Термоэлектрическое устройство
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Г (19) П1) СО)ОЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3494018/23-06 (22) 24.09.82 (46) 15.01.84. Бюл. Р 2 (72) И.Н. Помазанов, В.А ° Рачков и В..М. Мороз (53) 537.32(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР йо заявке Р 3318042,кл.F 25 В 21/02, .1981. (54)(57)ТЕРМОЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО для нагрева и охлаждения объекта, содержащее тепловой насос с полупроводниковыми ветвями, присоединенными соответственно к шине-генерато ру и шине-холодильнику, имеющим каналы, и размещенные между ветвями медные стержни с каналами, разделенные диэлектриком, о т л и—
3(5)) Г 25 В 21/02; F 25 В 29/00, Н 01 Ь 35/28 ч ающе е ся тем, что, с целью расширения функциональных особенностей устройства, оно содержит второй аналогичный тепловой насос, а каждая шина выполнена составной с диэлектриком между частями, причем к обеим сторонам частей шины-холодильника первого насоса присоедине-. ны полупроводниковые ветви с шиной генератором, одна из частей которой присоединена через полупроводниковую ветвь к медному стержню второго насоса, при этом каналы медных стержней и частей шины-холодильника, а также каналы частей шины-генератора соединены последовательно с образованием автономных зигзагообразных циркуляционных контуров.
10б7312
Изобретение относится к термоэлектрическим устройствам и может быть использовано в электротермии, холодильной и других областях техники для нагрева и охлаждения рабочих сред. 5
Известно термоэлектрическое устройство для нагрева и охлаждения объекта, содержащее тепловой насос с полупроводниковыми ветвями, присоединенными соответственно. к шинегенератору и шине-холодильнику, имеющим каналы, и размещенные между ветвями медные стержни с Каналами, раз деленные диэлектриком (1 ).
Недостаток устройства заключается в малой разности температур, достигаемой между холодной и горячей контактными пластинами термохолодильника, что не позволяет достичь низких температур, это является следствием малого значения рабочего напряжения 20 на термохолодильнике, которое создается тврмогенератором, который в силу конструктивных особенностей устройства имеет лишь одну пару полупроводниковых ветвей. 25
Цель изобретения — расширение функциональных возможностей устройства.
Цель достигается тем, что термо-! электрическое устройство для нагрева и охлаждения объекта, содержащее теп-.30 ловой насос с полупроводниковыми ветвями, присоединенными соответственно к шине-генератору и шине-холодильнику, имеющим каналы, и размещенные между ветвями медные стержни с каналами, разделенные диэлектриком, содержит второй аналогичный тепловой насос, а каждая шина выполнена составной с диэлектриком между частями причем к обеим сторонам частей шиныхолодильника первого насоса присоеди-40 иены полупроводниковые ветви с шиной генератором, одна из частей которой присоединена через полупроводниковую ветвь к медному стержню второго насоса, при этом каналы медных стерж 45 ней и частей шины-холодильника, а также каналы частей шины-генератора соединены последовательно с образованием автономных зигзагообразных циркуляционных контуров. 50
На фиг. 1 представлено предлагаемое устройство, общий виду на
° фиг. 2 - разрез A-A на фиг. 1.
Устройство содержит первый тепловой насос с полупроводниковыми ветвями 1 и 2, присоединенными соответственно к шине-генератору 3 и шинехолодильнику 4, имеющим, соответственно, навалы 5 и б и размещенные между ветвями медные стержни 7 с каналами 8, разделенные диэлектриком, и второй тепловой насос с шиной-генератором 9.
Каждая шина насосов выполнена составной с диэлектриком между частями, причем к обеим сторонам частей шины-холодильника 4 первого насоса присоединены полупроводниковые ветви 1 и 2 с шиной-генератором 9.
Одна из частей данного генератора присоединена через полупроводниковую ветвь 2 к медному стержню 7 второго насоса, при этом каналы частей шин-генераторов 3 и 9 соединены последовательно с образованием автономных циркуляционных контуров рабочих сред.
Шины-генераторы 3 и 9 снабжены нагревателями 10 и каналами 11.
Устройство работает следующим образом.
На электронагреватели 10. подают рабочее напряжение, в каналы 5, б и 8 подают теплоноситель (рабочие среды ).
Причем в каналах 5 генератора 3 циркулирует охлаждающий теплоноситель.
В результате шина-генератор 3 сильнее нагревается шины-холодильника 4. В связи с тем, что каналы шины-генератора и .шины-холодильника насосов соединены последовательно с образованием автономных циркуляционных контуров, больший нагрев тепло- носителя осуществляется в каналах
5 и 11 шин-генераторов 3 и 9 соответственно. В результате имеет мес» то значительная разность температур
Между шинами насосов, приводящая к1 возникновению термоэлектродвижущей силы и электрического тока.
В связи с тем, что в предлагаемом устройстве установлены дополнительный насос (тепловой ), т .е. имеют место дополнительные полупроводни ковые ветви и шины-генераторы с вмон" тированными в них нагревателями, то генерируется дополнительная электро движущая сила. Благодаря этому суммарная термоэлектродвижущая сила и напряжение по сравнению с известными устройствами увеличивается. В результате расширяются функциональные возможности предлагаемого. устройства.
1067312
В
Составитель T. И)дина
Редактор Н. Киштулинец Техред С. Мигунова Корректор А. Повх
Заказ 11189/43 Тираж.520 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 5-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 б
2
1 ф
2
И