Установка для термомеханической обработки крупномодульных зубчатых колес
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
3Ш С 21 1) . 9/32
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
Г)О ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3455875/22-02 (22) 18.06.82 (46) 23.01. 84. Бюл. 9 3 (72) В.A.Ïàâëîâ и- А.H.Áoãäàíoíà (711 Брянский ордена "Знак Почета" институт транспортного машиностроения. (53) 621.785.005(088.8) (56) 1. Производство зубчатых колес.
М., "Машиностроение", 1975, с.693
2. Авторское свидетельство СССР
Р 427077, кл. С 21 )) 9/32, 1974 (54)(57) УСТАНОВКА ДЛЯ ТЕРМОМЕХАНИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ КРУПНОМОДУЛЬЦЫХ ЗУБ„„SU„„8513 А
ЧАТЫХ КОЛЕС, содержащая станину, на которой смонтированы мехайиэмы вертикального перемещения и шагового поворота колеса и механизм радиального перемещения индуктора и спрейера и правящих роликов, о т л и— ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения геометрической точности термообработанных колес, она снабжена установленными на механизме радиального перемещения с боковых сторон индуктора на уровне спрейера дополнительными роликами, а индуктор размещен между основными роликами.
1068513
Изобретение относится к термической обработке металлов и может использоваться при закалке крупномодульных зубчатых колес.
Известна установка для закалки конических колес с валом в эакалочном прессе, в которую входят загрузочный механизм, устанавливающий разогретое колесо между верхним и нижним штампами, привод колеса, правящие ролики, контактирующие с 10 шейками вала колеса, и камера с охлаждающей жидкостью Г13.
Недостатками данной установки являются большие трудности правки зубьев крупномодульных колес (с 15 модулем более 10 мм, поскольку последние диаметром более 1-2 м требуют создания уникального (дорого. стоящего ) оборудования, при большей ширине колеса эффективность применения штампов значительно снижается, в связи с поводкой зуба средней части колеса.
Наиболее близким техническим решением к изобретению является установка для поверхностной термомеханической обработки крупномодульных зубчатых колес, содержащая станину, на которой смонтированы механизмы вертикального перемещения и шагового поворота колеса и механизм радиаль- 30 ного перемещения индуктора и спрейера и правящих роликов 323.
Недостатком данной установки является разводка зубьев колеса, обусловленная структурными превращения- 35 ми поверхностного слоя зубьев, охватывающих впадину, что снижает герметическую точность обрабатываемого колеса.
Целью изобретения является повы- 40 шение герметической точности термообработанных колес.
Для достижения указанной цели установка для поверхностной термомеханической обработки крупномодуль- 45 них зубчатых колес, содержащая ста нину, на которой смонтированы механизмы вертикального перемещения и шагового поворота колеса и меха-. низм радиального перемещения индуктора и спрейера и правящих роликов, снабжена установленными на механизме радиального перемещения с боковых ,сторон индуктора на уровне спрейера дополнительными роликами, а индуктор размещен между основными роликами.
На фиг. 1 представлена установка, общий вид; на фиг. 2 — сечение А-A на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б-Б на фиг. 2; на фиг. 4 — вид В на фиг. 2. 60
Установка содержит станину 1, на которой смонтированы механизмы вертикального перемещения с подачей
5 и поворота крупномодульного колеса с круговой подачей 5< и механизм осевого перемещения с осевой подачей
5 ст индуктора ТВЧ 2 и спрейера 3 (фиг. 3). Механизмы вертикального перемещения и поворота колеса, а также механизм перемещения индуктора
ТВЧ 2 и спрейера 3 не показаны.
Зубчатое, колесо жестко закреплено на поршне 4 механизма вертикального перемещения, при этом поворот колеса на один шаг ограничен фиксатором 5.
Индуктор ТВЧ 2 и спрейер 3 размещены между зубьями в нагреваемой впадине колеса (фиг. 2 и смонтированы в корпусе 6, закрепленном на суппорте 7 (фиг. 1}.
Индуктор ТВЧ 2 соединен с генератором ТВЧ 8 шиной 9. Корпус 6 и генератор ТВЧ 8 закреплены на суппорте 7, который установлен на станине 1 с .возможностью осевого перемещения с осевой подачей Sz< ограниченной передвижными упорами 10 и
11.
Зубья колеса 12, образующие нагреваемую впадину abed (фиг. 2), охвачены правящими роликами, одни из которых 13 и 14 расположены в нагреваемой впадине и разделены индуктором ТВЧ 2. Другие правящие ролики 15 и 16, охватывая противоположные профили ik и вЕ нагреваемых зубьев, расположены в зоне действия спрейера 3.
Правящие ролики 13 и 14 установлены в подпружиненных пружинами 17 оправках 18. Силу прижатия правящих роликов 13 и 14 к нагреваемой впа дине abed изменяют гайками 19, при
1 этом величину силы прижатия устанавливают такой, чтобы профили а Ь и cd не могли сблизиться под действием термических напряжений и правящих роликов 15 и 16.
