которого установлены закрепленные на штоке основной затвор с узлом фикса- п ции его относительно штока и размещенный н в его полости разгрузочный затвор (2). в

Известное устройство характеризуется 5 недостаточной наде>кностью, связанной с р ненадежным функционированием узла фик- н свции основного затвора, л

Целью изобретения является повышение в надежности. л

Указанная цель достигается тем, что в 25 к запорном клапане,. в корпусе которого и установлены закрепленные на штоке основной затвор с узлом фиксации его относитель- 3 но штока и размещенн.ый в полос:и основного затвора разгрузочный затвор, на внутренней боковой поверхности основного зат- >Р и вора вьиолнены выемки с осевым смещени- м ем одна относительно другой, узел фик- к сации выполнен в виде полого поршня с ра- в диальными отверстиями, в которых разме- н щен упорный элемент с узлом поджатия м его к основному затвору, установленный !5 з с возможностью взаимодействия с выемка- д ми, а разгрузочный затвор размещен коак- м сиально штоку, причем его торцовая по- в верхность смещена относительно торцовой у поверхности штока на величину, большую 4р з величины смещения выемок основного затво- у ра н

Кроме того, элемент поджатия упорндго элемента к основному затвору выполнен в виде подпружиненной втулки, размещенной в полости поршня.

На фиг. 1 изображен.запорный клапан при закрытом положении основного затвора, в разрезе; на фиг. 2 — — то же, при открытом положении основного затвора.

Запорный клапан содержит основной затвор l, установленный в полости корпуса 2 с возможностью взаимодействия с седлом 3, и разгрузочный затвор 4, который размещен коаксиально штоку 5, На внутрен ней боковой поверхности основного затвора 1 выполнены выемки 6, например, в виде кольцевых расточек, а сам затвор установлен -на штоке 5 и зафиксирован тносительно него узлом фиксации, выолненным в виде полого поршня 7 с раиальными отверстиями 8, в которых раз-. ещен упорный элемент 9, выполненный виде шариков, взаимодействующих с вымками 6, поджатый к поверхности основого затвора 1 втулкой 10 с набором таельчатых пружин 11, установленных в олости поршня 7. Выемки 6 «а внутренней оковой поверхности затвора 1 выполнены осевым смещением, а торцовая поверхость разгрузочного затвора 4 смещена отосительно торцовой поверхности штока 5 а величину, большую величины смещения

ыемок 6, Усилие поджатия упорного элеента 9 определяется положением под>киающей пружины 11 гайкой 12. Для упрощения подбора материалов запорного клаана выемки 6 могут быть выполнены в аправляющей втулке 13. В теле поршня 7

ыполнены отверстия 14 для прохода среды. оковая поверхность основного затвора 1, асйоложенная между выемками 6, выиолена конической с углом конуса, наиравенным в сторону крепления штока 5 к ириоду. Глубина одной из выемок 6, расиооженная ближе к месту крепления штоа 5 к приводу, меньше глубины другой з выемок 6.

Устройство работает следующим обраом.

В режиме открытия, при. увеличении на штоке 5 усилия от привода шток 5 через оршень 7 воздействует на упорный элеент (шарики) 9, которые, поднимаясь ио онической поверхности, сопряженной с

ыемками 6, перемещаются ио наиравлеию к штоку 5 и через. втулку 10 сжиают пружины 11. При. этом разгрузочный атв<ор 4 остается, прижатым к седлу 3 авлением среды. Шток 5 свободно переещается относительно разгрузочного затора 4 (фиг. 1) . .В этом режиме работы силие от давления среды на основной атвор l и разгрузочный затвор 4 больше силия сжатия пружин !1. Перед попадаием шариков 9 в верхнюю выемку 6 при . дальнейшем подъеме штока 5 происходит зацепление разгрузочного затвора 4 штоком 5 и подъем с последующей фиксацией

45 упорного элемента 9 в верхней выемке 6 посредством пружин I I. При дальнейшем подъеме штока 5 открывается основной затвор 1 (фиг, 2), происходит соединение полости над основным затвором с полостью иод затвором 4 и выравнивание давлений на нем„ что приводит к сниженшо усилия на штоке 5, необходимого для подьема основного затвора l, и процесса регулирования.

В режиме регулирования, когда основйой затвор 1 находится в промежуточном положении, усилие, необходимое для перемещения затвора 1, меньше, чем усилие фиксации упорного элемента 9 посредством упругих. пружин . 11, что обеспечивает жесткое монолитное соединение штока 5 и основного затвора I.

В режиме закрытия основной затвор прижимается к седлу 3. Усилие на штоке 5 растет, приближаясь к усилнк, большему, чем усилие пружин 11, разжимающее упорный элемент (шарики) 9, последний под воздействием усилия от поршня 7 сжимает пружины 11 и выхолнт из верхней выемки 6. Происходит перемещение упор!

067283

4 ного элемента (шариков) 9 в нижнюь выемку. При этом опускается вниз хвостовик штока 5, освобождая разгрузочныи затвор 4, который потоком среды закрывает разгрузочное отверстие и прекращает перемещение среды. Образующийся перепал давлений обеспечивает герметизацию основного затвора 1 и разгрузочного затвора 4.

Технико-экономическая эффективность изобретения заключается в повышении его надежности и возможности работы устройства на сильно пульсирующих потоках.

1()67283 фи2. 2

Составитель М. Кольцова

Редактор Л. Повх Техред И. Верес Корректор И. Муска

Заказ 11 77/41 Тираж 916 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж--35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная,