Крутильный динамометр пневматического типа
Иллюстрации
Показать всеРеферат
799
Класс 42к, 1о
42к, 7о;
СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
С. М. Кац и А. Л. Бирюков
КРУТИЛЬКЫЙ ДИНАМОМЕТР ПНЕВМАТИЧЕСКОГО ТИПА
Заявлено 4 апреля !956 r. за М 550046 в Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Предметом изобретения является крутильный динамометр пневматического типа, предназначенный для измерения крутящего момента, передаваемого вращающимся валом.
Известные пневматические крутильные динамометры, состоящие из динамометрического вала и датчика, пневматически соединенного с манометром, а через стабилизатор давления — c источником сжатого воздуха, имеют тот недосfRTQK, что требуют надежного уплотнения измерительной полости и, кроме того, обладают значительным моментом трения, что снижает точность измерения и усложняет конструкцию динамометра.
Эти недостатки устранены в описываемом крутильном динамометре тем, что датчик выполнен в виде камеры, расположенной вокруг конца валика, кинематически связанного системой шестерен с динамометрическим валом. Валик сйабжен торцовым отверстием с радиально расположенным жиклером, прикрываемым с i упицей подвижной в осевом направлении шестерни на валике, автоматически смещаемой на величину, пропорциональную закручиванию динамометрического вала, и вызывающей в камере датчика изменение величины давления, служащей мерой передаваемого крутящего момента.
На фиг. 1 схематически показан крутильный динамометр; на фиг. 2— поперечное сечение валика динамометра.
На динамометрическом валу l закреплены шестерня 2 и втулка
3 с шестерней 4; расстояние между участка ми крепления втулки 3 и. шестерни 2 является измеритель.ной базой динамометра. Параллельно динамометрическому валу расположен валик 5, вращающийся в подшипниках, установленных в корпусе 6 динамометра. На валик посажены две одинаковых шестерни 7 и 8, сцепленные соответственно с шестернями 4 н 2; шестерня 7 закреплена llQ валике жестко, а шестерня 8 может проворачиваться относительно валика.
В валике 5 со стороны внутреннего торца просверлен осевой канал 9, который переходит в радиально располо>кенный канал И, перпендикулярно последнему в
4 105799 наружном выступе валика расположен измерительный жиклер П, На ступице шестерни 8 имеется выступ, находящийся напротив измер>ггельного жиклера, между торцом которого и выступом образуется небольшой измерительный зазор; величина зазора изменяется пропорционально скручиванию ди,намометрического вала, На внутреннем конце валика 5 со стороны осевого канала расположено уплотнение 12. На этом участке к корпусу динам о метра прикреплена приставка, в которой имеется входной жиклер 13, соединенный одним концом со штуцером для подачи сжатого воздуха, а .другим концом — с внутреннен полостью, в которой размещен внутренний конец валика 5; указанная полость соединяет датчик динамометра с манометром 14 через пневмо-гидравлический разделитель И.
Сжатый воздух поступает в .датчик динамометра из заводской сети или подается компрессором, проходит фильтр 16 и стабилизатор 17 давления, откуда поступает во вхо I Holi жиклер 13, а зятем направляется llo осевому каналу 9 и радиальному каналу 10 к измерительному жиклеру 11.
В случае приложения к вращающемуся или неподвижному динамометрическому валу крутящего момента, скручивание вала вызывает относительное угловое смещение шестерен 2 и 4 на величину угла, пропорциональную скручиванию вала на участке измерительной базы. Соответственно смещаются шестерни 7 и 8 одна относительно другой, в резулыате чего измерительныи зазор 18 уменьшается; одновременно давление сжатого. воздуха в датчике динамометря возрастает. Показания манометра
14, измеряющего давление сжатого воздуха в дагчикс, являются мерой крутящего момента, приложенного к динамометрическому валу.
Предмет изобретения
Крутильный динамометр пневматического типа для измерения крутящего момента вращающегося вала, состоящий из динамометрического вала и датчика, пневматически соединенного с манометром и через стабилизатор давления с источником сжатого воздуха, отличаю гцийся теM. что, с целью упрощения конструкции и повышения точности показаний динямометра,;ràò÷èê выполнен в виде камеры, расположенной вокруг конца валика, кинематнчески связанного системой шестерен с динамометрическнм валом н снабженного торцовым отверстием с радиально расположенным жиклером, прикрываемым ступицей подвижной в осевом направлении шестерни ня валике, автоматически смещяемой на величину, пропор. циональную закручиванию динамометрического вала, н вызывая>щей в камере датчика изменение величины давления, служащей мерои передаваемого крутящего момента.