Правящие ролик 15 и 16 смонтированы на осях 20 и 21, допускающих поворот правящих роликов с радиальной подачей 5 на определенный угол при настройке, установки для о6работки колеса определенного модуля. углы поворота правящих роликов 15 и 16 устанавливают с помощью регулируемых упоров 22 и 23. Правящие ролики 15 и 16 прижимают к противоположным профилям нагреваемых зубьев
Bf u ik с помощью роликов 24 и 25, установленных в подпружиненных пру- жинами 26 и 27 оправках 28 и 29 (фиг. 2 ).
Количество правящих роликов, находящихся в нагреваемой впадине и охватывающих противоположные профили нагреваемых зубьев, зависит от модуля и ширины обрабатываемого колеса.
Для уменьшения нагрева правящего ролика 13 между роликом и индуктором
ТВЧ 2 смонтирован экран 30 (фиг.3 .
1068513
Устройство работает следующим образом.
Устанавливают передвижной упор
10 на станине 1, чтобы при его контакте с суппортом 7, зазор между индуктором ТВЧ 2 и окружностью впадин колеса 12 был равен 2-4 мм. Передвижной упор 11 регламентирует отвод суппорта 7 от обрабатываемого колеса на расстояние (5-4)m, где m — модуль обрабатываемого колеса. 10
С помощью фиксаторов 5 устанавливают боковой зазор в 2-3 мм между индуктором ТВЧ 2 и боковыми профилями нагреваемой впадиныиЬ и cd .
Закалку впадины начинают при верх-15 нем положении обрабатываемого колеса
12 (колесо находится выше правящего ролика 13). Включают индуктор ТВЧ 2, подают охлаждающую жидкость через спрейер 3 и сообщают колесу 12 через механизм вертикального перемещения вертикальную подачу 5@ вниз (фиг. 1). При этом боковые поверхности зубьев нагреваемой впадины входят в контакт с правящим роликом
13, который под действием пружины
17 прокатывается по вершинам зубьев а и d с соответствующим усилием.
Величину усилия изменяют гайкой 19.
При дальнейшем перемещении колеса
12 с вертикальной подачей S вниз ЗО нагреваемая впадинааЬса входит в зону действия индуктора ТВЧ 2, который нагревает поверхностный слой впадины до температуры аустенизации.
Сопротивл ение впадины u bcd действию внутренних напряжений поверхностных слоев профилей i k и ef значительно снижается (при нагреве до температуры аустенизации прочность металла снижается в 10-20 раз), однако сближению (деформации) зубьев препятствует правящий ролик 1 3.
Двигаясь вниз с подачей 5, нагретая.до температуры аустенизации впадина abed колеса 12 постепенно входит в зону действия спрейера 3.
Жидкость (вода ) иэ спрейера охлаждает разогретый слой и под действием высокой разности температур в поверхностном слое формируется струк- 5О тура мартенсита.
При образовании мартенсита увеличивается толщина зубьев нагреваемой впадины и резко возрастают внутренние напряжения во впадине аЬса, которые стремятся раздвинуть профили зубьев ab u cd
Этой деформации зубьев препятствуют правящие ролики 16 и 15, которые под действием роликов 24 и 25 и пружин 26 и 27 давят:с расчетным усилием на профили зубьев е и ik.
Глубина структурных превращений на профиляхаЬ и cd непрерывно изменяется, так как постоянно меняется электрическое напряжение в сети, температура закалочной жидкости и ряд других факторов,.что вызывает изменение внутренних напряжений и, как следствие, меняется расчетное усилие прижатия правящих роликов
15 и 16.
Для уменьшения влияния переменных факторов на величину усилия прижатия правящих роликов к зубьям в нагреваемую впадину вводят правящий ролик
14 и увеличивают в 1,5-2 раза по сравнени. с расчетом силу прижатия правящих роликов 15 и 16 к профилям к и еЕ.
При дальнейшем движении обрабатываемого колеса 12 вниз в описанной последовательности .обрабатывается нагреваемая впадина по всей ширине колеса.
После выхода колеса 12 из зацепления с роликом 14 включаются механизм осевого перемещения, отводящий суппорт 7 от нагреваемой впадины до упора 11.
Включают механизм поворота, который поворачивает колесо 12 с круговой подачей 5„ на один шаг и после его выключения механизм вертикального перемещения поднимает колесо 12 вверх в исходное положение. Механизм осевого перемещения подводит суппорт 7 до упора 10, включается индуктор ТВЧ 2 и спрейер 3 и цикл повторяется.
В результате закрепления зубьев между правящими роликами поводка (деформация ) зубьев уменьшается в
2-3 раза, что позволит в ряде случаев о казаться от эубошлифования.
1068513
Составитель В. Белофастов
Редактор Н. Рогулич Техред Ж.Кастелевич Корректор A. Зимокосов
Заказ 11400/23 Тираж 544 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СС Р по делам изобретений и открытий
113035, Москва, r(-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4